Архивы публикаций
Февраль 2024 (1)
Октябрь 2023 (1)
Сентябрь 2023 (3)
Август 2023 (5)
Июль 2023 (1)
Май 2023 (2)
14 Aug 2018, 19:17Общество

Как русские поставили точку во Второй мировой войне

Как русские поставили точку во Второй мировой войне

В августе 1945 года наступлением сразу трех фронтов — Первого Дальневосточного, Второго Дальневосточного и Забайкальского, — а также атаками Тихоокеанского флота начался завершающий, яркий этап Второй мировой войны.

Cтарая кровавая история

Многие эксперты считают, что Вторая мировая война в Европе и отчасти в Африке стала продолжением Первой мировой, поскольку участвовали в ней, по сути, те же силы, только идеологическая окраска государств стала намного более затейливой: одни готовы были класть миллионы во имя безраздельного царства Золотого Тельца, другие — за чистоту расы и жизненное пространство, третьи — за всемирный интернационал и классовые эксперименты с повальным уничтожением «реакционного элемента». А потому, как ни крути, исход второго акта кровавой драмы был предопределен, просто в новом варианте получилось безжалостней и беспощадней.

Однако если подобный подход перенести на Тихоокеанскую арену Второй мировой войны, то получится, что там разыгрывался далеко не второй и даже не третий акт одной затянувшейся не менее кровавой истории. С одной стороны, все, что происходило в регионе с 1931 по 1945 год, вполне укладывалось в логику японско-китайского цивилизационного противостояния, начавшегося войной 1894-1895 годов. Тогда Токио разгромил раскинувшуюся на территории Китая маньчжурскую империю Цин, забрав себе Корею, Тайвань, острова Пэнху, и намеревался прибрать к рукам Ляодунский полуостров.

С тех пор основные геополитические расклады на этой части земного шара окончательно сформировались и с некоторыми изменениями сохранились как раз вплоть до окончания Второй мировой войны: бурно развивающаяся Японская империя воспринимала Китай и Корею как свои вотчины и плацдарм для расширения жизненного пространства, она плодила марионеточные государства, разыгрывая маньчжурскую карту. Китай же перешел к глухой обороне, стараясь сохраниться как государство, впал в зависимость от крупных мировых игроков и попал в череду гражданских междоусобиц.

Возвращаясь же к Ляодунскому полуострову, стоит вспомнить, что аннексировать его Японии не позволила солидарная позиция Германии, Франции и России, имевших собственные интересы в Китае и не желавших уступать его новому амбициозному и деспотичному игроку. В итоге Китай передал незамерзающий Порт-Артур на 25 лет в концессию России и разрешил Санкт-Петербургу проложить железную дорогу по своей территории (будущую КВЖД). При этом, понятное дело, под контроль России автоматически попадала вся восточная Маньчжурия. И такое положение дел было воспринято Японской империей как украденная победа и унижение, что привело к росту милитаризма и антироссийских настроений, а впоследствии — к Русско-японской войне.

Так что наше решающее участие в разгроме Японии в 1945-м происходило не только лишь из союзнических соображений, это, по сути, был реванш за поражение в вышеупомянутой Русско-японской войне, по итогам которой Россия лишилась Ляодунского полуострова, части КВЖД — Южно-Маньчжурской дороги, — Южного Сахалина и передавала под японское влияние Корею. Но самое главное, проигрыш японцам стал началом краха православной Российской империи, погибшей под овации англосаксонских «союзников» (во время схватки Санкт-Петербурга и Токио США и Великобритания симптоматично поддержали японцев).

Неослабевающий натиск

На самом деле, с 1905 по 1945 год Русско-японская война, по большому счету, и не прекращалась, просто принимая различные формы. Так, стоило на русской земле начаться гражданской смуте, еще до начала крупномасштабных боев между «белыми» и «красными», в начале января 1918 года в бухту Владивостока во имя «защиты интересов и жизни проживающих на российской земле японских подданных» вошел японский крейсер «Ивами». А в апреле, после убийства в городе (непонятно кем и за что) двух японских коммерсантов, там же был высажен японский десант.

Впоследствии, пользуясь случаем, японцы не только взяли под контроль всю территорию КВЖД и Харбин, но и Приморье, Забайкалье, а после учиненной красными партизанами резни японского населения в Николаевске-на-Амуре оккупировали и Северный Сахалин, откуда вышли только в 1925 году под нажимом американцев. И, несмотря на декларативное утверждение о невмешательстве в гражданскую войну в России, пытались организовать сепаратистское государство в Забайкалье во главе с атаманом Семеновым, а также инициировали расправу над симпатизировавшими красным жителями села Ивановка в Приамурье, уничтожив 257 человек, большинство из которых были расстреляны из пулеметов, а 37 заживо сожжены в амбаре.

