Архивы публикаций
Апрель 2024 (1)
Февраль 2024 (1)
Октябрь 2023 (1)
Сентябрь 2023 (3)
Август 2023 (5)
Июль 2023 (1)
04 Jun 2018, 11:15Экономика

Снимая скальп и подрезая крылья

Снимая скальп и подрезая крылья

Борьба за сокращение дефицита торгового баланса и стремление «уравнять» шансы американских товаров на рынке с продукцией зарубежного производства могут поставить США на грань самой настоящей экономической войны со всем миром.

Эксперты отмечают, что о взвешенной политике в этой области говорить пока не приходится, а это, в свою очередь, означает лишь одно: пострадать от ограничительных мер могут сотни крупных компаний по всему миру.

Война против соседей

Кража интеллектуальной собственности и недобросовестная конкуренция, к которым периодически прибегают различные компании, стали для Соединенных Штатов настоящей головной болью. Многочисленные договоренности и прописанные в договорах условия моментально обесцениваются и теряют силу, если кто-то на другой стороне земного шара начинает продавать аналогичный продукт, наплевав на международные соглашения.

Однако в стремлении обезопасить собственных производителей власти США идут на спорные шаги, в законности которых сомневаются многие эксперты. При этом речь не идет о китайских или каких-либо еще промышленных производителях — в целях сохранения выгодных условий для работы собственных компаний государственные органы США готовы в буквальном смысле слова «подрезать крылья» даже ближайшим соседям.

В конце 2017 года разгорелся нешуточный скандал: компания Boeing, крупнейший американский производитель гражданских авиалайнеров и по совместительству ключевой оборонный подрядчик Минобороны США, обвинила канадского производителя самолетов Bombardier в недобросовестной конкуренции, после чего с «северного соседа» Америки едва «не сняли скальп» контролирующие органы.

Обвинение компании Boeing сводилось к тому, что канадские авиастроители выиграли тендер американской авиакомпании Delta незаконно, предложив «невозможно низкую» цену за пассажирские самолеты и попутно получив субсидии за счет американского бюджета. Пока адвокаты двух компаний готовились к схватке в суде, министерство торговли, не дожидаясь результатов судебных разбирательств и выяснения спора, сообщило о возможности повысить пошлины на самолеты компании Bombardier на 219%.

Экономисты отмечают, что решение американских властей вряд ли касалось защиты простых граждан. Канадская компания подкрепила действиями решение строить вторую производственную линию в штате Алабама, для которой дополнительно создается несколько тысяч рабочих мест и инвестируются миллиарды долларов.

«Единственным бенефициаром такого решения Министерства торговли США стала компания Boeing, пассажирские самолеты которой под индексом 737 в случае интереса покупателей к канадским авиалайнерам C-Ceries могут не только конкурировать с американскими самолетами, но и окажутся наиболее дешевым в закупке и эксплуатации типом пассажирских самолетов», — отметил в интервью телеканалу «Звезда» экономист Максим Глущенко.

Оборотная сторона «Дизельгейта»

Одной из самых чувствительных тем для американских политиков на протяжении долгих лет остается автомобильная промышленность. Национальное производство уже не то, что раньше: Chrysler, поставленный на грань разорения из-за неграмотного планирования и выпуска неконкурентоспособной продукции, был буквально спасен в 2014 году не американскими инвесторами, решившими «закопать» крупный производственный концерн, а европейской группой Fiat. К тому же, значительную долю клиентов у американских автопроизводителей стали отбивать азиатские и европейские бренды.

Однако в 2015 году очень удобно случился «Дизельгейт» — скандал с обнаружением программного обеспечения в европейских дизельных автомобилях, занижавшего показатели по токсичности выхлопа. Три года преследования внезапно обнаруженной программной «закладки» привели к тому, что доля европейских дизельных автомобилей на американском рынке значительно снизилась, а в 2018 году история с манипуляцией программным обеспечением в целях обеспечения экологичности по документам получила новый импульс — в Германии начались расследования против одного из крупнейших автомобильных концернов, Daimler-Benz-AG, производителя люксовых автомобилей Mercedes.

В вину немецкому производителю вменяется установка в бортовой компьютер седанов S-класса программы, способной менять схему работы датчиков и искусственно занижать показатели токсичности двигателей: общее количество таких машин, по данным немецкого издания Spiegel, составляет около 750 тысяч. Если вина производителя будет доказана, концерну Daimler придется выплатить почти четыре миллиарда евро штрафа, который может подкосить компанию на новом витке преследования в Соединенных Штатах.

Немецкая бизнес-газета Wirtschafts Woch подлила масла в огонь слухами о том, что после консультаций с профильными ведомствами и заслушивания докладов о «чудовищных преступлениях» немецких автопроизводителей президент США Дональд Трамп может ввести полный запрет на импорт немецких люксовых автомобилей. Экономисты считают, что в случае принятия такого решения акции немецкого автопроизводителя могут рухнуть. При этом интересы простых граждан в очередной раз учитываются в последнюю очередь: Daimler располагает крупным заводом по сборке кроссоверов Mercedes в штате Алабама, а имиджевые и судебные издержки могут аукнуться сокращением рабочих мест и уменьшением налоговых выплат.

Однако европейские чиновники уже подготовили свою «ответку»: эксперты отмечают, что в ближайшее время может быть принято решение Еврокомиссии по концерну Fiat Chrysler Automobiles N.V., которому грозит штраф в два миллиарда доларов за занижение показателей токсичности выхлопных газов при продажах американских автомобилей в Европе.

