Архивы публикаций
Февраль 2024 (1)
Октябрь 2023 (1)
Сентябрь 2023 (3)
Август 2023 (5)
Июль 2023 (1)
Май 2023 (2)
03 Sep 2018, 17:15Экономика

Что такое цифровое развитие

Что такое цифровое развитие

— Жизнь без блокчейна: забыть модное слово. Что придет на смену и как будут решать вопрос с Telegram?

— Новый спецпредставитель президента России по цифровому развитию Дмитрий Песков (он полный тезка пресс-секретаря Владимира Путина) призвал забыть модные слова «блокчейн» и ICO. По его мнению, они уже в прошлом, пора учить другие.

Кроме того, нужно учиться на архитекторов нейросетей — одну из самых востребованных и дефицитных профессий с зарплатным кейсом до 300 тысяч рублей в месяц, рассказал спецпредставитель Путина в интервью Business FM на острове Русский. Там проходит интенсив по цифровым технологиям под названием «Остров 20.35».

— В одном из первых своих заявлений в новом статусе вы коснулись довольно острой темы — блокировки Telegram. Вы сказали, сейчас идеальное время для того, чтобы договориться с создателем мессенджера Павлом Дуровым. Откуда такая уверенность?

Дмитрий Песков: Мне кажется, что все стороны конфликта могут сделать выводы о тех ошибках, которые были совершены. Сейчас у всех стороны появился некоторый опыт. Он может быть осмыслен, могут быть приняты какие-то решения.

— Еще одна острая для бизнеса тема — пакет законов Яровой. Он уже вступил в силу, но, как говорили нам представители телекоммуникационной отрасли, у многих из них есть серьезные сомнения в эффективности этих мер с точки зрения обеспечения безопасности, при том, что на реализацию этого пакета тратятся огромные деньги. Как вы считаете, не тормозит ли это то же самое цифровое развитие?

Дмитрий Песков: Вопрос регулирования информационной инфраструктуры не входит в мои прямые полномочия. С экспертной позиции могу сказать: если смотреть на общемировом масштабе с тем, что происходит на уровне аналогичного нормативного регулирования в США, в Китае, и сравнивать затраты, которые несет сегодня бизнес, то я думаю, что в России они наименьшие. Спросить у экспертов и представителей бизнеса, сколько стоит, например, General data privacy regulation, он же GDPR, который принят Европейским союзом и вступил в силу, разница будет составлять десятки раз. Все страны мира сегодня находятся в очень сложной ситуации, где они балансируют между безопасностью страны, правами граждан и задачами развития бизнеса. И далеко не всегда задача развития бизнеса побеждает.

— Если вернуться непосредственно к цифровизации, многие скептики, особенно в сети, часто иронизируют над тем, что у нас уже были модными слова: модернизация, инновации, нанотехнологии и так далее. Если говорить о цифровизации, что можно будет предъявить скептикам, чтобы показать: это работает? Есть какие-то качественные и количественные показатели, по которым можно оценить эффективность предпринятых действий?

Дмитрий Песков: Я могу предложить любому скептику, у которого есть либо личный автомобиль, либо он водит автомобиль, он может отказаться от услуг цифровизации и ходить оплачивать все свои штрафы ножками в отделения ГАИ-ГИБДД. Я хотел бы спросить уважаемых скептиков: сколько из них при всех жалобах на ту систему, которую создало государство, с точки зрения цифровизации госуслуг, отказалось от использования портала госуслуг, от возможности оплачивать штрафы из своего мобильного приложения?

— Я думаю, будет немного таких людей.

Дмитрий Песков: Вот это и есть ответ на ваш вопрос. Цифровизация наступает неотвратимо, она уже наступила. Мы видим — если государство сосредотачивается от портала госуслуг до системы МФЦ, государству удается создавать быстрые и удобные цифровые сервисы.

— А если все-таки ближе к бизнесу, здесь цифровизация в чем?

Дмитрий Песков: Конечно, мы больше всего видим результаты в логистике, в транспорте. Самое простое — это системы билетов, транспортных, мультимодальных перевозок, и сегодня мы видим большое количество инициатив по использованию накоплений автомобильных данных. Мы увидим прекрасные модели, которые будут нас с вами воспитывать каждый день и каждый час, например, с теми же автолюбителями. Практически неизбежен постепенный переход на страховые модели, которые вознаграждают водителя за хорошее поведение за рулем.

— Все эти умные каско?

Дмитрий Песков: Да, это хороший пример того, что мы все, что называется, пощупаем. Следующим шагом у нас пойдет здравоохранение и образование. Мы тоже видим самые первые эффекты, но их будет существенно больше. Где-то нам будет не очень приятно от этих услуг, но общая польза будет очень неплохой. Когда к вам придет письмо с предложением заплатить штраф за то, что у вас неправильно размещен забор, потому что дрон вас отснял сверху, наложил на кадастровый план и, оказывается, несколько метров общественной земли у лесного фонда таки похитили. Но в целом экономический эффект от этого может быть довольно интересным.

— Эти сервисы неизбежно наткнутся на сопротивление, с точки зрения прайвеси, потому что дрон, фотографирующий забор на даче, сфотографирует и меня возле надувного бассейна или ненадувного, а я, например, не хочу.

Дмитрий Песков: Понимаете, в чем прелесть цифровизации, вы можете в алгоритмы прописывать все, включая требования по прайвеси, то есть ничто не мешает прямо в алгоритм съемки с беспилотника прописать, что любые фигурки, которые напоминают человека, должны быть стерты из представления результатов.

— Как сейчас лица на дорожных камерах?

