Архивы публикаций
Апрель 2024 (1)
Февраль 2024 (1)
Октябрь 2023 (1)
Сентябрь 2023 (3)
Август 2023 (5)
Июль 2023 (1)
19 Aug 2007, 10:09Наука

Анатолий Васьковский, вернувший к жизни двух друзей-рыбаков, пораженных молнией, признался

На рыбалку компания мужчин отправилась на “жигулях” ранним августовским утром. Хозяин машины, сотрудник мелитопольского “Укртелекома” Сергей Трофимов, пригласил порыбачить приятелей - Виктора Шапиренко и Анатолия Васьковского. Анатолий взял с собой 12-летнего внука Толика.
“Я подбежал, а мужчины не дышат, и тела у них сине-черного цвета”.
- Приехали на оросительный канал километрах в десяти от города, я там бывал уже, - рассказывает 52-летний Сергей Трофимов. - Расположились на берегу, погода была замечательная. Когда солнышко припекло, разделись до плавок, искупались. Так налегке и рыбачили. Карась шел на манку, втроем штук семьдесят поймали, средний улов. Примерно к 11 часам стало накрапывать. Анатолий, чтобы внук не промок, отправил его в машину, стоявшую в нескольких метрах от канала. Немного погодя и сам ушел. Дождь усилился, но мы с Виктором продолжали рыбачить. Я перед началом грозы вытащил окуня. Поменял наживку и, забрасывая удочку, высоко поднял над собой металлопластиковое удилище. Что было потом, не помню. Никаких эмоций и боли - словно свет вырубили.
Примерно это же может вспомнить и Шапиренко, добавляя, что вдали выросла большая красивая радуга, а в момент внезапного мощного грозового разряда между ним и Трофимовым было не более двух-трех метров. О том, что произошло, рассказывает Анатолий Васьковский, спасший приятелей от неминуемой смерти:
- Не успел я сесть в машину, как внук кричит: “Дедушка, падают!” Оборачиваюсь и вижу: вокруг Сергея и Виктора ярко-белое зарево, как в фантастическом фильме! И падают оба, будто снопы! По словам внука, он даже заметил их перекошенные лица. Я подбежал, а друзья не дышат, и тела у них сине-черного цвета. Головы и шеи темные, туловища светлее, а ноги в пятнах.
- Пульс проверили?
- Какой пульс?! Оба не шевелились, и руки были судорогой сведены! Я сразу вроде как к Господу обратился: “Что же мне делать?” На колени перед Витькой стал и начал делать искусственное дыхание. Я раньше это только по телевизору видел, а ни учиться, ни применять не приходилось. Раз-два нажму на грудную клетку, потом рот в рот пытаюсь заставить его дышать. Думаю все время, что в мозг должен кислород поступать. А о том, что Вите надо было еще нос закрыть, забыл. Делаю-делаю - и слышу вроде как хрип, а то никаких признаков жизни не подавал. Я опять и опять надавливаю на грудь, дышу в рот - хрип участился. И дыхание появилось. Вижу: Виктор начал шевелиться, стонать. Я к Сереге, то же самое начал делать. А он ни в какую не поддается.
- И сколько времени это продолжалось?
- Не знаю. Но говорят, что через семь минут мозг отключается. Но ребята ведь в порядке. Выходит, успел?
А дождь в тот момент припустил! Я подумал: вдруг сейчас опять молния ударит? Надо затащить Витьку в машину! Затащил, вернулся, опять массирую сердце. Заставить дышать Сергея не получалось, и я грешным делом даже решил, что уже его не подниму. Но вдруг и у него тихонький хрип появился.
Тут внук выскочил из машины: “Дед, чем помочь?” Он по мобильному позвонил своему папе и сообщил о случившемся.
Виктор, едва оклемавшись, вылезает из машины, шатается, ничего не понимает: “А что случилось?” Потом мой зять приехал с товарищем, за ними - “скорая”. Минут 40 прошло. Перед этим Сергей пришел в себя, сел, глаза чумные. Врач ребят даже осматривать не стала, все равно, сказала, надо в больницу везти.
Мы же думаем: как “жигуль” Сергея в город отогнать? Всю машину обыскал, пока ключи зажигания нашел. За руль сел товарищ зятя. Я б сам мог, но после такого стресса было не по себе.
“Соседи шутят, что после такого стресса стану экстрасенсом”
Анатолий Васьковский смущается, что оказался под прицелом фотокамер и стал предметом внимания журналистов. К геройству не готовился, просто в отчаянии начал делать то, что первое пришло в голову. Рассказывает, что, возможно, и не поехал бы в тот день на рыбалку, да хотелось внуку-пятикласснику сделать приятное.
