Архивы публикаций
Февраль 2024 (1)
Октябрь 2023 (1)
Сентябрь 2023 (3)
Август 2023 (5)
Июль 2023 (1)
Май 2023 (2)
20 Jan 2008, 18:04Общество

ГОД БЕЗ КУШНАРЁВА: почему он не успел стать крёстным отцом


- Прошёл год, но я до сих пор не верю в то, что мы его потеряли. Этот человек был, без преувеличения, символом нашего города. Кушнарёв был символом Харькова. Петрович! Евгений Петрович! - Михаил Добкин устремил к небу пристальный взгляд. - Раз ты на небе, пусть тебе там, в раю, будет хорошо.
В полдень четверга перед зданием Харьковского горсовета проходил траурный митинг памяти Кушнарева. Толпа перед зданием насчитывала несколько сотен людей. На глаз – до полутысячи.
- Я благодарен всем, кто чтит его память, продолжает его дела. Год назад тысячи людей стояли под дождём и пронизывающим ветром, чтобы сказать ему короткое «прощай», - сын погибшего, Андрей, став у микрофона следом за Добкиным, окинул взором собравшихся.
19 января 2007-го – в день похорон Евгения Петровича - жизнь в Харькове буквально замерла. Вопреки отчаянной непогоде, у драмтеатра выстроилась многокилометровая человеческая очередь. Тысячи ожидали выноса гроба на площади перед зданием. Живая колонна растянулась во всю длину последнего пути Кушнарева – до второго городского кладбища.
«Янукович, найди убийц!», - кричали люди, бросая под ноги процессии охапки роз и гвоздик. Цветов было столько, что они, покрывая собою лужи, образовывали ядовито-красный ковёр. Ковёр цвета крови, из-за потери которой, собственно, и не стало Евгения Петровича.
На поминках, проходивших в столовой юракадемии Ярослава Мудрого, за стол садились в «три смены». В первую – человек двести пятьдесят нардепов, министров, коллег по местному управлению, друзей. Здесь было искренне локальное горе тех, кто любил Кушнарёва - отца, мужа, друга, брата, соратника и наставника. Было и глобальное лицемерие тех, кто прибыл «отметиться» по долгу службы.
17-го января 2008-го к горсовету и ранее к могиле пришли те, для кого гибель Кушнарева – действительно Утрата, а не безликая строчка в ленте новостей. На борт депутатского чартера ПР поднялись Кузьмук, Богословская, Ларин, Шуфрич, Лукаш, Тихонов, Яцуба, Корж, Чорновил, Кожара и др. Ни Ахметова, ни Колесникова, ни Кучмы, ни, тем более, Богатырёвой меж них не наблюдалось. Раисе Васильевне, ввиду её перебазирования на Банковую, лично отдать дань памяти Евгению Петровичу показалось, очевидно, «неудобным».
На похоронах её тоже, кстати, не было. Те дни она как раз посвятила совершенствованию души и тела.
К слову, летом 2005-го даже тогдашний госсекретарь Зинченко нашёл в себе силы приехать на похороны к бывшему лучшему другу эсдеку Плужникову, намедни обвинённому им во всех библейских грехах.
- Ни семье, ни друзьям, не удалось найти ему замену. И никогда не удастся. В Партии регионов Кушнарёву замены нет, - честно сознался Янукович, открывая на стене горсовета мемориальную табличку.
Осознание того, что человек перешёл в мир иной окончательно настигает после того, как о нём начинают говорить в прошедшем времени. «Был» - я ненавижу это слово за гробы», - поёт Розенбаум. Три простые буквы складываются в страшный глагол. Сперва это режет по уху, потом отрезвляет, со временем к словосочетанию «Кушнарёв был» привыкаешь.
Привыкая, начинаешь по-иному воспринимать сказанные им когда-то слова, сделанные дела, принятые решения. Многое, конечно, идеализируешь, но, у каждого, знавшего Евгения Петровича не только по картинке телевизора, в сердце навсегда останется частичка его многогранной натуры. В миллиардах этих частичек и есть тот Кушнарев. В них - его вечная память.
Каждый из нас знал его по-особенному. Вспоминается Евгений Евтушенко:
“Людей неинтересных в мире нет,
Их судьбы – как истории планет,
У каждой всё особое, своё
И нет планет, похожих на неё…
…Уходят люди, их не возвратить,
Их тайные миры не возродить
И каждый раз мне хочется опять
От этой невозвратности кричать”.
- Мы должны сделать всё, чтобы сохранить память о нём. Сейчас сын Андрей занимается созданием фонда Кушнарёва и мы, конечно, все примем в этом участие, - подчеркнул Янукович.
Позже, на поминальном обеде, было добавлено ещё о целесообразности учредить премию имени Кушнарёва для молодых политиков.
- Он в моей памяти и в имени моего недавно родившегося сына. Евгений Петрович должен был быть его крёстным отцом, - сознался на площади лучший друг погибшего Дмитрий Шенцев. Тот самый, что был с ним на роковой охоте.
Вместо Кушнарёва маленького Женю Шенцева покрестили Добкин и Людмила Давыдова – вторая жена Евгения Петровича.
Сейчас в городе начато строительство храма Святого Евгения, а в Свято-Николаевской церкви, что в Боровском районе, скоро появится громадный колокол имени Кушнарева.
Киев-Харьков-Киев 17 января 20:07 Соня КОШКИНА Обозреватель