Архивы публикаций
Февраль 2024 (1)
Октябрь 2023 (1)
Сентябрь 2023 (3)
Август 2023 (5)
Июль 2023 (1)
Май 2023 (2)
05 Aug 2008, 17:00Экономика

КАКАЯ пенсия ожидает сегодняшних 30-летних?

Стремительное старение населения Украины и изменение соотношения между трудоспособным населением и пенсионерами привело к тому, что уже сегодня на 10 работающих украинцев приходится 9 пенсионеров.

Сколько пенсионеров придется содержать нашим детям?

По оценкам специалистов Аналитически-совещательного центра Голубой ленты Программы развития Организации Объединенных Наций (ПРООН), в ближайшем будущем ситуация только ухудшится. Уже к 2050 году количество населения трудоспособного возраста снизится до 14,4 млн. человек (сегодня - 22,4 млн.), а занятость уменьшится с 20,9 млн. до 13,9 млн. человек.

Такое сокращение трудоспособного населения наряду с ускоренным ростом числа пенсионеров вполне может привести к кризису пенсионной системы. Что ждёт сегодняшних 30-летних, которые выйдут на пенсию через 25-30 лет? Скольких пенсионеров придётся содержать в перспективе одному работающему украинцу? Какую пенсию будут получать те, кто сегодня получают «зарплату в конвертах»?

По данным Пенсионного фонда Украины, на сегодняшний день в нашей стране насчитывается 13,7 млн. пенсионеров, из которых 1,3 млн. получают минимальную пенсию – 544 грн./месяц. Однако, несмотря на то, что минимальная пенсия достигла уровня прожиточного минимума, достаточной такую сумму назвать трудно. Особенно учитывая данные Главной службы социально-экономического развития о том, что в нашей стране фактические размеры прожиточного минимума выше установленных. Кто же получает 544 грн./месяц и, главное, – за что? Возможно, это люди, которые никогда не работали? Ибо предположить, что человек, работая всю жизнь, заработал себе на старость такую мизерную сумму, довольно трудно.

Как рассказал интернет-газете «СЕЙЧАС» Владислав Машкин, директор департамента пенсионного обеспечения Пенсионного фонда Украины, «основная часть получателей минимальных пенсий – это обычные пенсионеры. Большинство из них работали, но не имеют полного стажа, то есть, например, женщина вместо положенных 20 лет отработала 18. Среди этих людей есть вышедшие на пенсию по инвалидности». Кроме того, те, кто в своё время получали минимальную зарплату, сегодня вполне обоснованно получают минимальную пенсию.

Впрочем, по словам заместителя председателя правления Пенсионного фонда Украины Виктора Колбуна, относить пенсионеров к беднейшим категориям населения не стоит. «В 2007 году почти треть работающих получала зарплату меньшую или равную размеру минимальной зарплаты. Учитывая, что минимальная зарплата в нашей стране пока ниже прожиточного минимума, а средняя пенсия по Украине составляет 830 грн./месяц, можно говорить о том, что пенсионеры перестали быть наибеднейшими в Украине», - отметил эксперт.

Судя по всему, зампредседателя правления Пенсионного фонда просто запамятовал о теневых частях украинской экономики и зарплатах в конвертах. Что ж, если не принимать в расчёт эту часть нашей жизни, то тогда можно прийти и к более смелым выводам – например, что иных работающих могли бы содержать пенсионеры.

Эксперты утверждают, что в ближайшие годы количество пенсионеров будет расти опережающими темпами. И если сегодня на 100 работающих украинцев приходится 90 пенсионеров, то уже через 40 лет эта цифра вырастет до 139. Специалисты отмечают, что на самом деле это является довольно печальной перспективой для будущих тружеников: каждый из них будет не только работать на себя, но и делать взносы, чтобы покрыть 100% пенсии одного пенсионера и еще почти 40% пенсии другого пенсионера.

