Архивы публикаций
Февраль 2024 (1)
Октябрь 2023 (1)
Сентябрь 2023 (3)
Август 2023 (5)
Июль 2023 (1)
Май 2023 (2)
19 Mar 2018, 17:29Экономика

Всемирный банк недоволен: на Украине процветает кумовской капитализм

Всемирный банк недоволен: на Украине процветает кумовской капитализм

Западные «друзья Украины» пытаются победить так называемый кумовской капитализм для окончательного перевода Украины под внешнее управление. Эксперты Всемирного банка (ВБ) провели исследование, по результатам которого сделали вывод: государственные структуры Украины контролируют более четверти всего украинского бизнеса. Но олигархи сдаваться не собираются.

На Украине 20% общего оборота находится под контролем всего 2% предприятий, принадлежащих политикам, и этим предприятиям принадлежит более 25% активов компаний Украины. Об этом написала в своём блоге на сайте «Экономическая правда» глава офиса Всемирного банка в Украине, Беларуси и Молдове Сату Кахконен. «Политически связанные фирмы сосредоточены в горнодобывающей, энергетической и транспортной отраслях, где на них приходится более 40% оборота и более половины всех активов. На них также приходится примерно четверть оборота и активов в сельском хозяйстве, в основном в области производства и экспорта зерна», — говорится в статье.

Специалисты Всемирного банка пришли к выводу, что «компании, связанные с политикой, являются многочисленными по количеству наёмных работников, но в то же время менее продуктивными и имеющими более медленные показатели роста оборота и создания рабочих мест».

ВБ составил прогноз, что будет с экономикой Украины, если устранить все политические связи. Результат оказался с виду утешительным: экономика Украины будет расти на 2% быстрее, чем в нынешней ситуации, когда 20% товарооборота приходится на аффилированные компании. «Олигархи доминируют в крупных секторах экономики страны, получая ренту и воздействуя на государство через представительство в парламенте. Это позволило им подключиться ко многим источникам коррупции в таких отраслях, как энергетика, государственные закупки, приватизация государственных активов и налоговое администрирование», — пишет Сату Кахконен.

Кумовской капитализм достиг на Украине невиданных размеров. Политические элиты имеют такие рычаги влияния, которых за все годы «незалежности» не было ни у кого. Можно творить беспредел, проводить рейдерские захваты, объясняя всё это политической целесообразностью и борьбой с агрессором и агентами влияния.

Но кумовская система мешает и западному капиталу. «Запад борется с коррупцией не ради украинского народа, а в интересах крупного капитала, чтобы обеспечить контроль над процессами, происходящими на Украине, надзор за кредитами, которые выдаются Киеву, и их возвратом», — считает украинский политический эксперт Александр Дудчак. Он уверен, что антикоррупционный суд, на создании которого настаивает Запад, также будет действовать в интересах иностранного капитала, но никак не жителей Украины. «Народу легче не станет», — говорит Дудчак.

«Проблема в том, что требования Запада по созданию антикоррупционных структур сводятся совсем не к борьбе с кумовством, призванным облегчить жизнь украинцев и улучшить деловой климат. Это требование отдать оставшийся суверенитет и создать на Украине внешнюю структуру управления. Этому сопротивляется та элита, которая хочет сохранить собственный контроль над оставшимися активами. Несмотря ни на что, у Украины их не так мало. Это недра, чернозём, лес, сама территория. Все требования по созданию антикоррупционных судов, конфликты между Генпрокуратурой и Антикоррупционным бюро (НАБУ) сводятся именно к тому, что международные структуры хотят установить полный контроль над Украиной, а определённая часть местной элиты желает сохранить его для себя», — убеждён член Совета по межнациональным отношениям при президенте России Богдан Безпалько.

Украинская власть во главе с президентом усиленно сопротивляется созданию антикоррупционного суда. Порошенко даже имел смелость заявить в интервью Financial Times: «Международные финансовые доноры не могут диктовать законы Украины, как это пытается делать МВФ. Мы проводили реформу не для МВФ, а для украинского народа и будущего моего государства», — сказал Порошенко. Любит глава украинского государства подчёркивать, что и страна — его, и армия — его, и народ тоже — его.

Но МВФ, не обращая внимания на феодальные замашки украинского президента, гнёт свою линию: нет антикоррупционного суда — нет и кредитования. И хотя глава правительства Украины Владимир Гройсман пообещал во время встречи с Федерикой Могерини, Верховным представителем ЕС по иностранным делам и политике безопасности, создать суд за несколько месяцев, всем понятно: вопрос этот будет затягиваться, сколько возможно. Западу не помогла даже раскачка уличных протестов под руководством беглого грузинского президента Михаила Саакашвили, которые должны были склонить Порошенко протянуть через парламент законы, необходимые для того, чтобы антикоррупционный суд наконец заработал. МихоМайдан в итоге жёстко и унизительно для его участников разогнали, а исполнителя главной роли выдворили в Польшу, откуда он прорвался на Украину несколько месяцев назад.

Петру Алексеевичу есть за что бороться — его состояние превысило миллиард долларов в 2017 году.

Соб. корр. ФСК

* * *