Архивы публикаций
Апрель 2024 (1)
Февраль 2024 (1)
Октябрь 2023 (1)
Сентябрь 2023 (3)
Август 2023 (5)
Июль 2023 (1)
07 Nov 2018, 18:57Общество

Владимир Скачко. Томос под вопросом? Из-за «ереси папизма»...

Владимир Скачко. Томос под вопросом? Из-за «ереси папизма»...

Как-то это даже странно, ей-богу, что послевкусия украинских побед, которым, как объявлялось, равных нет, длятся так недолго. Не успел гарант нации и даритель ей (нации) томоса вернуться в Киев из Стамбула, где он (гарант, а не Стамбул) подписал со Вселенским Патриархом Варфоломеем соглашение «О сотрудничестве и взаимодействии между Украиной и Вселенским Константинопольским Патриархатом», как в Киеве начали подвергаться сомнению главные положения этого, вне всякого сомнения, важного (викопомного, эпохального, основополагающего и т. д. и т. п. — нужное подчеркнуть) документа.

В частности, после подписания Соглашения было объявлено, что патриарх Варфоломей не только поспособствует объединительному съезду всех православных конфессий, которые изъявят желание войти в «Единую украинскую православную поместную церковь» (ЕУППЦ), но и лично приедет в Киев. Чтобы не менее лично вручить томос предстоятелю ЕУППЦ, избранному на указанном съезде. «Вселенский Патриарх предоставляет Томос, признавая независимость украинской Церкви, и вручает его избранному на Соборе Предстоятелю», — так и записано в соглашении, о котором сам гарант нации сказал: «3 ноября — это исторический день для создания Украинской Автокефальной Православной Церкви. Соглашение, которое мы сегодня подписали, завершает этот процесс, создает все условия для того, чтобы процесс подготовки к собору, процесс предоставления томоса был приведен в абсолютно четкое соответствие с канонами православной церкви.... Мы будем делать все возможное, чтобы как можно быстрее завершить процесс предоставления томоса».

И что? А ничего. Варфоломей, не исключено, хотел бы проверить, как движется ремонт в Андреевской церкви, которая уже была щедро отдана в бессрочное пользование Вселенскому Патриархату, но в таком ужасном состоянии, что ее и своим (то есть православным и крайне независимым от Москвы украм и ариям) показывать стыдно. А Варфоломей же, вполне вероятно, именно там, на месте, где много веков назад Андрей Первозванный собрался крестить днепровских нехристей, намеревается (намеревался?) открыть ставропигию (свое представительство и миссию) на земле будущей древней Шумерии, которая об этом и не знала, пока певица ротом Руслана ей не объяснила суть.

Но даже не позор Андреевской церкви, превращенной в полуруину ревнителями веры из Украинской Автокефальной Православной Церкви (УАПЦ), главное. Советник украинского президента, директор Национального института стратегических исследований Ростислав Павленко уже публично предположил, что не лично Варфоломей прибудет в Киев с томосом, а «скорее всего, будет кто-то из его представителей». Потому что, как следовало из слов советника, есть проблемы с самим объединительным съездом: не ясно, когда он состоится (хотя и был анонсирован на 21 ноября сего года) и кого из кого на нем избирать. Глава УПЦ КП Филарет хочет избраться на нем патриархом, но его, снимая с него анафему, понизили до митрополита. Глава УАПЦ митрополит Макарий (Малетич) сначала спорил с Филаретом, по какому уставу избираться, но потом прекратил это дело и вообще заявил, что не хочет стоять во главе ЕУППЦ. Многие, желая угодить гаранту нации, хотят, чтобы пост поимел митрополит Винницкий и Барский Симеон (Шостацкий), но этот иерарх принадлежит УПЦ Московского Патриархата, церкви, которая не просила никакого томоса и по-прежнему считает Филарета и Макария раскольниками и самосвятами. «Сейчас все зависит от того, насколько быстро украинские епископы придут к соглашению относительно того, как этот собор будет проводиться», — признал и советник гаранта нации.

