04 Feb 2018, 19:31Наука

Рекорд на орбите

Командир экипажа Международной космической станции Александр Мисуркин и бортинженер Антон Шкаплеров побили рекорд по работе в открытом космосе на шесть минут, задержавшись из-за сложного монтажа на внешней поверхности МКС. Они заменили на станции модуль антенны системы «Луч».

«Космонавты провели в российских скафандрах в открытом космосе более 8 часов 7 минут», — объявили по трансляции, сопровождавшей выход в открытый космос.

Раньше первенство по времени пребывания в открытом космосе среди российских космонавтов было у Олега Котова и Сергея Рязанского: в декабре 2013 года они отработали снаружи МКС 8 часов 7 минут. Мировой рекорд по длительности работы в открытом космосе составляет пока 8 часов 56 минут и принадлежит американским астронавтам Джеймсу Воссу и Сьюзен Хелмс.

Мисуркин и Шкаплеров столкнулись со сложностями при переводе остронаправленной антенны на российском модуле МКС в рабочее состояние, сообщает «Интерфакс». Антенна предварительно доведена до приемлемого, но не штатного положения. Космонавтов попросили сфотографировать места зацеплений. Специалисты будут разбираться с их причинами. Тем не менее, работоспособность антенны не нарушена.

Космонавты справились со сложнейшей установкой на поверхности модуля «Звезда» нового современного модуля широкополосной системы для обеспечения российского сегмента станции полноценным спутниковым интернет-каналом связи. До этого в течение многих лет наши космонавты были вынуждены постоянно «одалживать» доступ к широполосному интернету у NASA на американском сегменте МКС.

Кроме того, Мисуркин и Шкаплеров демонтировали и отбросили в открытый космос морально и технически устаревший модуль связи, отработавший уже почти 17 лет, отмечает РИА Новости. Космонавты смогли открутить множество мелких «закисших» от времени болтов и состыковали большое количество различных разъёмов.

Для выполнения работ были специально разработаны три новых вида инструментов. Мисуркин работал на внешней поверхности МКС в новом компьютеризированном скафандре «Орлан-МКС», оснащенном автоматизированной системой терморегулирования. В зависимости от уровня сложности выполняемой работы система автоматически регулирует температуру в контуре водяного охлаждения. Кроме того, в «Орлане-МКС» резиновая оболочка заменена на полиуретановую. Ожидается, что использование нового материала позволит увеличить срок службы космических костюмов на орбите. Шкаплеров работал в скафандре предыдущей модификации «Орлан-МС».

Рекорд на орбите
Космонавт Роскосмоса Антон Шкаплеров

Уроженец Севастополя, космонавт «Роскосмоса» Антон Шкаплеров находится на Международной космической станции в качестве капитана пилотируемого корабля «Союз МС-07», который прибыл туда 19 декабря 2017 года. Членами экипажа также являются астронавт NASA Скотт Тингл и астронавт JAXA Норишиге Канаи. На МКС их встретили российский космонавт Александр Мисуркин и американские астронавты Марк Ванде Хай и Джозеф Акаба.

Для командира экипажа Мисуркина это четвёртый выход в открытый космос, для Шкаплерова — второй.