Китайский фронт советских военспецов

Несмотря на то, что националистический гоминьдановский Китай бы весьма ненадежным союзником красной Москве, что вылилось, например, в небольшую советско-китайскую войну 1929 года за контроль над КВЖД, закончившуюся поражением китайцев и разгромом существовавшего в этой стране русского белого подполья, СССР помогал этому режиму объединить страну в пику белым «колонизаторам», направляя лидеру националистов Сунь Ятсену инструкторов (среди которых был и красный командир Блюхер, и будущий советский маршал Егоров) и вооружения. Советник Рубен Теруни даже шел во главе националистических войск и командовал ими в самые опасные моменты боестолкновений, а советские летчики Сергеев и Кравцов осуществляли воздушную разведку и бомбометания.

Помогали советские инструкторы и не вошедшим в гоминьдановский Китай региональным диктаторам-милитаристам, например, генералу Шэн Шицаю, испытывавшему симпатии к СССР (впоследствии он все-таки переметнется в стан антикоммунистов, казнив брата Мао Цзэдуна), сражаясь под его знаменами против мусульманских мятежников под командованием бывшего царского полковника Иванова...

По сути, агрессия Япония против Китая началась еще в 1931 году, когда японцам удалось оккупировать Маньчжурию, создав на ее территории марионеточное государство Манчжоу-го, во главе которого Токио поставил последнего императора династии Цин — Пу И. Но когда в 1937 году японская агрессия против Китая приняла полномасштабный характер, гоминьдановское правительство обратилось за помощью к Москве. И эта помощь была оказана.

Так, с 1937 по 1941 год СССР поставил в Китай более тысячи боевых самолетов, около двух тысяч разных орудий, 82 легких танка Т-26, четырнадцать тысяч пулеметов, около двух тысяч автомобилей и тракторов. В 1938 году стране был выделен 50-миллионный кредит на приобретение советских товаров, включающий их доставку до Китая, а через год еще один — 150-миллионный, сроком на десять лет. СССР провел по китайской территории автомобильную дорогу Сары-Озек — Урумчи — Ланьчжоу, ставшую стратегической, построил авиасборочный завод в Урумчи и нефтеперегонный завод в Тушанцзы.

Но самая главная ценность — конечно же, люди. С 1937 по 1940 год в Китае работали более трех сотен советских военных советников (среди них будущий герой Великой Отечественной войны, маршал Василий Чуйков и будущий лидер пронемецких коллаборационистов Андрей Власов), воевали около трех тысяч добровольцев, из которых более двух сотен погибли.

Сотрудничество с Гоминьданом сошло на нет и было спешно свернуто, вплоть до отзыва специалистов и эвакуации едва построенных предприятий, после выхода на политическую арену китайских коммунистов, заявивших о себе как о самостоятельной силе. После этого в китайском националистическом руководстве возобладали антисоветские настроения.

Приграничные войны

Помимо Китая, русскому солдату довелось вступать в противостояние с японцами у собственных пределов. Так, сразу же после занятия в 1932 году Маньчжурии японцы 124 раза нарушали границы, сорок раз их самолеты вторгались в советское воздушное пространство, а также произошли 35 крупных боестолкновений. По этой причине Особая Краснознаменная Дальневосточная армия была преобразована в Дальневосточный фронт.

Все это движение в итоге пришло к логическому финалу: 15 июля 1938 года в Москве японский посол потребовал вывода советских войск со «спорной территории». В ответ ему были продемонстрированы документы Хуньчуньского соглашения 1886 года и прилагавшаяся к ним карта, не оставлявшая от японских претензий «камня на камне». Однако в ответ Токио разразился ультиматумом, а 29 июля японские войска атаковали советскую территорию возле озера Хасан. Началась небольшая русско-японская война, которая длилась менее двадцати дней, с применением авиации, артиллерии и танков и сотнями убитых с обеих сторон. Завершилась она тяжелой, но убедительной победой СССР, сумевшего не пропустить врага через границу.