Очевидно, Сергей Трофимов “поймал” молнию поднятым вверх телескопическим удилищем. Электрический разряд прожег рыбаку шляпу, прошел через голову, оставив на затылке ранку и нарушив барабанную перепонку, “уперся” в цепочку (но тонкое золото 583-й пробы расплавилось и сгорело полностью, оставив вокруг шеи четкий пепельный контур), прошил грудь, колени и вышел возле правой пятки. Если бы металлическая цепочка не забрала силу молнии на себя, разряд бы сжег сердце.
Почти двое суток пострадавшие провели в реанимации центральной городской больницы, после чего их перевели в палату терапевтического отделения. Сотню метров от корпуса до корпуса мужчины преодолели в сопровождении медработников и семей, счастливых от того, что их кормильцы буквально с того света вернулись.
- В день, когда это произошло, у меня заканчивался отпуск. С Витей мы давно дружим, а Толик - его сосед, вот и поехали на рыбалку, - неторопливо рассказывал Сергей Трофимов. И попросил, предвидя вопросы: - Говорите, пожалуйста, громче, левое ухо у меня пока не слышит.
- После случившегося будете ходить на рыбалку?
- Меня ж не рыба покусала, а ударила молния. Жизнь продолжается! Хотя удивительно, как мы вообще выжили.
К деду тянет руки малолетний внук Владик, но поднять его Трофимов-старший, чувствуя слабость, не решается. Сын Евгений обнимает отца, стараясь не коснуться обожженной шеи.
- Я очнулся уже в палате. Врачи говорили, что мы с Виктором неадекватно себя вели, были почему-то очень возбуждены, - продолжает Сергей.
А Виктор Шапиренко, 65-летний водитель городской станции скорой помощи, подхватывает:
- Раньше мы дни рождения в марте отмечали, я - девятого, Сережа - восемнадцатого. Теперь общий второй день рождения появился - восьмого августа. Через год гулять будем! Хорошо, что мы навзничь упали, а не вперед со склона. Из канала нас, бездыханных, точно бы не вытащили.
- Кто-то из них явно родился под счастливой звездой, - говорит супруга Виктора Людмила. - Я отдыхала на море в Кирилловке. В первый день сын скрыл от меня, что случилось, сообщил родне. Не помню, как в Мелитополь примчалась. Мы с Людмилой так благодарны Анатолию Францевичу Васьковскому за спасение наших мужчин! Он теперь для нас совсем родным стал.
- Семью Васьковских знаем с тех пор, как застраивалась наша улица - Лазо, - соглашается жена Сергея, тоже Людмила. - Мы дружно живем. И дети наши вместе росли. Анатолий очень добрый, порядочный человек, никогда никого не бросит в беде.
Когда материал был готов к печати, стало известно, что Мелитопольское районное управление МЧС готовится подать кандидатуру Анатолия Васьковского на получение почетного звания “Герой-спасатель года”.
- Судя по тому, что рассказывает Васьковский, у мужчин была остановка сердца. Он провел реанимационные мероприятия, сделал вентиляцию легких и непрямой массаж сердца, - говорит реаниматолог Центральной мелитопольской горбольницы Ольга Письмиченко. - Можно сказать, подвиг совершил. К нам пострадавшие поступили в состоянии шока, с нарушенной ритмикой сердца. Мы назначили противовоспалительную терапию, подключили капельницы. У одного из них - сильный ожог кожи от цепочки, у другого было онемение конечностей и амнезия. Такое поражение молнией в дальнейшем может сказаться на сердечной деятельности, повлечь разного рода неврологические расстройства, поэтому мужчинам нужно некоторое время находиться под наблюдением врачей.
По мнению медиков, пораженные молнией рыбаки вели себя в реанимации возбужденно из-за того, что электрический разряд (молния) действует на человека, как веселящий газ.
Виктор Шапиренко с 14 августа находится дома. Самочувствие, утверждает, неплохое, но руки болят. Еще он стал плохо спать, до утра не может глаз сомкнуть. Тем не менее шутит: “Говорят, после таких стрессов могут проявиться сверхъестественные способности. Соседи уже подкалывают, мол, будет на нашей улице свой экстрасенс”.
Сергей Трофимов еще несколько дней пробудет в больнице. Все вроде бы уже хорошо, но боль в суставах (руки и плечи) не оставляет ни днем ни ночью. Еще, правда, частично нарушена координация, слух не полностью восстановился. Медики называют это остаточными явлениями.
По словам главного героя истории Анатолия Васьковского, его внук Толик так был напуган случившимся, что несколько дней не спал. Да и сам дедушка при звуках грома и вспышках молний теперь с опаской смотрит на небо. И последнее: температура, при которой плавится золото, - 1063 градуса Цельсия!
Юрий ГАЕВ “ФАКТЫ” (Запорожье)
Анна МАЗУРОВА
специально для “ФАКТОВ” (Мелитополь)