Архивы публикаций
Апрель 2024 (1)
Февраль 2024 (1)
Октябрь 2023 (1)
Сентябрь 2023 (3)
Август 2023 (5)
Июль 2023 (1)
23 Jul 2007, 07:11Общество

Родила одиннадцать детей. Мать-героиня?

В нашем непростом государстве с людьми может случиться все что угодно.
Но в большинстве случаев можно проследить причину конфликта-скандала и хотя бы теоретически предположить какой-то выход.

А что делать с ситуациями, которые логическому объяснению не поддаются?
Оставьте мою семью в покое!
В редакцию пришла молодая еще женщина [назовем ее Валентиной], скромно, но прилично одетая, и рассказала диковинную историю. “Печальную повесть о своем детстве и юности я опущу – не хочу пугать вас всякими ужасами. Скажу только, что еще маленькой сказала себе: пить, курить, употреблять наркотики я никогда не буду – это смерть!
Мне всегда хотелось иметь большую семью, и я ее создала. У меня одиннадцать детей. Двое уже взрослые, а остальных... у меня хотят забрать. Почему? Не знаю. Хочу, чтобы меня просто оставили в покое, но не получается.

В конце 80-х – начале 90-х годов мы жили в Новобогдановке, муж работал в колхозе, я вела большое хозяйство. Но когда родился четвертый ребенок, больной эпилепсией, мужу пришлось часто от- прашиваться с работы, его невзлюбили и уволили... Мы хотели улучшить наши жилищные условия, в том же колхозе нам давали еще один дом, но мы туда не смогли вселиться, потому что в подвале стояла вода и жить там было невозможно.
А меня в 1995 году, когда на руках было уже семеро детей, хотели лишить родительских прав. Потому что я для решения своих проблем осмелилась обратиться к помощнику народного депутата, а кому-то это не понравилось. Почти год двое самых маленьких были в доме малютки «Солнышко», а пятеро – в Бердянском доме для круглых сирот.
Это при живых-то матери и отце! Нам тогда помогла газета «Выбор» и депутат. Детей мне вернули, и дом в селе дали, но он тоже был сырой и требовал капитального ремонта.

Мы переехали в другой район. Но в 2000 году детей у меня опять отняли, троих попытались отправить в Матвеевский интернат, а пятерых – в Терпеньевский, но жили они со мной. С матерью им лучше! К тому же, у одной дочки, которая была в интернате, на ногах от- крылись трофические язвы, и они ничего не могли сделать. Спрашивается, зачем тогда отбирали?!

И мы кочевали: жили в Михайловском районе, затем в Балабино, на Опытной станции, а в 2005 году Николай Крещук, ныне покойный, помог получить двухкомнатную квартиру на Военстрое, но для семьи из 13-ти человек это было мало.
Мы квартиру продали и купили дом в селе Н. Кстати, в 2006 году я через суд вернула детей. И вот теперь – снова пытаются отнять. Пусть бы оставили нас в покое! Мне не нужна никакая помощь от государства, разве что свидетельство, что я мать-героиня, а так я сделаю все сама. У меня будет хозяйство, разведу курочек, куплю корову, огород посажу, люди добрые помогут.
Я уже пять лет посещаю церковь, помогаю там по хозяйству, и они меня не забывают. Признаю, что раньше я могла накричать на человека, нагрубить, просто не осознавала, что этого делать нельзя. Сейчас я понимаю, что такое человеческий труд, милосердие. Я очень изменилась, только вот не знаю, зачем...”

