Архивы публикаций
Апрель 2024 (1)
Февраль 2024 (1)
Октябрь 2023 (1)
Сентябрь 2023 (3)
Август 2023 (5)
Июль 2023 (1)
09 Jul 2018, 10:35Жизнь

СССР развалился в том числе и поэтому

СССР развалился в том числе и поэтому

«Советская власть роковым образом пошла по стопам царских предшественников: вместо того чтобы заставить местных начальников напряжённо работать, Кремль предпочёл подкупать их различными благами».

Прим. В статье речь в основном о Грузии, но такая картина, хоть и в разной степени, наблюдалась во всех союзных республиках, все или почти все они жили за счёт России.

«То есть всё больше полномочий направлялось на места, но местные послесталинские власти в большинстве своем либо были неспособны грамотно управлять своими «вотчинами» в интересах СССР, либо перестали скрывать свой русофобский и, по сути, антисоветский национализм, потворствуя “низовому” национализму и даже регулируя его с целью расширения экономических, социальных и других преференций для союзных республик».

«... власти ряда союзных республик после 1953 г. прямо или косвенно шантажировали Москву тем, что, дескать, мы не сможем контролировать ситуацию, если не будет увеличиваться финансирование той или иной союзной республики. Москва, естественно, была вынуждена выполнять эти, причем всё более частые запросы, во всё большем объёме». А местные власти «уже не опасались и не опасаются «сталинских» мер против проявлений национализма, антисоветизма, как и против фиктивных рапортов о перевыполнении пятилетних планов».

...передача большинства центральных полномочий с конца 50-х — начала 60-х в союзные республики отнюдь не сопровождалась подготовкой и выдвижением там именно интернациональных, точнее, непронационалистических управленческих кадров. Ибо кадровые вопросы, связанные со сферой управления и пропаганды, тоже стали к середине 60-х прерогативой в основном властей союзных республик. И прежде всего — во внутренних районах этих республик. Поэтому с начала-середины 60-х Москва, главным образом, «проштамповывала» кадровые рекомендации/назначения центральных республиканских властей.

Так, в Грузинской ССР, по имеющимся данным, за 1962-1988 гг. свыше 70% местных партийно-государственных кадров низшего и среднего звеньев, включая сегменты КГБ — МВД, были выдвинуты руководством Грузии и лишь формально утверждались Москвой.

И, если в 60-х этот показатель составил около 40%, то к концу 80-х он вырос более чем вдвое: до 85%. Что же касается СМИ, научно-исследовательских институтов, учреждений культуры и науки Грузинской ССР, то лишь около 10% руководящих кадров к середине 80-х составили выдвиженцы центральных, т.е. общесоюзных профильных органов. С учетом же упомянутых факторов эти кадры в Грузии наверняка были, в той или иной мере, «пропитаны» совето— и русофобским национализмом (схожие кадровые пропорции активно развивались с конца 50-х в республиках Прибалтики, на Украине, в Армении, Азербайджане, Узбекистане).

Немаловажное значение имел и финансово-экономический фактор. Если точнее, Грузия в 1950-х — середине 80-х была одним из лидеров среди союзных республик (наряду с прибалтийскими, Арменией и Азербайджаном) по централизованным капиталовложениям в экономику и социальную сферу. Подчеркнем еще раз: послесталинское руководство страны считало Грузию, Армению и Прибалтику наиболее уязвимыми, опасными «точками» в контексте сохранения единого советского государства. Значит, эти регионы поскорее должны были стать «витриной» реального социализма.

...совокупный стоимостной объем потребления товаров и услуг в Грузинской ССР в 60-х — 80-х был вчетверо, а то и впятеро больше в сравнении с объемами производства товаров и услуг в самой Грузии. Эта же «планка» в РСФСР была на уровне не более 70%.