Демографическая ситуация в нашей стране находится в прямой зависимости ещё и от международной миграции, напоминают эксперты. Специалисты у нас недооценены, сетует Колбун, поэтому чаще всего из Украины уезжают люди трудоспособного возраста, что также приводит к ухудшению демографической ситуации.

Одним из вариантов выхода из сложившейся ситуации эксперты Центра ПРООН называют повышение пенсионного возраста. Понятно, что это автоматически увеличит число людей, осуществляющих пенсионные взносы и уменьшит количество получателей пенсий. Тем более с учётом того, что, принимая во внимание среднюю продолжительность жизни украинцев (62,51 года для мужчин, 74,22 года для женщин), до нового пенсионного возраста доживут не все.

Более приемлемым способом уменьшения нагрузки на работающих украинцев в Пенсионном фонде считают расширение занятости населения. «Уже сегодня при 100%-ной занятости на 10 работающих приходилось бы не девять пенсионеров, а шесть. Конечно, о 100%-ной занятости говорить пока рано, но понятно, что расширение занятости наряду с повышением зарплат приведёт к уменьшению нагрузки на существующую систему», - говорит Колбун.
Однако эти меры все же не в состоянии окончательно решить проблему, в связи с чем в умы украинцев медленно но уверенно продвигаются идеи добровольных дополнительных пенсионных схем. Сегодня мы стоим перед необходимостью дополнить существующую солидарную систему накопительным компонентом, говорят эксперты. Таким образом нагрузка с солидарной системы будет постепенно уменьшаться, а люди будут постепенно накапливать средства сами на себя. Разумеется, за один день этого не произойдет, а вот за 20-25 лет – это вполне реально.

За негосударственные фонды агитирует и заместитель министра труда и социальной политики Украины Елена Гаряча, заявляя, что «частный сектор использует разнообразный спектр инструментов, которые дают большие выплаты застрахованным лицам». Тем не менее, украинцы «спектру инструментов» не верят: за четыре года работы системы в Украине появилось порядка сотни негосударственных пенсионных фондов, насчитывающих менее 300 тыс. участников и привлекших около 300 млн. грн. Для такой страны как наша, это капля в море.

Такое недоверие к негосударственным фондам со стороны украинцев вызвано вполне объективными причинами. В первую очередь это проблема доверия: наше население не так давно уже имело отрицательный опыт «общения» с финансовыми учреждениями. С другой стороны, у людей есть не так уж много лишних денег, чтобы они могли себе позволить откладывать их «на старость». Еще одна проблема – недостаточность стимулов для работодателей, чтобы они направляли средства на пенсионное обеспечение своих работников в негосударственные фонды. Но система контроля деятельности негосударственных фондов работает, считает Колбун.

На сегодняшний день вопрос о том, делать взносы в негосударственные пенсионные фонды, или пока повременить, каждый решает самостоятельно. А на какую гарантированную государственную пенсию могут рассчитывать сегодняшние 30-летние?

Надо сказать, что конкретного ответа на этот вопрос у экспертов нет. Единственное, о чем Колбун заявляет со всей определенностью, так это то, что «тот, кто сегодня «показывает» минимальную зарплату, впоследствии сможет рассчитывать только на минимальную пенсию». Зампредседателя правления Пенсионного фонда прекрасно отдает себе отчет в том, что тут от желания наемного работника зависит немного, и все же надеется, что если на работодателя начнут «давить» со всех сторон – государство, СМИ, профсоюзы, то ситуация изменится: «Я бы хотел донести до всех: чем меньшую заработную плату вы показываете, тем меньшая пенсия вас ожидает в будущем. Многие уверены в том, что за счет тех средств, которые зарабатывают сегодня, смогут обеспечить себе достойную старость – нет вопросов. Но наша жизнь складывается не из одного дня, и жизнь иногда так круто поворачивает в другую сторону, что ни в чем нельзя быть уверенным. Сегодня у вас много денег, а завтра вы все потеряли - от этого не застрахован никто». Так что иметь «джокер» в кармане в виде государственной пенсии – это не так уж и плохо.