Выбор редакции
Лента новостей
Свет в океане туманного мрака: Россия мировой моральный ориентир
23.08
В Москве представили российский электроседан
04.08
Пётр Акопов: Запад не знает, зачем ему война с Россией
28.06
Санкции обрекают киевских путчистов на военное поражение
06.05
Геноцид - геополитический инструмент Запада
14.04
Русские войска применяют Starlink Илона Маска: хорошо, но как временное решение
11.02
Указания США на демонтаж остатков украинской государственности
01.10
Неконтролируемый обвал рождаемости в бывшей Украине
26.09
27 Sep 2018, 20:09Культура
«Свобода — это ответственность. Вот почему ее все так боятся...»
Много раз слышал и читал о Магомеде Чартаеве, о его успешной попытке объединить капитализм и коммунизм...
Недавно съездил в Дагестан, в село Шукты к родственникам Магомеда Чартаева, благо недалеко — 600 километров — захотел увидеть воочию плоды его деятельности и узнать побольше о нем от его близких.
Для тех, кто не в курсе, Чартаев — председатель колхоза, который в 1985 году запустил уникахльный эксперимент («Третий путь»), который является по сути, объединением того лучшего, что есть в капитализме и в социализме — ответственность за результаты труда и направление части результатов труда на общественно-необходимые потребности.
Метод в следующем:
1. каждый гражданин является собственником результата своего труда (сам или артельно производит продукт и продает его);
2. все граждане являются совладельцами природных ресурсов по праву рождения (земля не продается, она принадлежит всем и каждый от младенца до пожилого человека получает свою долю «природной ренты»);
3. каждый гражданин является собственником своей доли в общественном капитале (средства производства в долевой собственности трудящихся и пенсионеров, в т.ч. работников социальной сферы)
Чартаев понял, что и частная и государственная собственность — лишь два разных способа отбирать у человека результаты его труда.
Колхозник стал хозяином производимого им продукта.
Лук, выращенный колхозником, стал его собственностью.
С половины от проданной стоимости лука колхозник должен был рассчитаться за семена, за ГСМ, за услуги других специалистов и забрать часть денег как свой личный доход.
Вторая половина стоимости лука шла на увеличение «капитала» работника и на социальные выплаты — арендную плату за землю (которая считалась собственностью всех живущих в селе Шукты), на выплаты учителям, врачам, старикам.
Т.е. врач получал деньги не с больного колхозника, а со здорового, и был кровно заинтересован, чтобы колхозник не болел — вот вам и профилактическая медицина.
Колхозник с первых же доходов становился капиталистом — хозяином — сособственником имущества колхоза. Часть стоимости от проданного лука шла на увеличение его «капитала», пая в общих основных фондах. На эту часть колхозник получал дивиденды. Каждый был заинтересован, чтобы свет не горел ночью, вода не лилась из незакрытого крана — все это приводило к уменьшению прибыли и соответственно — дивидендов.
Накопления пая гарантировали работнику «пенсию» в виде дивидендов.
Я пытаюсь внедрить этот механизм в колхозной столовой (Оборудование приобретено на деньги, выделенные ставропольскими колхозами, готовим процентов на 80 из нормальных продуктов, поставляемых колхозами). По моему мнению, через Чартаевскую модель можно без революций, плавненько, перейти от современного озверевшего капитализма к более справедливой и человечной форме хозяйствования. К более справедливому и свободному обществу...
Но эта модель мало кому интересна, потому что ее суть — труд. Не паразитизм, а труд. С ответственностью за плохой труд. С возможностью обанкротиться, если ты трудишься «спустя рукава»...
Что я узнал о Магомеде Чартаеве от его супруги Фатимы, от его детей Зухры и Абакара?
Он рано потерял родителей.
Не пил, не курил, был верующим человеком.
Всю жизнь трудился на-совесть.
«Третий путь» он придумал, когда ему рассказали о том, что многие завидовали тому, что у него в доме был достаток. (Завидовали как раз те, кто не хотел «пахать» и трудом зарабатывать).
За 10 лет (1985-1995) село Шукты стало одним из богатейших сел Дагестана — посмотрите на фото — это дома, построенные в те времена (на переднем плане — старый дом, такими раньше были все дома в селе).
Я надеюсь, что мы рано или поздно сделаем то, о чем мечтал Магомед Чартаев — построим справедливое и доброе общество. То общество, о котором мечтали Чаянов, Туган-Барановский, Фурье, Роберт Оуэн и многие сотни светлейших умов человечество. То общество, о котором говорили Мухамад, Иисус, Будда. То общество, которое стоит на общине и на отношении к ближнему, как самому себе и в котором труд — основа благополучия.
s-groshev
* * *