Архивы публикаций
Февраль 2024 (1)
Октябрь 2023 (1)
Сентябрь 2023 (3)
Август 2023 (5)
Июль 2023 (1)
Май 2023 (2)
13 Nov 2018, 15:02Общество

Темно без России

Темно без России

Украинский «Энергоатом» взял курс на разрыв отношений с Россией, хотя к 2020 году, по данным самого предприятия, истекает срок эксплуатации 4 действующих энергоблоков, которые вырабатывают 30% электроэнергии, генерируемой АЭС.

В то же время без согласия России Украина не сможет продлить работу действующих энергоблоков атомных станций, иначе с них снимут гарантию и Киев попадет под международные санкции, говорят эксперты.

«Сегодня без продления сроков эксплуатации атомных блоков нам вообще ничего не светит, мы через пять лет банкроты», — заявил в эфире телеканала ZIK бывший директор Чернобыльской атомной станции Михаил Уманец. По его словам, то, что Украина продлевает сейчас сроки эксплуатации, делается без согласия России и с нарушением технологии.

«Продлили два блока на Ровенской станции, нормально на 20 лет, они эксплуатируются. Продлеваем четыре блока ВВЭР100 — это более мощные блоки. Пытаемся продлить на 15 лет, продлили всего на 9 лет. Но даже не это страшно, страшно то, что во время этого продления не выполнена одна технологическая операция, на которой настаивает как главный конструктор, так и научный руководитель, то есть Россия, — сказал Михаил Уманец.

Он заметил, что на российской Балаковской АЭС заканчивается стендовый отжиг и срок эксплуатации энергоблока продлят на 15 лет. «Как только это случится, главный конструктор и научный руководитель потребуют от нас по праву, чтобы переделали все, сделали так, как надо. И это остановка четырех блоков. По сегодняшнему состоянию остановить четыре из 16 — это ужасно. Это катастрофа», — сказал бывший руководитель Чернобыльской АЭС. Он прогнозирует, что с украинских энергоблоков могут снять гарантии и сделают это на международном уровне.

«Даже при продлении сроков по 2025 год у нас должны быть остановлены четыре «тысячника» (энергоблока — прим. ред.) — это почти 30% генерации, — добавил Михаил Уманец. — Чтобы было понятно, чем это пахнет — я назову только некоторые цифры: стоимость строительства одного блока от пяти до семи миллиардов долларов. Срок строительства одного блока — 10 лет. Это в тех странах — Россия, США, где накатанная схема есть, где есть все.

А у нас разогнали пять мощных строительно-монтажных комплексов специализированных. На каждой станции на Украине были прекрасные комплексы. Нет этого. Что денег нет — это понятно. Но мы же на сегодняшний день даже не выбрали тип реактора, на котором мы собираемся работать, с кем кооперироваться».

Информацию эксперта подтверждают данные самого украинского «Энергоатома». В стратегическом плане развития предприятия в 2018— 2022 годах говорится, что к 2020 году заканчивается проектный срок эксплуатации пяти действующих энергоблоков АЭС: в 2018 году — блока № 3 на Ровенской АЭС и блока № 4 на Запорожской АЭС, в 2019 году — блока № 1 на Хмельницкой АЭС и в 2020 году — блока № 3 на Южно-Украинской АЭС и блока № 5 на Запорожской АЭС.

В материалах «Энергоатома» ничего не говорится о согласовании с российскими предприятиями продления срока эксплуатации и отжиге энергоблоков под их наблюдением. Речь идет о плане лицензирования энергоблоков АЭС для продолжения эксплуатации в сроки, превышающие проектные, в Госатомрегулировании Украины.

«Украинские АЭС работают, проходят проверки МАГАТЭ, — говорит сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич. — Однако уровень отношений «Энгергоатома» с российскими предприятиями находится на самом низком уровне. Предприятие взяло курс на разрыв отношений».

Эксперт отмечает, что «Энергоатом» уже не предоставляет России информацию об использовании ядерного топлива в смешанных зонах (где используется продукция российского ТВЭЛа и Westinghouse). При этом планирует вывозить отработанной российское топливо на строящееся хранилище на территории зоны отчуждения Чернобыльской АЭС. «Это нарушение контракта и, очевидно, будет суд», — отметил эксперт.

Доля российского топлива на украинских АЭС при этом составила в 2018 году 68%. По данным Госстата Украины, в январе-августе в России закупили 183 тонны на $ 208 млн. Westinghouse же поставил со своего шведского завода 140 тонн на $ 98 млн. С последним в конце января «Энергоатом» продлил контракт до 2025 года и ядерное топливо производства Westinghouse используется на Запорожской и Южно-Украинской АЭС.

Летом украинское издание «Экономическая правда» сообщило, что Киев намерен возобновить совместные проекты с Москвой в области атомной энергетики и украинская сторона предложила переговоры в Брюсселе. Об этом говорилось в письме министра энергетики и угольной промышленности Украины Игоря Насалика в адрес первого заместителя генерального директора госкорпорации «Росатом» Кирилла Комарова, сообщало деловое издание.

Минэнерго Украины, в свою очередь, опубликовало другой вариант письма, в котором говорится только, что ведомство «готово обсудить состояние реализации совместных проектов». В энергетическом ведомстве указали, что Киев предложил ТВЭЛу продать долю в проекте «Завод ядерного топлива» китайской China Nuclear Energy Industry Corporation. Совместное предприятие ТВЭЛ и украинского госконцерна «Ядерное топливо» создали в 2011 году, а в 2015 году Украина решила прекратить проект.

Взамен на вышедшие из эксплуатации энергоблоки в «Энергоатоме» планируют строительство двух блоков, № 3 и № 4, на Хмельницкой АЭС. Об этом говорится в стратегическом плане развития предприятия в 2018— 2022 годах. «Сегодня говорят о привлечении чешской «Шкоды», которая может их построить. Однако пока это лишь планы, которые обсуждают со времен Януковича.

Главный вопрос — деньги. Если бы строил «Росатом», то речь бы шла о кредите — традиционной схеме, по которой работает российское предприятие. Чехи же не будут строить в кредит», — говорит Дмитрий Марунич. Украинский эксперт отмечает, что в ближайшие годы на Украине из эксплуатации будут выводить угольные блоки ТЭС, из-за чего генерация страны потеряет несколько гигаватт.

«Поэтому вкупе с продлением сроков эксплуатации энергоблоков ситуация действительно напряженная, а правительство не решает эту проблему», — считает сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич.

Михаил Уманец заявил телеканалу ZIK, что проблемы с атомной энергетикой могут привести к гибели отрасли к 2040 году, а это повлечет за собой подорожание электроэнергии и остановку ряда отраслей промышленности в стране.

«Металлургия у нас энергоемкая, химия тоже и так далее, и так далее. Там будет драка. Кто из них погибнет? Там будет драться бизнес, драться за каждый киловатт этой энергии. Но что-то капитально будет закрыто и не будет работать. И это очень и очень много», — сказал бывший директор Чернобыльской АЭС.

* * *