Полгода спустя, в 1939 году, русские вместе с союзными монголами четыре месяца бились с японцами и союзными им маньчжурами у реки Халхин-Гол, на границе, собственно, МНР и марионеточным Манчжоу-го. Формальным поводом для конфликта стало желание японцев провести границу по самой реке Халхин-Гол, и начался он также с нападений на монгольские погранзаставы. Это была полноценная война с мощными боями в воздухе, танковыми атаками и форсированием того же Халхин-Гола, причем обеими сторонами: отбив мощное японское наступление, уже в конце августа советские войска предприняли контрнаступление, предупредив новую атаку японцев.

И здесь в полной мере проявил себя полководческий талант будущего маршала Великой Отечественной войны Георгия Жукова, впервые применившего тактику, использованную им впоследствии во время боев с немцами: мощное наступление пехоты, поддерживаемое артиллерией, на которое отвлекается все внимание противника, а затем мощные удары по нему танками с флангов. По итогу кампании японцы были разгромлены, довольно мощно и слажено проявила себя советская артиллерия, ставшая настоящим проклятьем японцев. В свою очередь, в самом начале кампании японской авиации удавалось наносить существенный урон авиации советской, но к ее концу русские летчики не только поквитались с противником, но и начали доминировать в воздухе: всего японцы потеряли под Халхин-Голом более шести сотен самолетов, советская авиация — около двух сотен. Потери сторон измерялись уже десятками тысяч.

Почувствовав, что, как говорят в народе, «дело — табак», японское руководство запросило мира у советской стороны, и в сентябре 1939 года было подписано соглашение о прекращении военных действий. Однако окончательное урегулирование конфликта состоялось уже в 1942 году, причем на японских условиях — граница-таки прошла там, где того хотел Токио, на фоне жестокой войны с немцами и их союзниками Москве не оставалось ничего другого, как согласиться.

А ранее, в апреле 1941-го, обе страны подписали Пакт о нейтралитете, в чем также была огромная заслуга именно победы у Халхин-Гола. В Японии четко понимали, что воевать с кем-нибудь, кроме Китая, придется, потому что амбиции Токио простирались не только вглубь Евразийского континента, но и на Индокитай и острова Тихого океана. Просто, в отличие от бесноватого фюрера, в японском истеблишменте доминировали реалисты, которые осознавали, что война на два фронта — это заведомое поражение (сейчас, правда, существует мнение, что и Гитлера к нападению на СССР подтолкнула дезинформация «западных партнеров» о подготовке Сталиным нападения на Третий рейх). Поэтому Японии предстояло выбрать только одно из направлений атаки.

Разгром

Основным лоббистом идеи удара не на север, а на восток был старший офицер штаба по планированию операций при Императорской ставке Тсуджи Масанобу, участник боев на Халхин-Голе, который впоследствии писал, что увиденная лично им в 1939 году советская огневая мощь заставила его пропагандировать идею атаки не на русских, а на американцев.

Поэтому, когда после окончания войны в Европе, спустя три месяца после победы над Гитлером, СССР в одностороннем порядке вышел из Пакта и атаковал Японию, умные японцы тоже все поняли.

Вступление сегодня утром в войну Советского Союза ставит нас окончательно в безвыходное положение, — заявил 9 августа на экстренном заседании Высшего совета по руководству войной японский премьер-министр Судзуки. — И делает невозможным дальнейшее продолжение войны.

Однако война будет продолжаться до самого сентября. Неся огромные потери, Квантунская армия станет яростно сопротивляться. К концу войны, заметно уступая советской армии в военной технике и даже стрелковом вооружении (японцам отчаянно не хватало автоматов и противотанковых ружей), «квантунцы» будут обвешиваться гранатами и бросаться навстречу нашим танкам и нашим воинам. Но русские солдаты научатся предупреждать намерения камикадзе и убивать их еще до порывов.

9 августа 1945 года все три советских армии начали скоординированное наступление, советская авиация отбомбилась по укрепрайонам и гарнизонам противника в Харбине, Синьцзине и Цзилине, флот отрезал врагу пути к островной Японии и атаковал военно-морские базы в Северной Корее. Так было. А уже 19 августа, через каких-то десять дней, японские войска начали массово сдаваться в плен.

По итогам победы над Японией СССР сокрушил коварного и безжалостного врага, чьи каратели холодным оружием и штыками вырезали полмиллиона мирного населения китайского Нанкина, открыто использовали химическое и бактериологическое оружие и ставили бесчеловечные опыты над людьми на базе Отряда 731. Вдобавок Советская Россия поквиталась за Россию царскую, вернув себе все потерянные в Русско-японской войне начала прошлого века территории, часть которых — КВЖД, Порт-Артур — с коммунистической «щедростью» все-таки впоследствии подарила Китаю.

* * *