Выбор редакции
Лента новостей
Свет в океане туманного мрака: Россия мировой моральный ориентир
23.08
В Москве представили российский электроседан
04.08
Пётр Акопов: Запад не знает, зачем ему война с Россией
28.06
Санкции обрекают киевских путчистов на военное поражение
06.05
Геноцид - геополитический инструмент Запада
14.04
Русские войска применяют Starlink Илона Маска: хорошо, но как временное решение
11.02
Указания США на демонтаж остатков украинской государственности
01.10
Неконтролируемый обвал рождаемости в бывшей Украине
26.09
30 Nov 2017, 16:20Экономика
«Турецкий поток» и Балканы
Россия всесторонне анализирует возможности подключения балканских государств к инфраструктуре газопровода «Турецкий поток». Одним из возможных вариантов продолжения второй (экспортной) нитки трубопровода может стать магистраль, начинающаяся в точке сдачи/приёма российского газа на болгаро-турецкой границе и далее проходящая по территории Болгарии, Сербии, Венгрии и Австрии до ключевого центральноевропейского газораспределительного хаба в австрийском Баумгартене.
Именно такой маршрут по заданию «Газпрома» прорабатывает с технико-экономической точки зрения компания-подрядчик «НИИгазэкономика». И эта же компания изучает нынешнее состояние газотранспортных сетей указанных стран на предмет использования уже существующей инфраструктуры в рамках экспортного продолжения «Турецкого потока». Варианты с подключением к нему балканских стран приобретают осязаемые черты. Швейцарская компания Allseas продолжает укладку труб в Чёрном море согласно первоначальному графику, а «Газпром» со своей стороны принял решение в рамках расширения инвестиционной программы увеличить капитальные затраты на строительство газопровода в 2017 году на 1 млрд долларов. Общая стоимость проекта оценивается в 7 млрд долларов.
Кроме того, расходы на реализацию проекта «Турецкий поток» являются одним из ключевых пунктов беспрецедентной по своим масштабам инвестиционной программы «Газпрома» на 2018 год, на неё планируется направить более 1,2 трлн рублей (20 млрд долларов). Инвестиционная программа «Газпрома» на 2017 год составила 1,13 трлн рублей.
«С реализацией проекта газопровода «Турецкий поток» Россия станет стратегически важным игроком, который обеспечит безопасность энергоснабжения как Турции, так и стран ЕС. Поэтому продолжающееся взаимодействие двух стран в торговле и энергетике — это важный этап с точки зрения формирования новых союзов, политических образований и новых экономических балансов в регионе», — пишет турецкое издание Yeni Safak.
Оценивая перспективы строительства «Турецкого потока» и его экспортные возможности, следует учитывать поступательный рост экспорта «Газпрома». «В этом году мы абсолютно точно поставим исторический рекорд поставки газа на экспорт в Европу. Объемы, по-видимому, превысят 190 млрд кубометров», — говорит председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер. В период с 1 января по 15 ноября текущего года увеличение спроса на российский газ продемонстрировали все рынки, на которые ориентирован «Турецкий поток». По Турции рост поставок газа по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 21,7% (4,4 млрд кубометров), по Греции — 12,1%, по Болгарии — 7,1%, по Венгрии — 24,4%, по Сербии — 26,7%. В частности, в Сербию уже к 15 ноября было поставлено столько газа, сколько за весь 2016 год — 1,75 млрд кубометров. Одновременно у «Газпрома» растёт и собственная добыча. За девять месяцев текущего года она увеличилась на 19,1% по сравнению с тремя кварталами 2016 года.
Ещё одним немаловажным моментом стала позиция европейцев в вопросе противодействия новым антироссийским санкциям, объявленным в Вашингтоне в начале августа текущего года. По признанию Госдепартамента США, Евросоюз организовал несколько раундов встреч между представителями Брюсселя и Вашингтона, по результатам которых Госдеп выпустил специальное «публичное руководство по применению санкций», предусматривающее, что в «фокусе реализации» санкционных положений будут находиться проекты, начатые после 2 августа. «Если посмотреть на то, как Конгресс написал эту статью закона, а именно включил в нее явно выраженную инструкцию консультироваться с союзниками Америки, установил модальность разрешения, но не обязанности вводить санкции, и на разъяснения Госдепартамента, которые фактически говорят, что существующие проекты выводятся из-под санкций, можно предположить, что эти санкции не будут использоваться против существующих (то есть начатых до 2 августа) проектов», — свидетельствует эксперт Atlantic Council, бывший старший советник Управления по контролю за иностранными активами Минфина США (OFAC) Брайан О’Тул.
В данной связи следует отметить, что санкционное давление со стороны США и ЕС объективно усиливает взаимодействие России и Турции — прежде всего, в энергетической сфере. Решения, принимаемые в Вашингтоне, не должны негативно сказываться не только на дальнейшей реализации проектов «Турецкий поток» и «Северный поток — 2», но и на обязательствах, связанных с обслуживанием действующих проектов «Северный поток — 1» и «Голубой поток», — солидаризуется с российской реакцией на новые санкции США турецкое издание Hürriyet.
Вместе с тем, у идеи продолжения экспортной нитки газопровода «Турецкий поток» через Балканы в меридиональном направлении в направлении Баумгартена имеется серьёзный конкурент в виде проекта ITGI Poseidon, предусматривающего широтное прохождение газопровода от греко-турецкой границы через Грецию и Адриатическое море в Италию. В пользу данного варианта говорит, в частности, наработанный опыт взаимодействия России в энергетической сфере с Грецией и особенно Италией — двумя государствами, которые традиционно высказываются в пользу взаимодействия с Москвой. Так что Сербии и другим балканским государствам стоит поспешить со своим выбором энергетической стратегии. Иначе российский газ может пойти в обход.
Петр Искендеров