Короче, все так сложно в самой Украине. А тут еще Варфоломею откровенно противятся и, как бы желая помочь, «свинячат» извне. И дело не только в том, что, во-первых, 15 октября сего года Синод Русской Православной Церкви (РПЦ), проведенный в Минске, объявил о разрыве евхаристического общения с Константинопольским патриархатом по всей канонической территории РПЦ, включая Украину и Белоруссию. Это как раз оправданно: Варфоломей вторгается на каноническую территорию РПЦ, и та ставит его на место, в отведенные ему канонами и традициями мирового православия рамочки. Митрополит Волоколамский и глава Отдела внешних церковных связей РПЦ Иларион заявил, что Константинопольский патриархат из-за своих неправовых действий утратил право называться координирующим центром православия.

Но главное, что, во-вторых, сделала РПЦ на своем Синоде — намекнула, что патриарх Варфоломей серьезно «заболевает» страшной для православных «ересью папизма» — стремлением руководить мировым православием так, как это делает в католицизме Папа Римский. Это в католицизме Папа Римский — глава и суверен Святого Престола и, как преемник Святого Петра (первого римского епископа), видимый глава Католической церкви и ее верховный иерарх, а также епископ Рима, викарий Христа, преемник князя апостолов, верховный первосвященник Вселенской церкви, Великий понтифик, Примас Италии, архиепископ и митрополит Римской провинции, суверен государства-города Ватикан, раб рабов Божьих и т. д. Другими словами, самый главный, чьи решения обязательны для исполнения.

А вот в мировом православии Вселенский Патриарх — это хоть и «Его Божественное Всесвятейшество Архиепископ Константинополя — Нового Рима», но всего лишь предстоятель Константинопольской церкви. Но не Папа!

Он считается первым среди равных предстоятелей 14 (плюс 15-й Американской, признанной РПЦ) православных поместных автокефальных церквей. То есть первым по чести, который может разрешать споры, консультировать, помогать в отстаивании канонов чистоты веры и т. д. и т. п. Но никем за пределами своей компетенции и юрисдикции не руководить! И даже правительство Турции, несмотря на то, что титулование «Вселенский» зафиксировано в ряде международно-правовых актов, не признает за Константинопольским патриархом этого титула и по статусу числит его лишь главой православной общины Турции. С 1991 года этот титул носит этнический грек Димитриос Архондонис, рожденный в Турции и бывший капитан турецкой армии, ставший Варфоломеем I. И вот теперь этот экс-капитан турецкой армии пытается определить и судьбу украинского православия. Но многие против. И это еще мягко сказано. В самой Украине о своей поддержке канонической церкви заявило духовенство Сумской, Днепропетровской, Львовской областей, а также Харьковской, Полтавской, Запорожской, Одесской, Херсонской, Ровенской и Кировоградской епархий...

В-третьих, Синод РПЦ назвал «канонически ничтожным» и увидел политику в отмене Константинополем акта 1686 года о передаче им Киевской митрополии в юрисдикцию Московского Патриархата. И это для предстоятелей других поместных православных церквей вполне может стать сигналом того, что если не остановить властные амбиции Варфоломея, то он может вмешаться и в дела других. И, например, «даровать автокефалию» и другим самосвятским раскольничьим псевдоцерквям, которые есть почти в каждой православной стране. А тут еще Варфоломей возомнил себя спасителем мирового православия и намекнул, что он — всему голова, опираясь на традиции веков. «Вселенский Патриархат освободил много народов на Балканах, ослабив себя, но признав их право на церковную независимость.... И Москве следовало бы признать, что украинский народ, которым она управляла и в не самом православном порядке получила несколько веков в свою юрисдикцию или точнее в управление,.. имеет право на церковную независимость, на автокефалию», — заявил он, прямо указывая РПЦ, что ей делать.

Но еще дальше пошел представитель Варфоломея при Всемирном совете церквей архиепископ Телмесский и сын украинских эмигрантов из Канады Иов (Геча). Он вообще заявил, что Вселенский патриарх может лишить автокефалии... саму РПЦ, которая получила свой томос в XVI веке от тогдашнего Вселенского патриарха Иеремии. По его словам, если сегодня православная церковь в России имеет сомнения относительно права Константинополя на предоставление автокефалии, то «она должна отречься от своей собственной автокефалии, потому что патриарший статус ей был дан в XVI веке Вселенским патриархом». Иов напомнил также, что автокефальные статусы православных церквей не только России, но и Греции, Сербии, Румынии, Польши, Албании, Болгарии, Грузии и Чехословакии не были подтверждены Вселенскими соборами, но именно Константинополь дал им статус независимых.

