Архивы публикаций
Февраль 2024 (1)
Октябрь 2023 (1)
Сентябрь 2023 (3)
Август 2023 (5)
Июль 2023 (1)
Май 2023 (2)
28 Nov 2008, 11:08Экономика

Запорожские «тряпичные» миллиардеры

Запорожские «тряпичные» миллиардеры Как только Кабмин запретил импорт подержанной одежды, страна узнала, что в Украине есть «тряпичные» миллиардеры.
В ноябре 2008 года Кабмин запретил ввоз в Украину бывшей в употреблении одежды и других изделий под видом давальческого сырья. Естественно, данное постановление вызвало ажиотаж как у продавцов секонд-хенда, так и у его покупателей. «Неужели мы больше не сможем купить свитер за 5 гривен?» — возмутились последние. В свою очередь, владельцы магазинов и точек продаж, играя на испуге населения, начали намекать о возможном прекращении торговли. Корреспондент «ВВ» пыталась разобраться в тенденциях рынка товаров «второй руки» (от английского — second-hand) и реальных последствиях запрещающего акта.
Застиранный лифчик прельщает качеством
Возле станции метро «Шулявская» расположен самый большой рынок секонд-хенда в Киеве. Каждый день тут многолюдно: покупатели разных возрастов усердно роются в кучах старой одежды. Отыскав понравившуюся вещь, неистово торгуются за пару гривен с продавцами. После этого бэушный бренд обретает очередную жизнь с новым владельцем.
— Я тут покупаю даже белье. А что в этом такого? Приду домой — постираю, новые товары на рынке тоже по нескольку месяцев валяются на прилавках. Но посмотрите, какое качество! — женщина средних лет демонстрирует огромный застиранный бюстгальтер.
Возле следующего прилавка мамаша с ребенком школьного возраста роется в ворохе детской одежды, поочередно вынимая ту или иную вещь.
— На базаре такой свитерок стоит 150 гривен. Неделю малец поносит, и не отличишь — где новый, где старый. Скажите, чем плох этот, за 20 гривен? Ребенок быстро растет, зачем же выбрасывать деньги на ветер? Да и я сама одеваюсь на секонде. Если такие магазины закроют, то это, считаю, будет издевательством над народом. И так после кабминовского запрета цены выросли чуть ли не вдвое, — громко возмущается покупательница.
Смуглый продавец понимающе улыбается в ответ: да, мол, чего только не творят эти чиновники, обнаглели уже до того, что хотят отобрать у украинцев даже поношенные тряпки...
Но у работников Государственной таможенной службы Украины на этот счет иное мнение.
— Правительственный запрет касается только давальческого сырья, которое (например, под видом заготовок одежды) беспошлинно ввозили в страну с целью переработки в готовую продукцию с обязательным вывозом за границу. Как правило, весь этот процесс занимает до 90 дней, — объяснил заместитель начальника пресс-службы Государственной таможенной службы Михаил Лукьянчиков, — и ко «вторым рукам» запрет никакого отношения не имеет.
Но тех сограждан, у которых сложилось впечатление, что товары группы секонд-хенд облагаются минимальными сборами, Михаил Вячеславович вынужден разочаровать: налоги тут почти такие же, как и на новую продукцию. Отсюда вопрос — смогли бы предприниматели продавать свитера по 5 гривен, если бы платили при пересечении границы положенные сборы?
Тряпье убило отечественных швейников
Президент-председатель правления Украинской ассоциации предприятий легкой промышленности Валентина Изовит уверена, что дешевые товары из Европы — один из наиболее криминальных сегментов отечественного рынка. Отсюда и частые пожары, которые за последние два года происходили в Киеве в местах, где продают секонд-хенд.
— Ведь криминалитет интересует все «черное» и нелегальное, а эти вещи завозятся за копейки, потом перепродаются по более высокой цене, и все это происходит без уплаты налогов. «Секонд-хендовский» бизнес очень прибыльный, ведь при закупке килограмм поношенных вещей стоит приблизительно 40–50 центов, а у нас их продают поштучно и за довольно приличные деньги, — утверждает Валентина Аркадьевна.
Руководитель ассоциации твердо убеждена, что товары «второй руки» вместе с контрабандой погубили отечественную легкую промышленность. Ведь ввозить в мешках подержанную одежду — совсем не то, что ее производить, при этом выплачивая немалые налоги и тратя огромные средства на закупку оборудования.
С тем, что продажа контрабанды в магазинах убила отечественную легкую промышленность, полностью согласен и известный дизайнер Михаил Воронин. В качестве примера, как в других странах почитают своего товаропроизводителя, он рассказал о попытке открыть магазин в Вене. Узнав о намерениях Михаила Львовича, соответствующие службы отказали ему даже в продлении визы, дабы не мешал развитию отечественной промышленности.
