Архивы публикаций
Апрель 2024 (1)
Февраль 2024 (1)
Октябрь 2023 (1)
Сентябрь 2023 (3)
Август 2023 (5)
Июль 2023 (1)
03 Jun 2018, 08:37Культура

Константинополь шантажирует Сербскую церковь в вопросе «украинской автокефалии»

Константинополь шантажирует Сербскую церковь в вопросе «украинской автокефалии»

Константинопольская патриархия приступила к рассмотрению вопроса признания т. н. «Македонской церкви», самовольно выделившейся из Сербской православной церкви, сообщает греческое агентство Romfea. Очевидно, действия Фанара стали ответом на недавнее заявление патриарха Сербского Иринея: «Всякий, кто помогает украинским раскольникам, — враг всех православных славянских народов и всего православного мира».

Владыка Ириней заверил, что «Сербская Церковь полностью поддерживает единство и целостность Русской Православной Церкви и решительно осуждает действия униатов и раскольников, которые раздирают хитон Христов у купели Киевского Крещения, продавая свой народ врагам веры». «Сейчас мученическая Украинская Церковь — там, где святой князь Владимир крестил народ Святой Руси, — оскверняется кощунством раскольников, насилием и кровопролитием», — считает предстоятель Сербской православной церкви. — Конец их будет по делам их (2 Кор. 11:15)», — напомнил патриарх сербов слова апостола Павла

Как известно, на Балканах существует так называемый «Македонский раскол» — самочинно объявившая в 1967 году о своей «автокефалии» Македонская церковь, в то время автономная в составе Сербской православной церкви. Однако в Македонии продолжает действовать каноническая Охридская архиепископия Сербской православной церкви, тогда как «автокефалия» т. н. «Македонской православной церкви» 50 лет остаётся непризнанной.

И вот 30 мая в ответ на обращение премьер-министра Македонии Зорана Заева синод Константинопольской церкви объявил, что берётся за рассмотрение статуса «Церкви Македонии». Аргументируется это вмешательство в дела поместной Сербской церкви тем, что Константинополь, дескать, — «Мать-Церковь всех балканских народов, о чём говорит истинная история». При этом в каноническом праве нет понятия «Мать-Церковь», а истинная история говорит о том, что в переносном смысле «Матерю всех церквей» именовали исключительно Иерусалимский патриархат.

Тем не менее синод т. н. Вселенского патриархата решил принять в отношении Македонской церкви «надлежащие меры при непременных условиях соблюдения историко-канонических полномочий и привилегий Вселенского Патриархата». «Полномочий», которыми, заметим, истинно Вселенская церковь в лице остальных 14 автокефальных патриархатов и митрополий Константинополь не наделяла. И «привилегий», о которых после впадения Константинополя в ересь Флорентийской унии не может быть и речи.

Таким образом, в случае антиканонических действий патриарха Варфоломея в православном мире наметятся уже два раскола, суммарный эффект которых может быть сопоставим с Великим расколом 1054 года.

Соб. корр. ФСК

* * *