Выбор редакции
Лента новостей
Свет в океане туманного мрака: Россия мировой моральный ориентир
23.08
В Москве представили российский электроседан
04.08
Пётр Акопов: Запад не знает, зачем ему война с Россией
28.06
Санкции обрекают киевских путчистов на военное поражение
06.05
Геноцид - геополитический инструмент Запада
14.04
Русские войска применяют Starlink Илона Маска: хорошо, но как временное решение
11.02
Указания США на демонтаж остатков украинской государственности
01.10
Неконтролируемый обвал рождаемости в бывшей Украине
26.09
30 Nov 2017, 19:20Культура
Закат великого «Шахтера»
Покинув Донецк в 2014 году, и пустившись бесконечно кочевать по Украине, ФК «Шахтер» исхитрялся все это время ловко маневрировать. Прикрывшись уместным в каком-то смысле тезисом о том, что спорт вне политики, «горняки» уходили от публичных оценок ситуации в Донбассе. Другое дело, что в современных реалиях молчаливая лояльность не всегда помогает.
Националистически настроенная украинская публика люто клеймит «Шахтер», как рассадник сепаратизма. А в Донецке, где команда была некогда любимым и балованным детищем, посматривали в сторону Чемпионата Украины с брезгливой гримасой. Мол, дома война, люди гибнут, города рушатся, а эти, видите ли, разъезжают по стране, тешат своей игрой вражеские трибуны.
Теперь время неопределенности, полупозиций и попыток проскочить между струйками дождя завершилось. «Шахтер» заставили четко обозначить свой выбор. Причем, сделано это было жестко и, как сейчас модно на Украине, запредельно цинично. С элементами глумления даже.
Сначала забурлил скандал вокруг матча «Олимпик» — «Шахтер». Два бездомных донецких клуба встречались в Киеве. Им предложили в начале матча выйти на поле с детьми участников АТО, а те, чтобы непременно были одеты в футболки с текстом «Мой папа — герой».
Это не первый случай, когда некие политические активные околофутбольные люди попытались заставить «Шахтер», пусть и формально, но продемонстрировать свои симпатии к бойцам АТО. Кстати, обычно это делается с напускной наивностью, типа, а что тут такого, все же поддерживают. Клуб вежливо, но последовательно отказывался от подобных акций. Но на этот раз была разыграна «детская карта» и скандал получился знатный.
Генеральный директор «Шахтера» Сергей Палкин был вынужден оправдываться. Говорил, что и неофициальная это была церемония, и не согласовали ее, да и вообще, клуб ничего подобного никому не запрещал. Все эти доводы ушли в атмосферу, никого не впечатлив. Пресса и социальные сети ударили по «Шахтеру» из всех стволов.
Накал возмущений был так велик, что почти никто не обратил внимания на то, что формальным хозяином поля был «Олимпик». То есть, если уж кому и полагалось разрешать или запрещать предматчевые мероприятия, так это ему. И уж совсем осталась без пристального изучения ситуация (хотя ее и зафиксировали телекамеры), когда фанаты «Шахтера» скандировали: «Зиг хайль, Рудольф Гесс, гитлерюгенд, СС». Впрочем, в современной Украине таким уже мало кого удивишь.
Желая погасить набирающую обороты информационную истерику, Палкин впервые публично заявил, что «Шахтер», оказывается, охотно поддерживает инициативы в пользу АТО. Главное, чтобы те были согласованы с ФФУ. Принципиально важное, надо сказать, заявление. Но его оказалось мало.
Автобус команды был перехвачен некими персонажами в камуфляжной форме, которые назвали себя представителями националистических и фанатских группировок. Среди прочих, были замечены бойцы и командиры по-своему знаменитого подразделения «Азов». Нескольких игроков «Шахтера» вызвали на беседу, причем, в самых резких тонах. Их учили «родину любить», а еще внятно формулировать свое отношение к АТО. Оскорбляли, не без того. До избиения дело не дошло и то хорошо.
Футболисты, прославлявшие Украину на международной арене явно больше, чем все собравшиеся вокруг них хамоватые борцы за национальную идею, униженно оправдывались и рассказывали, до чего же они поддерживают бойцов АТО. Просто не делают из этого PR-акций. Типы в камуфляже открыто угрожали игрокам. А учитывая беззаконие, царящее на Украине, понятно, что это не пустые слова.
С каждой секундой этой отвратительной сцены, а ее инициаторы, разумеется, все сняли и выложили в сеть, у «Шахтера» становилось все меньше почитателей в воюющих народных республиках Донбасса. Вы же понимаете, что сложно людям, уже столько лет живущим под обстрелами, принять подобную позицию. А что ее демонстрируют представители некогда всенародно любимой команды, так это усиливает боль многократно. Но только и на Украине массового притока болельщиков под оранжево-черные знамена после инцидента не случится, уж будьте уверены. Там «Шахтер» чужой. А в Донбассе уже не свой.
Закат эпохи былой гордой команды с независимым шахтерским характером назначен на вечер 29 ноября. Перед матчем Кубка Украины с «Вересом» «Шахтер» должен начать каяться и замаливать свою вину перед националистически озабоченной публикой. В смысле, состоится то самое шоу с детьми участников АТО и их специальными футболками.
Если ошибаюсь, принесу свои искренние и радостные извинения, но считаю, что у «Шахтера» закончился запас психологической прочности и он вынужден смиренно пристраиваться к «генеральной линии» доминирующих сегодня на Украине идей. С прославлением уничтожающей Донбасс украинской армии, разумеется, с походами в госпиталь, денежной помощью, ритуальным исполнением гимна по поводу и без. Надеюсь скакать, с целью разоблачить подозрения в «москальском» происхождении, не станут, хотя и тут удивляться не придется.
«Шахтер» загнан в угол и элементарно запуган. Ничем иным нельзя пояснить то, что безобразные угрозы, которые «отморозки» бросали в лицо игрокам, даже не повлекли за собой заявления клуба. Думаете, будут жаловаться в полицию? Почти не сомневаюсь, что обойдется без этого. Постараются замять дело и как можно быстрее забыть о позоре. Да и опасно злить дикую публику, которая вышла на тропу войны. Начнут «активисты» игрокам ноги ломать по подворотням, а каждый футболист стоит миллионы.
И еще показательный момент. Когда в давние и относительно благополучные, зато мирные времена, звучали робкие голоса, что в футбольные фанаты в украинской трактовке меньшевсего относятся к футболу, их предпочитали не слышать. Клубы, в том числе и в Донбассе, растили и холили у себя под боком нацистские группировки, «движущие силы» майданных событий, будущих звезд добровольческих батальонов и, представьте себе, могильщиков украинского футбола.
Раньше он был нужен им исключительно для легализации, а теперь в качестве площадки для националистических шоу и запугивания населения. Если «Шахтер» можно безнаказанно унизить, кто же на Украине может чувствовать себя уверенно и в безопасности?
Руслан Мармазов