А потом посланник Варфоломея произнес то, что и можно квалифицировать, как «ересь папизма»: «И, в принципе, как считают некоторые канонисты, поскольку эти новые автокефалии или новые патриархаты никогда не были подтверждены Вселенским собором, поскольку они были созданы Вселенским патриархатом, то в какой-то момент, если Вселенский патриархат посчитает это нужным, он может и отменить этот статус.... Если такая ситуация (непризнание РПЦ решений Варфоломея. — Авт.) будет сохраняться в течение долгого времени, то, конечно, Вселенский престол как первый престол вселенского православия будет вынужден принимать определенные меры. Прибегнуть к определенным решениям, чтобы обеспечить единство Церкви». И потом добавил в обоснование своей идеи: «Центры мирового православия никогда никто не может ставить под вопрос. Вселенские соборы дали Римскому престолу и Константинопольскому престолу как второму после него одинаковые привилегии.

Если мы этого не признаем, значит, мы не признаем учения Вселенских соборов и отпадаем от православия».

Именно эта позиция Иова и, ясное дело, стоящего за его спиной Варфоломея и может серьезно обеспокоить, а то и напугать предстоятелей других упомянутых православных церквей. Тем, что если Варфоломея не остановить, то он вмешается и в дела других. И, будем честны перед собой, только это опасение других православных иерархов и может сегодня реально помочь РПЦ в борьбе с расколом в Украине, который затеял патриарх Варфоломей, и предоставлением томоса задуманной ЕУППЦ. Никаких других аргументов или методов борьбы с решениями Варфоломея, за которым явно стоят те силы Запада, которым важно любыми методами ослабить влияние России на постсоветском пространстве, у Московского Патриархата нет.

Сегодня для многих уже очевидно, что в дела церкви мощно вторглась политика и даже геополитика, а значит, и противостоять ей можно только такими же методами. Условно говоря, Московскому Патриарху Кириллу могли бы серьезно помочь Владимир Путин и два Сергея — Лавров и Шойгу. И это вполне может стать «последним доводом королей». Но пока есть обвинения Варфоломея по церковным канонам и традициям в «ереси папизма» — стремлении подчинить мировое православие Константинополю и его предстоятелю, за которым стоит Запад, желающий ослабить, а то и свести к нулю влияние православной веры на планете.

Конечно, решить все проблемы мог бы официально VIII Вселенский собор Православной церкви (Всеправославный). Но созвать его сегодня не реально. И потому, что такие попытки предпринимались еще в 1920-х, 1960-х и 1990-х годах, но закончились ничем. И потому, что нереально собрать тысячи православных иерархов в одном месте и сейчас. По многим причинам, в том числе и не религиозного свойства. Но для осуждения решений и действий Варфоломея достаточно решений синодов или соборов и 14 поместных православных церквей, которые дадут определение этой самой «ереси папизма» и осудят ее в исполнении Константинопольского Патриарха. И не просто осудят, а призовут его изменить решение о томосе для ЕУППЦ. Секретарь отдела внешних церковных связей Московского Патриархата Игорь Якимчук уже заявил позицию РПЦ по этому вопросу: «Православный Вселенский собор не предусматривает особых привилегий для Константинопольского Патриархата. Кроме привилегий чести, не дающих каких-либо властных полномочий вне предела этой церкви. Соответственно, никакой нужды подчиняться решениям Константинополя ни у Русской Православной Церкви, ни у какой-либо другой нет». Теперь для РПЦ важно добиться, чтобы что-то подобное официально заявили и другие поместные православные церкви мира. И из 14 поместных православных церквей, по данным РПЦ, решение Варфоломея не поддерживают две трети, а еще одна треть просто молчит...

...Вот потому-то, собственно, и вопрос томоса для Украины «завис» и сталкивается с самыми неожиданными и непредвиденными трудностями. Не очень-то, похоже, Варфоломей хочет потерять статус «первого по чести» в мировом православии. Но, с другой стороны, процесс-то идет. И, как говорится, скуфьи и клобуки на соборе считают. Равно как и решения принимаются там же. Но пока все сложно...

Владимир Скачко

* * *