Если бы не аборты, малышей было бы больше
Слушала я Валентину и не знала, что и думать. С одной стороны, дважды у нее детей забирали и, надо полагать, не без серьезных оснований. И проблемы у нее начались, когда ребятишек было всего пятеро. Не имея возможности управиться толком с таким количеством, она вновь рожала и рожала.
Нелепый, но справедливый вопрос: зачем? Валя лишь таинственно улыбнулась: “После пятого ребенка я делала аборты. Если бы не это, детей было бы еще больше”. Честно говоря, я обалдела. А рассмотрев медицинские справки, которые женщина мне зачем-то показала, пере- стала вообще что-либо понимать: у каждого ребенка – болячка на болячке и болячкой погоняет. О муже своем [в последнее время он стал пить, на жизнь семейству промышляет сдачей металлолома и “кому огород вскопать за бутылку”] Валентина рассказала совершенно дикую историю: якобы он приставал к старшим сыновьям с непристойностями. И это реализация мечты о большой и дружной семье?!
С другой стороны, в своих рассуждениях о новой жизни на лоне природы с одиннадцатью детьми при помощи добрых людей [братьев и сестер] Валентина была так убедительна... Может, и вправду следует оставить эту семью в покое? Ведь мать не пьет, не курит, наркотики не употребляет, в церкви помогает.
Я, кстати, навестила эту церковь. И вправду, в шестом часу вечера женщина добросовестно мыла там полы.
Кажется, это характеризует ее с положительной стороны. Но ведь до дому в селе Н. ей еще добираться и добираться. Под чьим же присмотром дети, младшему из которых четыре года? И как же ее хозяйство, о котором она так настойчиво говорила?

“Родители своих обязанностей не выполняют”

Начальник службы по делам несовершеннолетних Запорожской облгосадминистрации Антонина Заиц, услышав мой вопрос о матери одиннадцати детей, тяжело вздохнула. И показала тол- стенную папку – историю этой семьи в документах.
Не будем подробно останавливаться на событиях десяти- и даже пятилетней давности, хотя и они, по официальной версии государственной службы, происходили не совсем так, как рассказала Валентина [государство дало семье три дома, которые были доведены «до ручки»; дети бродяжничали и попрошайничали].
Обратимся лишь к периоду жизни в селе Н., куда семья въехала полтора года назад.
По словам односельчан, дом, содержавшийся прежней хозяйкой в ухоженном состоянии, очень быстро разрушается. Некогда добротные по- стройки уже разобраны, огород весной вспахан не был. Но главное, что, по свидетельству актов проверок ответственных служб, дети, помимо букетов хронических заболеваний, страдают педикулезом, двое ребят не посещают школу.
Мать же на замечания, дружеские советы, равно как и на официальные требования не реагирует.
Последней каплей стало посещение семьи службами попечительства и опеки в феврале нынешнего года. В акте обследования жилищно-бытовых условий зафиксировано: “...В комнатах очень грязно, на протяжении продолжительного времени не проводилась уборка.
Температурный режим выдержан не во всех помещениях. На всех спальных местах отсутствует постельное белье. Вместо дет- ских кроватей – раскладушки. По всем комнатам разбросаны грязные детские вещи. Дети старшего возраста ходят по комнатам в обуви, в то же время младшие ходят босиком и раздетые. На кухне полная антисанитария.
Посуды очень мало. Дети недостаточно питаются, страдают от недостатка витаминизированной и белковой пищи. На веранде живут до десяти собак. Отсутствуют места для подготовки домашних заданий: нет стульев, письменных столов. Из необходимой бытовой техники есть только телевизор”.
В связи с тем, что родители не выполняют своих обязанностей по присмотру, содержанию и воспитанию детей, служба по делам несовершеннолетних приняла решение обратиться в суд с иском о лишении родительских прав Валентины и ее супруга. Чтобы устроить более-менее налаженную жизнь самым маленьким ребятам.
Тем, кто постарше и кому не по вкусу пришлась интернат-ская дисциплина по сравнению с родительской вольницей, реально помочь сложно...

Логики нет, одни эмоции
Что заставляет молодую женщину без вредных привычек столь наплевательски относиться к собственным детям? Абсолютная безответственность? Полное непонимание, что «мать-героиня» – не та женщина, которая родила много детей, а та, что должным образом их воспитала? Почему наши законы, столь гуманные к «вернувшимся на путь истинный» матерям, не- способны оградить детей от последствий родительского легкомыслия?
Не оттого ли государственные службы, которые проводят все необходимые по защите несовершеннолетних процедуры, вплоть до лишения родительских прав, в конечном итоге оказываются беспомощными? Риторические вопросы.
Детей жалко.
Анна Чуприна