— В течение последних лет в Украине закрыли почти все швейные фабрики, а вот в Стамбуле только в прошлом году таковых открыли целых 500, — подчеркнул дизайнер. — А зачем владельцам магазинов работать с нашими швейниками, платить безумные налоги, если их можно обойти, продавая контрабанду?
Этикетка выдаст все
Как сообщил заместитель председателя парламентского комитета по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией, народный депутат Александр Буджерак, ежегодно в Украину завозятся контрабандные товары на сумму 15–20 млрд гривен. Предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, реализуют их на крупных оптовых рынках. Таким образом, последние получают сверхприбыли, а государство — мизер. К тому же мало кто знает, что в продажу попадает почти 25 процентов гуманитарной помощи, которая должна раздаваться бесплатно через заведения социальной опеки. А состоит она из новых вещей, не проданных в течение сезона в европейских магазинах! Такой «секонд-хенд» оседает даже в дорогих бутиках. Остальной товар под видом того же давальческого сырья, которое не облагается пошлиной, опять же проходит мимо бюджета.
— Нередки случаи, когда под этим прикрытием ввозятся брендовые вещи, которые потом продаются в дорогих украинских бутиках. Ведь все мешки не вскроешь и всю одежду не перероешь. Плюс к этому коррупция, существующая на таможне. Поэтому цель постановления Кабмина — не лишить украинцев дешевой одежды, а перекрыть поступление прибыли в карманы находчивых бизнесменов от операций с якобы бывшим в употреблении товаром. Официальная статистика доходов от секонд-хенда занижена. По неофициальным данным, емкость рынка вещей, бывших в употреблении, в Украине — 40–50 млрд гривен, а по документам проходит лишь 6,5 млрд, то есть в тени остаются 80% рынка, — констатирует Александр Буджерак.
Так почему на рынке паника? Объективных причин для роста цен на подержанные вещи нет — просто торговцы под шумок решили набить свои карманы еще больше! Хотя почему нет? Разве колебания курса евро и доллара не отражаются на стоимости любого товара? Кстати, в этом году работники Киевской таможни задержали большую партию одежды известных мировых торговых брендов, которую пытались ввезти в Украину в качестве гуманитарной помощи: под видом одежды для паломников. Общий вес груза составлял почти 23 тонны. Можно только представить, сколько подобного товара успешно пересекло украинскую границу!
Минздрав забыл предупредить: чужие вещи опасны для нашего здоровья
Кроме того что одежда «второй руки» погубила нашу легкую промышленность, она еще опасна для здоровья украинцев. Ведь эти товары не проходят положенного санитарно-гигиенического контроля, утверждает Валентина Изовит.
Кстати, правительство Молдавии 4 августа уже запрещало торговлю подержанной одеждой, мотивировав не налоговыми отчислениями, а опасностью распространения инфекционных заболеваний. Но массовые протесты представителей малого бизнеса республики привели к тому, что уже 5 сентября запрет был отменен. «Это первый случай, когда мы отменяем собственное решение в сжатые сроки, но признание ошибки свидетельствует о нашей гибкости», — отметил министр экономики и торговли Валерий Лазэр.
В Украине о здоровье думают в последнюю очередь. В пресс-службе Государственной таможенной службы Украины корреспонденту «ВВ» пояснили, что решение о необходимости введения санитарно-эпидемиологического контроля товаров, которые несут угрозу жизни и здоровью граждан Украины, в соответствии с положением о Министерстве здравоохранения Украины, утвержденным указом Президента Украины, должно принимать ведомство Князевича.
В свою очередь в Минздраве уведомили, что существующая нормативная база не предусматривает обязательной сертификации одежды секонд-хенд и экспертизы каждой единицы ввозимого товара. Поэтому опасность для здоровья вполне вероятна. Так что перед тем как покупать дешевое белье из Европы, не мешало бы подумать — а стоит ли овчинка выделки.
КСТАТИ
Полтора кило «добра» на каждого
В 2007 году в Украину из дальнего зарубежья было завезено 77 тысяч тонн товаров группы секонд-хенд. Согласно расчетам, на каждого украинца приходилось 1,6 килограмма ношеной одежды.
Факт налицо
Контрабанду привезли и в Запорожье
По результатам проверок областного Центра потребительских экспертиз выяснилось, что под видом товаров, относящихся к группе секонд-хенд, из-за «бугра» в Запорожье ввозится контрабандная одежда. Эту информацию сообщил «ВВ» заместитель запорожского мэра Виталий Гриценко. По его словам, таким образом владельцы магазинов уходят от уплаты таможенной пошлины. Кроме того, чиновник отметил, что разделяет беспокойство запорожских предпринимателей за судьбу торговли настоящим и легальным секонд-хендом, ввоз которого в Украину Кабинет министров якобы планирует ограничить.
Валентин ТЕРЛЕЦКИЙ и Инна БИРЮКОВА, “Вечерние вести”
Фото Андрея ЛОБАНОВА