Дмитрий Песков: Да, абсолютно точно. Поэтому это все технологически абсолютно преодолимо.

— У нас достаточно в стране специалистов, которые способы все это претворить в жизнь?

Дмитрий Песков: У нас их категорический, катастрофический недостаток.

— Что мы делаем для того, чтобы это исправить?

Дмитрий Песков: Мы начинаем работать сейчас по всем фронтам. Мы можем готовить их больше. Государство до 2024 года должно увеличить выпуск профильных специалистов по IT втрое, сейчас с 40 тысяч в год до 120 тысяч в год. Мы должны научить другие специальности использовать цифровые технологии. По плану все 800 тысяч выпускников должны обладать IT-компетенциями.

— Если я не ошибаюсь, не так давно премьер-министр потребовал, чтобы в каждом министерстве был зам по цифровизации.

Дмитрий Песков: Конечно. Я думаю, что это только верхний уровень, и дальше это пойдет вниз, на уровень региона и на уровень отдельных учреждений. У этого человека должна быть одна, с моей точки зрения, ключевая компетенция, он не должен быть сам программистом, но он должен быть способен написать качественное ТЗ для разработчиков и принять результаты, быть квалифицированным заказчиком, вот это сегодня самая главная нехватка людей, которые способны поставить техническое задание и принять результаты. Огромный дефицит такого рода людей.

— Учить этому должен бизнес?

Дмитрий Песков: Учить этому должны все: и государство, и бизнес, и государство и бизнес вместе. Но учить надо качественно и очень быстро. Мы делаем первую программу подготовки. Если посмотреть, кто преподает, это те, кто сегодня лучше всех работают с цифрой в государстве — Федеральная налоговая служба, которая прекрасно работает с цифрой. ВВП у нас растет не так быстро, как мы хотим, а собираемость налогов растет прекрасно. Специалисты из продвинутых регионов: Москва, Санкт-Петербург, Татарстан; Сбербанк, телекомы.

— Государству такие специалисты необходимы. Насколько они востребованы на рынке, какая за них идет борьба? Если я не ошибаюсь, то персонально к вам приходят запросы от крупных компаний: найдите мне CDO. Правда ли это, сколько стоят услуги таких специалистов? Как быстро можно поднять свою квалификацию до необходимого уровня?

Дмитрий Песков: Некоторых специалистов берут практически за любые деньги, то есть архитекторы, которые умеют работать с данными, невероятно востребованные, специалисты по нейросетям невероятно востребованы. К нам приходит все больше таких запросов, мы перестали с ними справляться, в какой-то момент мы плюнули и наняли искусственный интеллект. Поэтому в нашей базе данных «Лидер-ID» чуть больше 200 тысяч человек, и поиск под конкретные запросы, которые к нам приходят, тоже делает нейросетка. Экспериментируем на себе, и, кажется, неплохо получается. Спираль зарплат жуткая. Многие компании перестали расти, потому что не могут найти кадры, очень тяжело конкурировать с крупными лидерами, такими, как Сбербанк, и очень много жалоб по этому поводу на эту перекупку специалистов. Можно ли подучиться? Можно. Три условия: у вас должен быть приемлемый уровень английского языка, вы должны не совсем забыть школьный курс математики, и у вас должно быть где-то полгода свободного времени. Если у вас есть три этих условия, все просто, вы идете на онлайн-курс, есть отличные подборки специалистов по тем же Data Scientist, с хорошими результатами вас с удовольствием забирают на очень высокие зарплаты в сотни тысяч рублей ведущие компании. Сегодня по статистике более 90% data scientist'ов не являются профильным специалистами по Data Scientist. Это все люди, которые в первую очередь получили самообразование.

— CDO и еще пара-тройка терминов, к которым нам надо всем привыкать и запоминать, что это значит.

Дмитрий Песков: CDO. Две расшифровки есть: digital officer и chief data officier. Digital — это про все, это, как вы говорили, модернизация, инновация и все остальное; а data — это понятный, простой работяга, который умеет работать с данными и извлекать из них знания и основания для принятия управленческого решения. Вот мы здесь про второе. Digital twin — все начинайте учить, особенно те, у кого производственный бизнес. Если вы что-то проектируете и производите и у вас нет digital twin, вы не конкурентоспособны.

— Что это?

Дмитрий Песков: А это значит, что у вас на каждом этапе, когда вы делаете материальный объект, возникает его цифровой двойник, и вы можете предсказывать, когда у вас что сломается, где надо дозаказать ту или иную деталь.

— С этим понятно, и?..

Дмитрий Песков: И забыть. Можно начать забывать блокчейн и все, ну, хайпанули... Кто-то людей обманул, развел на деньги. В ближайшее время массового внедрения блокчейн-решений не произойдет. Подавляющее большинство ICO никакой ценности в бизнесе не создает. Как правило, это красивые картинки для наивных инвесторов, не только в России — во всем мире. Поэтому вот эти новые слова надо выучить, а эту парочку уже для серьезных вещей пора начать забывать.

— А если мы забываем про блокчейн, то в этой цепочке неизбежно хочется спросить про agile, machine learning и big data.

Дмитрий Песков: Machine learning, agile и big data останутся, потому что к agile много нареканий, но ничего лучше пока не придумали. Важно, чтобы мы все не переводили на agile. Это некоторый класс разработки, который на нем хорошо делается. Machine learning и deep learning, и artificial intelligence, кажется, навсегда. Кажется, это серьезная штука, которая всё, осела и которая постоянно применяется и приносит ценность бизнеса. То есть на этом можно сегодня зарабатывать реально, повседневно, во всех отраслях.

Иван Медведев

* * *