Архивы публикаций
Апрель 2024 (1)
Февраль 2024 (1)
Октябрь 2023 (1)
Сентябрь 2023 (3)
Август 2023 (5)
Июль 2023 (1)
28 Mar 2018, 21:37Общество

Киев обеспечит жильём переселенцев из Донбасса за 7500 лет

Киев обеспечит жильём переселенцев из Донбасса за 7500 лет

О том, что внутренние переселенцы являются трагедией Украины, говорили на пресс-конференции в Киеве. Эксперты попытались рассказать о проблемах беженцев и привлечь внимание властей, которые собираются дать крышу над головой всем нуждающимся в течение всего-то 7500 лет.

Пресс-конференция «Внутренние переселенцы. Трагедия современной Украины», прошедшая 27 марта в украинской столице, снова обозначила трудности, с которыми сталкиваются люди, бежавшие от войны в Донбассе и оказавшиеся в разных регионах Украины. Одна из главных проблем для внутренне перемещённых лиц (ВПЛ), как стыдливо предпочитают называть на Украине беженцев, — это отсутствие жилья и денег.

«Самый насущный вопрос у этих граждан — это жильё. У нас в подавляющем большинстве люди не могут решить проблему жилплощади сами. А у переселенцев на этот фактор накладывается феномен внезапной бедности — когда люди потеряли всё, что имели. Не только материальный капитал, но и социальные связи. Им теперь приходится начинать с нуля», — рассказала ведущий научный сотрудник Института демографии и социальных исследований украинской академии наук Ирина Новак.

Нельзя сказать, что Киев не делает вообще ничего. Существует программа «Доступное жильё». Участие в ней предполагает, что переселенец должен будет выплатить половину стоимости жилья, а это зачастую такая же неподъёмная сумма, как и полная стоимость дома или квартиры. Программа начала работать в ноябре 2017 года, на сегодняшний день в очереди стоит около 1000 семей, и попасть в неё практически невозможно — у государства нет денег, чтобы оплачивать вторую половину стоимости жилья. Если финансирования не будет, понадобится 7500 лет, чтобы её реализовать. То есть беженцы из Донбасса не получат от государства жилья никогда. Пока что Киев даёт деньги только на 200 квартир в год, а количество переселенцев — примерно 1,5 миллиона, и лишь немногие из них смогли что-то себе купить, поскольку даже в столицах ДНР и ЛНР цены на недвижимость таковы, что не позволяют бывшим дончанам и луганчанам купить жильё в областном, а порой даже в районном центре Украины.

Украинский аналитик Александр Охрименко уверен, что говорить о ВПЛ с точки зрения экономики сложно, ведь статистика не ведёт никакого экономического учёта переселенцев. «Нет учёта того, кто и где из переселенцев работает, сколько они зарабатывают. Я, по крайней мере, такой статистики не встречал, видел только отдельные факты. Какая-то часть украинцев, которая по ряду обстоятельств действительно была вынуждена покинуть своё жильё и которая работоспособного возраста, приняла решение оставаться на территории Украины. Мы все просто знаем, что есть люди, которые имеют статус «временно перемещённые». В госбюджете на них есть определённые расходы, но сумма эта очень маленькая, если не сказать, что ужасно маленькая. Я думаю, что те выплаты мизерные и существенно на бюджет не влияют. Потому говорить о том, что бюджет содержит временно перемещённых лиц, нельзя. С нашими миллиардными расходами мы вполне могли бы себе это позволить, тем более что там сумма на самом деле крохотная, по-моему, около 120 миллионов», — отметил он.

По словам Охрименко, эту большую проблему Украины, которую старается не замечать государство, решают сами переселенцы, кто лучше, кто хуже, а у кого-то не получается совсем. «Понятное дело, что кто-то возвращается, особенно если это пенсионер, ему на Украине найти работу достаточно трудно. Он уезжает обратно, потому что здесь делать ему особо нечего. Они понимают, что этот конфликт надолго. Не исключено, что в ближайшие 50-80 лет он останется в своей нынешней фазе. В ближайшие годы тут ничего не решится», — уверен эксперт.

На пресс-конференции в Киеве обсуждались также проблемы, с которыми сталкиваются люди, живущие на территории непризнанных республик. Они в основном связаны с получением пенсий, документов и пересечением линии разграничения. За четыре года не решён ни один из этих вопросов, и люди просто приспособились, кто как смог. Жители ДНР и ЛНР хорошо понимают, что Украине они не нужны. Через четыре года стали это понимать и переселенцы. Поэтому и потянулись они назад, на родину, в Донбасс, устав ждать помощи от Украины.

С каждым месяцем количество беженцев на территориях, подконтрольных Украине, уменьшается.

Соб. корр. ФСК

* * *