Выбор редакции
Лента новостей
Свет в океане туманного мрака: Россия мировой моральный ориентир
23.08
В Москве представили российский электроседан
04.08
Пётр Акопов: Запад не знает, зачем ему война с Россией
28.06
Санкции обрекают киевских путчистов на военное поражение
06.05
Геноцид - геополитический инструмент Запада
14.04
Русские войска применяют Starlink Илона Маска: хорошо, но как временное решение
11.02
Указания США на демонтаж остатков украинской государственности
01.10
Неконтролируемый обвал рождаемости в бывшей Украине
26.09
15 Nov 2018, 17:00Экономика
Литва пытается «соскочить» с русской еды: во что ей это обойдется
Возмущение литовского депутата Казиса Старкявичуса по поводу масштабного импорта гречихи и других злаков из враждебной России, а также его призыв перейти на закупку гречки у «дружественных государств» только частично является анекдотом.
Во-первых, за последние два десятилетия Литва уже приняла немалое количество решений, выдержанных идеологически, но абсурдных с точки зрения экономики и здравого смысла. Наиболее ярко это проявилось в сфере энергетики, где особо выделяются два шага — ликвидация Игналинской АЭС и приобретение (пока в аренду) плавучего терминала сжиженного природного газа.
Закрытие АЭС уничтожило энергонезависимость Литвы, намертво привязав ее к импорту электроэнергии, в первую очередь из Скандинавии. А терминал СПГ, предназначенный для приема главным образом американского газа, совершенно официально признан властями республики ошибкой, поскольку это огромная (86 миллионов долларов в 2018 году) и абсолютно нерентабельная финансовая ноша, полностью перекинутая на плечи литовских потребителей, при том, что уровень загрузки терминала колеблется в районе 20 процентов.
Однако задачу диверсификации поставок энергоресурсов и снижения зависимости от Москвы, пусть и путем колоссального подорожания для конечного потребителя, все эти шаги для Вильнюса действительно решили.
На этом фоне 15 тысяч тонн гречки, закупленных Литвой у России за девять месяцев этого года, выглядят мелочью, которая легко может быть принесена в жертву во имя снабжения республики идеологически выверенными поставщиками злаков.
А во-вторых, интересна ситуация и с мировым рынком гречихи как таковым. Сам по себе он не слишком значителен, эта агрокультура не имеет серьезного экспортного потенциала, и до недавнего времени на этом рынке «правили бал» Китай и США. Однако в прошлом году Россия буквально ворвалась на него, нарастив свои экспортные поставки в шесть раз. Дело дошло до того, что российская гречка стала закупаться даже Китаем.
И вот тут самое интересное: именно Литва стала главным импортером российской гречихи, забирая себе треть всех отгрузок.
Таким образом, если Вильнюс примет политическое решение о перепрофилировании «гречневого» импорта, это действительно может создать некоторые проблемы — пусть даже временно — российским производителям. На маленьком и тесном рынке потребуются усилия, чтобы пристроить высвободившиеся объемы.
Правда, с поиском других поставщиков могут возникнуть трудности. Депутат Старкявичус упомянул конкретно Украину в качестве возможной альтернативы России в данном вопросе. Проблема в том, что вряд ли украинские аграрии смогут удовлетворить этот запрос, поскольку Украина сама закупает российскую гречиху, причем находится на втором месте в рейтинге импортеров — как раз после Литвы, и забирая себе почти четверть поставок.
Остаются другие «дружественные страны», то бишь США. Правда, доставка из-за океана превратит этот злак в «золотой» по стоимости, но на что только не пойдешь ради независимости. Тем более платить за это, как и за терминал СПГ, будут рядовые литовцы. А они потерпят.
* * *