Искусство войны

Новый виток торговой войны, развязанной Соединенными Штатами, может привести к тому, что большая часть рынков, традиционно занимаемых американскими товарами, постепенно выйдет из режима «терпеть, но покупать» в режим поиска оптимального товара и вменяемого иностранного партнера. При этом важно понимать, что новые, недавно озвученные, пошлины на сталь и алюминий из Мексики, Канады и Европы, как и любой коммерческий инструмент для давления, в современной макроэкономической модели имеют двойное дно.

Введение пошлин может подкосить легкую американскую промышленность и производителей бытовой техники, которых внутри Америки и так, как говорят в подобных случаях, «зарегулировали» выше некуда. Считается, что такой инструмент может способствовать уходу многих зарубежных производителей с американского рынка. С одной стороны, такое решение расширит возможности американских компаний, с другой — значительно сократит поступление налогов и спровоцирует рост безработицы. Крупный бизнес вроде авиастроения пострадает незначительно. Для понимания этого эффекта можно привести простой пример: при росте тарифов на ввоз алюминия каждый самолет, построенный компанией Boeing, подорожает на 250-400 тысяч долларов.

При этом правительство США, совершенно не стесняясь, начало в буквальном смысле слова травить крупные зарубежные компании, значительную долю в которых занимают крупные инвестиции иностранных государств. Яркий тому пример — история с китайским производителем смартфонов ZTE, до начала торговой войны занимавшего 4-е место по продажам смартфонов в США. После того как профильные ведомства вмешались в работу китайского производителя и активно стали искать нарушения законодательства, компания оказалась на грани разорения. При этом условия возврата ZTE на американский рынок больше похожи на рэкет, чем на цивилизованный диалог: дополнительные проверки, выплата штрафа почти в 1,5 миллиарда долларов, изменение в составе правления, а также, по некоторым данным, повышение количества электронных компонентов производства США в китайских смартфонах. Дополнительно администрация США обнародовала список из 1 333 китайских товаров, импорт которых на сумму 50 миллиардов долларов планируется обложить 25%-ной пошлиной.

Если обратиться к цифрам, то можно отметить интересный факт: в 2017 году дефицит торгового баланса США вырос на 12,1%, составив 566 миллиардов долларов. Около 375 миллиардов долларов пришлось на Китай, 150 миллиардов долларов — на Евросоюз, 71 миллиард долларов — на Мексику и около 68 миллиардов долларов — на Японию, а переговоры, прошедшие в Пекине между США и КНР в начале мая на уровне министров финансов и направленные на урегулирование этой проблемы, завершились безрезультатно.

«Провал этих переговоров означает одно: Трамп будет и дальше пытаться угрожать своим союзникам в Европе. Китайцы также настроены решительно отстаивать свои интересы. Пекин вовсю готовит комплекс контрмер, которые смогут дать отпор действиям американцев в торговой войне. В то же время китайцы продолжают надеяться на здравый смысл и на то, что Трамп в последний момент откажется от введения протекционистских мер. Более того, в КНР уверены, что предлагаемые Трампом тарифы не только нанесут ущерб китайским компаниям, но и бумерангом ударят по американским бизнесменам, которые имеют крупные инвестиции и производственные мощности на территории Китая», — указал в интервью телеканалу «Звезда» эксперт Центра постсоветских исследований ИМЭМО имени Е. М. Примакова РАН, политолог Фархад Ибрагимов.

Сделать Америку снова великой

В набирающей обороты торговой войне США со всем миром победителей не будет, равно как и в случае начала войны настоящей, с применением ядерного оружия. Однако на возможные финансовые и имиджевые потери не обращает внимания не только сам президент США, но и его ближайший соратник 80-летний министр экономики Уилбур Росс, который предельно откровенно рассказал об истинных целях торговой войны США. При этом министр экономики США заочно возложил вину за будущие финансовые потери на ЕС, отметив в интервью газете Figaro, что в случае начала конфронтации в проигрыше окажется только Америка.

Комментируя происходящее, Росс отметил, что цель США состоит не в зарабатывании денег, а в «сокращении избыточных производственных мощностей» Китая и целого ряда других стран. В переводе с экономического на простой русский язык это означает, что США предложили своим зарубежным партнерам зарабатывать меньше и жить хуже, а на языке бизнеса это означает, что президент США решил «убрать» с рынка всех представляющих опасность для американского бизнеса конкурентов. Одновременно с этим встречные заградительные меры в виде пошлин и других доплат за ввоз американских товаров встречаются искренним удивлением американских чиновников и их полным недоумением.

Ответная реакция КНР, крупнейшего торгового партнера США, не заставила себя ждать. На «низком старте» находятся и европейские чиновники: глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер заявил, что введение пошлин со стороны США противоречит правилам Всемирной торговой организации, и назвал действия Вашингтона недопустимыми. Не нашла понимания новая стратегия президента США и внутри страны: издание The Wall Street Journal отметило, что поначалу методы президента США выглядели разумными, но на деле Трамп показал себя «старомодным протекционистом».

Эксперты в области экономики и бизнеса считают торговую войну «войной Шредингера», при которой благоприятный и негативный сценарий будут реализованы одновременно. С одной стороны, президент Трамп облегчит зарабатывание денег американскими компаниями, с другой — рискует остаться без партнеров. Однако у сугубо экономической программы действий есть и третий пункт: торговый шантаж может поднять более важные вопросы, такие как необходимость присутствия армии и флота США в Европе. Не исключено, что вдобавок к экономическим требованиям Европа может «попросить» США «собрать вещи» и уехать домой.

Дмитрий Юров

* * *