25 Apr 2018, 15:57Наука

О разногласиях России и США по проекту лунной станции

Соединенные Штаты и их партнеры по созданию окололунной орбитальной станции Lunar Orbital Platform — Gateway вынуждают Россию строить шлюзовой модуль по американским техническим стандартам, рассказал РИА Новости источник в ракетно-космической отрасли.

«Это значит, что системы электропитания, обеспечения терморегуляции модуля, обеспечения жизнедеятельности внутри него, все интерфейсы должны быть американскими. В ходе переговоров всякий раз подчеркивалось, что NASA — лидеры проекта, поэтому они задают правила игры», — отметил собеседник агентства.

По его словам, требования к техническим стандартам обсуждались всеми партнерами, а это, помимо России и США, — Европа, Канада и Япония. В большинстве случаев участники проекта ориентировались на предложения США, поскольку их космическая промышленность использует американские стандарты со времени начала строительства Международной космической станции.

В состав американского сегмента МКС входят японский и европейский модули, канадская рука-манипулятор Canadarm. Соответственно, эти страны используют американские стандарты и интерфейсы. На российском сегменте — свои стандарты.

Так, в российских модулях МКС используется система электропитания, рассчитанная на 28 вольт, а в американском — на 120. Различаются химические компоненты, на которых основаны внутренние и наружные системы терморегулирования станций — вода и аммиак на американском сегменте, триол и изооктан — на российском. Применяются разные интерфейсы электрических кабелей, информационных систем.

Российская сторона, защищая применение своих стандартов, пыталась использовать опыт МКС с его разделением на отсеки. Однако американская делегация выступила резко против такой позиции.

«По их словам, когда речь идет о большой станции, состоящей из нескольких модулей, как в случае с МКС, может идти речь о разных стандартах. В том случае, если вклад России в проект составит только один шлюзовой отсек, использовать другие стандарты, частоты, напряжение, системы терморегулирования — нельзя», — рассказал источник.

По его словам, конкретные решения по стандартам пока не приняли.

«Нас пока держат в проекте, но с большим удовольствием избавились бы. И не столько по политическим причинам, и даже не потому, что у нас другие стандарты и параметры оборудования, а потому что мы обычно отстаем по всем технологическим циклам изготовления космической техники и до сих пор не имеем утвержденной на уровне Роскосмоса или правительства программы своего участия в этом проекте. Все переговоры ведутся пока по инициативе предприятий и институтов ракетно-космической отрасли России», — рассказал собеседник агентства.

Роскосмос и Ракетно-космическая корпорация «Энергия» (производитель космических модулей) пока не смогли предоставить РИА Новости свои комментарии.

Переговоры по станции

Переговоры о создании окололунной станции начались в 2013 году. В сентябре 2017 года Россия и США подписали соглашение о намерениях по созданию окололунной станции Deep Space Gateway. Позднее название проекта изменили на Lunar Orbital Platform — Gateway.

Согласно предварительным договоренностям, Россия изготовит шлюзовую камеру для выходов экипажей в открытый космос. Ожидается, что строительство станции начнется в 2022 году, а российский отсек к ней присоединят в 2024 году. В середине апреля в Хьюстоне прошло заседание международной группы по техническим стандартам, в ходе которого обсуждались спецификации станции.

Для запуска российского модуля рассматриваются ракета тяжелого класса «Ангара-А5» и американская сверхтяжелая ракета SLS. Во втором случае он отправится к Lunar Orbital Platform — Gateway в связке с американским пилотируемым кораблем Orion.

Российский шлюз предназначен для выходов экипажей на поверхность станции для проведения научных экспериментов и монтажа оборудования. Он состоит из двух «комнат»: сферической с люком для выходов в открытый космос и узлами стыковки, а также цилиндрической — для размещения научного оборудования.

Сверху модуля планируется установить канадскую руку-манипулятор для помощи космонавтам в перемещении грузов из шлюзового люка на поверхность станции. Планируется, что Lunar Orbital Platform — Gateway будет посещаемой международными экипажами, а не постоянно обитаемой, как сейчас МКС. Это связано с требованиями безопасности за пределами магнитных поясов Земли.