Архивы публикаций
Апрель 2024 (1)
Февраль 2024 (1)
Октябрь 2023 (1)
Сентябрь 2023 (3)
Август 2023 (5)
Июль 2023 (1)
29 Jan 2018, 19:13Культура

Только 7%. Русская школа на Украине — репрессии с прицелом на уничтожение

Только 7%. Русская школа на Украине — репрессии с прицелом на уничтожение

Принятая на днях в ПАСЕ резолюция о защите и развитии региональных языков и языков меньшинств в Европе, дух и буква которой идут вразрез с украинской государственной политикой искоренения в стране всех языков (особенно русского) за исключением языка «титульной нации», побудили прессу узнать, что же происходит с русскими школами на Украине и сколько их вообще там осталось.

Украинское министерство образования, отвечая на информационный запрос СМИ, обнародовало шокирующие данные: только 7% школьников учатся на русском языке. В шести областях Украины — Винницкой, Волынской, Житомирской, Киевской, Ровенской, Хмельницкой — не осталось ни одной (!) школы с русским языком преподавания. Ни одной русской школы нет уже и в столице Украины Киеве, где большинство населения говорит на русском языке, а более четверти жителей, согласно данным переписи 2001 года (единственной за время независимости), считают его родным.

Только 7%. Русская школа на Украине — репрессии с прицелом на уничтожение

Ничтожное количество русских школ (от 1 до 5) в Закарпатской (3), Ивано-Франковской (1), Кировоградской (5), Львовской (4), Полтавской (2), Тернопольской (1), Черкасской (3), Черновицкой (1) и Черниговской (2) областях. И не скажешь, что здесь совсем нет спроса на русский язык — три области явно выпадают из этой ущербной логики. В Полтавской, Черниговской и Кировоградской областях русский язык родным считали около 10% населения. За прошедшие с момента переписи (2001 год) 17 лет, судя по количеству оставшихся школ, где обучение ведётся на русском, язык десятой части граждан, проживающих в этих трёх областях, не просто репрессирован — он фактически уничтожен.

Следующие на очереди — Николаевщина, где осталось всего 16 русских школ, притом что русскоязычное население составляло в 2001 году почти треть (29,3%) жителей области; Сумщина — 10 школ (15,6% русскоязычных); Херсонщина — 26 (24,9%). Если ещё и учесть, что перепись зафиксировала в этих областях от 9,4% (Сумская) до 14,1% (Николаевская и Херсонская) тех, кто определил свою национальность как «русский», происходящее в украинском образовании можно, не колеблясь, назвать этноцидом.

Но так как задача тотальной украинизации ещё не решена, потребовался новый закон об образовании, цель которого — радикально уменьшить количество русских школ на юго-востоке Украины. Ещё есть с кем бороться: Днепропетровская область — 100 школ, Запорожская — 81, часть Луганской (53) и Донецкой (100) областей. Лидером выступает Одесская область — 107 школ с образованием на русском языке.

Если посмотреть на эти цифры с точки зрения их соответствия языковому и национальному составу населения, то оказывается, что в Днепропетровской области только 17,6% детей обучаются на русском языке, в то время как в 2001 году более 32% считали его родным; в Запорожской 22,2% получают образование в русских школах, притом что 48,2% называли родным русский язык; в Одесской 19,8% школьников учатся на русском, а родным его считали 41,9%. Разница чудовищная, объяснимая только одним — целенаправленное уничтожение культуры русского языка на Украине.

В части Донецкой и Луганской областей дела обстоят ещё хуже: только 29% дончан и 27,6% луганчан школьного возраста получают образование на русском языке, родной же он для 74,9% и 68,8% соответственно. Иначе говоря, на украинской стороне в зоне так называемой антитеррористической операции русское население наиболее поражено в гражданских (языковых) правах. То же самое можно сказать и в отношении русских в Киеве — здесь нет войны, но люди вообще не имеют возможности обучать детей в русских школах!

Русский язык практически полностью вытеснен из образования на западе, севере и в центре Украины, юг и восток — под тяжелейшим прессом украинизаторов. И это без учёта того, что перепись 2001 года была, что называется, «от лукавого»: в ней не были учтены миллионы русских жителей Украины и существенно занижено количество носителей русского языка.

Вслед за решением ПАСЕ, которое рекомендует Украине обеспечить в начальной и средней школе образование на родном языке, появилось заявление директора Украинского центра оценивания качества образования Вадима Карандия: он сказал, что в 2018 году русский язык исключён из списка предметов для проведения внешнего независимого оценивания. «Относительно изъятого предмета — это русский язык, в связи с тем, что объем заказа на соответствующий тест был невысокий», — прокомментировал событие чиновник.

На днях на Украине произошла дикая история, показывающая отчаянное положение русского языка на Украине. Директор одной из киевских школ — Сергей Горбачёв — пожаловался на журнал «Русская школа»: «Принесла почтальон на вахту. Школа украинская. Русский язык не изучается, и оно нам вообще не нужно. Это издание содержит в себе выразительную такую концепцию Русского мира».

Мгновенно подключились пресса и «активисты». Министр образования Украины Лилия Гриневич возмутилась: «Ужас какой-то, навязываются идеи русского мира. Если там это действительно есть, это противоречит идее государственности Украины». Журнал она передала в СБУ — куда же ещё?

Только 7%. Русская школа на Украине — репрессии с прицелом на уничтожение

Телевидение сообщило ошалевшим от такой новости гражданам, что «Русская школа» занимается «активной пропагандой изучения русского языка украинскими школьниками» — в этом и состоит «преступление».

Служба безопасности Украины уже закусила удила — и пообещала расследование, а журналисты нагрянули к распространителям «Русской школы». А ведь журнал выходит официально, все законные процедуры соблюдены, придраться не к чему. «Издание зарегистрировано в министерстве юстиции. Мы не занимаемся цензурой», — пояснили в «Укрпочте». «Русскую школу» получают 900 школ на Украине, из них треть — в столице. Редактор журнала Владимир Корсаков считает свою работу не пропагандистской, а просветительской. «Если таких школ не будет — не будет и журнала, — говорит он. — Школ с русским языком обучения».

Украинские СМИ уже вынесли «Русской школе» вердикт: «Пропагандистская литература под соусом педагогического пособия». Никто из шельмующих журнал журналистов, «активистов», чиновников не вспомнил резолюцию ПАСЕ о защите региональных языков и языков меньшинств. Более того, сотрудник телеканала «1+1» попенял редактору на то, что «Русская школа» распространяется и в Киеве, где нет ни одной русской школы! И это вместо того, чтобы задуматься о другом — о поражения в правах русских и русскоязычных жителей столицы, детям которых отказано в праве на образование на родном языке!

Захотят ли когда-нибудь ПАСЕ, ООН, Венецианская комиссия, Европарламент, призывающие к прекращению языковой дискриминации, достучаться до украинских властей, отвергающих право русских и других народов Украины на родной язык? Украинское руководство к резолюциям и воззваниям глухо, а в центре Европы сейчас разворачивается преследование просветительского журнала «Русская школа».

Кто в силах это остановить?

Арина Цуканова