Средний уровень зарплат, пенсий, стипендий и соцпособий в тот же период в Грузии был минимум на 20-25% выше, а розничные цены и тарифы — на 25-35% ниже, чем в РСФСР. В структуре же занятости в производственных отраслях (включая энергетику, железные дороги, нефтегазопроводы, морские порты) доля русского трудоспособного населения в Грузинской ССР в те же годы превышала 60%, а грузинского — едва достигала 30%. Зато в сфере услуг (торговля, медицинское, курортное обслуживание, стройбригады, межрайонные автоперевозки, сфера такси и т.п.) доля русского трудоспособного населения была лишь около 25% — вдвое ниже в сравнении с грузинским. Кроме того, с начала 60-х свыше половины выручки предприятий разных отраслей в этой республике, в т.ч. минимум треть их инвалютной выручки, оставалась в их же распоряжении. Нечто схожее имело место в республиках Прибалтики и Азербайджане. Но в РСФСР минимум 75% «обычной» и почти 95% валютной выручки предприятий поступало в советский госбюджет.

Из приведенной статистики видно, что Грузия превратилась в «витрину социализма» благодаря, по сути, её иждивенчеству за счет РСФСР. И в основном именно русское население было занято в наиболее трудоемких отраслях грузинской экономики.

Прим. Кое-кто обязательно не преминёт указать на этот факт. Потому оговорюсь сразу. Невзирая на то, что на производстве трудились в основном русские, качество грузинских, армянских, а порой и прибалтийских товаров (с содроганием вспоминаю свой мопед Рига-4 с регулярно «стекленеющими» и перестающими держать в самый нужный момент тормозами: накладки на тормозных колодках не предусмотрены, они были цельными) было зачастую отвратительным. Ведь как ты ни упирайся на своём рабочем месте, но если местное начальство решило ставить халтурные комплектующие, то никуда ты не денешься.

А вот в её теневом секторе, составлявшем с середины 60-х, по многим оценкам, минимум 40% реального ВВП Грузинской ССР, число лиц грузинской национальности стабильно превышало 70%.

При этом теневой сектор Грузии наладил и поддерживал вполне надежные связи со своими «опекунами» в местных и общесоюзных структурах. Опасения же руководства страны, как мы отметили, насчет усиления центробежных тенденций в Грузинской ССР, можно сказать, надёжно страховали тамошних «цеховиков» от выкорчёвывания теневого сектора посредством союзных МВД и КГБ.

...«если и прижимали “цеховиков” и их визави во властных структурах, то, образно говоря, лишь “грибницу” этой целостной системы. Для показушной отчетности. Ибо никто: ни в Тбилиси, ни, тем более, в Москве — не был заинтересован в разрушении коррупционной пирамиды, сложившейся из теневого бизнеса и его покровителей в местных и общесоюзных структурах. Причем теневые дельцы пренебрежительно высказывались о русских, привыкших к лишениям, но особенно — о русских партгосчиновниках, “многие из которых предрасположены ко взяткам и обману вышестоящего начальства”, как утверждали теневики со знанием дела. А по сути, они платили партгосноменклатуре за привилегированное положение Грузии в составе СССР».

«Советская власть роковым образом пошла по стопам царских предшественников: вместо того чтобы заставить местных начальников напряжённо работать, Кремль предпочёл подкупать их различными благами.

Грузинская ССР широко поддерживалась мощными денежными дотациями из Москвы за счёт российских регионов. Так что грузинской элите оставалось только жить в своё полное удовольствие. Достаточно “занести” в нужный московский кабинет — и всё будет в порядке: деньги придут в неограниченном количестве».

Притом все последние грузинские «постсоветские правители были «выращены» в недрах местной номенклатуры, где места сторонникам России, конечно, не нашлось».

Так что современный градус совето— и русофобии предопределен политикой руководства СССР, вольно или невольно потворствовавшей сперва высокомерному, а затем и враждебному отношению к русским со стороны значительной части и местной номенклатуры, и, стало быть, общественных кругов Грузии.

Потому уже в начале 70-х стала проводиться линия ее властей по вытеснению русских с руководящих должностей любого ранга в Грузинской ССР. Что, естественно, привело к сокращению доли русского населения в нацсоставе жителей Грузии. Согласно всесоюзным переписям, в 1959-м этот показатель превышал 10%, а в 1989 г. — составил лишь 6,3%.

* * *