Архивы публикаций
Февраль 2024 (1)
Октябрь 2023 (1)
Сентябрь 2023 (3)
Август 2023 (5)
Июль 2023 (1)
Май 2023 (2)
04 Mar 2018, 21:03Экономика

Дмитрий Лекух. Больше никакого газа для Украины

Дмитрий Лекух. Больше никакого газа для Украины

«Газпром» расторгает контракты с «Нафтогазом». По словам председателя правления российской компании Алексея Миллера, «Стокгольмский арбитраж, руководствуясь двойными стандартами, принял асимметричное решение по контрактам на поставку и транзит газа с НАК «Нафтогаз Украины». Таким образом, решение арбитража существенно нарушило баланс интересов сторон».

Напомним: долгий судебный спор закончился 28 февраля. Стокгольмский арбитраж, вопреки ожиданиям (предполагалось, что инстанция попытается свести взаимные претензии сторон на нет), все-таки обязал «Газпром» заплатить «Нафтогазу» 2,56 миллиарда долларов по иску о недопоставке согласованных объемов газа для транзита.

До суда дошло, когда общая сумма требований «Газпрома» к «Нафтогазу» составила уже 37 миллиардов долларов, а «Нафтогаза» к «Газпрому» — 27 миллиардов.

Сам договор, подписанный в 2009-м, давал возможность для многого. Да и обрамлялся таким количеством разного рода «дополнений», что всякий, кто до конца разобрался в этом деле, — уже крутой юрист. Достаточно сказать, что по документам за основу цены для Украины бралась базовая «европейская» (на тот момент — 450 долларов за тысячу «кубов»). Но не просто так, а со скидкой в 20%. Позже российская сторона установила самые разнообразные скидки: например, в 2010 году — еще 20% под гарантии в счет оплаты пребывания Черноморского флота в Севастополе. В конце 2013-го — дополнительный «скидочный коэффициент». Короче, уже в первом квартале 2014-го цена составляла 268,5 доллара за все ту же тысячу кубометров. Но и это еще не все: ставка на транзит через украинскую территорию была установлена на уровне 1,7 доллара за тысячу кубометров газа на каждые сто километров.

Однако в соглашении была оговорена специальная формула роста транзитной ставки, и в итоге к 2013 году эта ставка достигла 3,4 доллара за тысячу «кубов» на сто километров.

В результате сейчас транзит газа в Европу обходится дешевле через «Северный поток — 1», чем через Украину. А после строительства второй ветки «Нордстрима» разница в стоимости доставки станет еще существеннее.

...В общем, главное, что можно предъявить нашим соотечественникам, — надо было смотреть, какой арбитраж прописываешь в соглашениях.

Хотя, признаться, это был далекий 2009-й, и будущего антироссийского безумия во всех сферах, включая газовую, не мог ожидать никто.

Тем более от Украины, которая сейчас откровенно сжигает все мосты.

Так, президент данной державы Петр Порошенко заявил о том, что НАК «Нафтогаз» должна добиваться ареста всех активов «Газпрома», включая месторождения и «Северный поток — 2», в случае невыплаты по решению Стокгольмского арбитража.

Цитируем по украинскому телеканалу «112»: «Если «Газпром» не заплатит эти деньги, НАК должна добиться ареста активов «Газпрома» и обеспечения выполнения этих решений. Есть достаточно активов вроде «Северного потока — 2», — заявил Порошенко в ходе заседания местного Совета национальной безопасности и обороны.

Так что Берлину, Вене и Москве, пожалуй, стоит ожидать появления украинских судебных приставов.

Может оказаться смешно.

Ну а если серьезно, то главный результат и главный урок всего произошедшего касается отнюдь не «спора хозяйствующих субъектов». Даже если «Газпрому» не удастся оспорить решение, эти два с небольшим миллиарда долларов его не разорят.

А вот желания вообще иметь хоть какие-то дела с Украиной что у «Газпрома», что у его европейских партнеров явно поубавится.

Денег с этими светлыми людьми толком не заработаешь, а вот скандалов и дрязг совершенно точно не оберешься. Главы крупнейших германских и австрийских энергетических концернов в начале недели по этому поводу уже высказались, и довольно определенно.

Деньги любят тишину.

Отдельные последствия наступят, вероятно, и для Стокгольмского арбитража. Он, напомним, в общем-то коммерческое предприятие, процветание которого зависит от авторитета (суд, имеющий репутацию ангажированного, просто не будут включать в арбитражные соглашения). И стокгольмским судьям в ближайшее время предстоит на практике проверить, стоило ли их решение потери российской «клиентуры».

Дмитрий Лекух

* * *