Архивы публикаций
Август 2024 (2)
Июнь 2024 (1)
Май 2024 (1)
Апрель 2024 (1)
Февраль 2024 (1)
Октябрь 2023 (1)
23 Jan 2018, 19:17Общество

Александр Халдей. Когда шапка не по Мономаху

Александр Халдей. Когда шапка не по Мономаху

Шапка Мономаха тяжела. Бывают такие цари, которых не понять — корона на голове есть, а действуют так осторожно, как будто не корона это, а шапка. И так и чешутся руки подойти и показать, как корону носить надо.

А бывает, что на корону претендует тот, кто уверяет всех, что знает, как её надевать нужно, но едва наденет, шея подогнётся и корона свалится. В руки тех, кто его на трон в спину и затолкал. Чего они, в сущности, и добивались. Однако измученные политическим голодом подданные поймут ошибку лишь тогда, когда сломают зубы о чёрствую корку, которую принимали за белую булку, и в очередной раз проклянут себя за неумение слушать предостережения.

Реакция общества на выдвижение Грудинина напоминает реакцию голодного на сухую корку. Не каравай и не пирог, а набрасываются с жадностью и запихивают в рот трясущимися руками. Почему? Не потому, что вкусно, а потому, что голодные были. Хотя зубам и животу от этого не легче.

Президент в России — фигура центристская. Её тянут фланги каждый на себя и в свою сторону. Либералы загоняют в свой лагерь, патриоты тянут к себе, националисты давят в свою сторону, левые требуют разворота в своё прошлое.

За много лет Путин в России играл роль стабилизатора. Цель понятна — избежать политических столкновений в период разгоравшегося пожара мирового кризиса, ставшего причиной новой холодной войны с Западом. Но контролирующие экономику и СМИ либералы сделали всё невозможное для того, чтобы привязать к себе Путина, и чтобы он в массовом сознании ассоциировался с ними.

И хотя сам Путин стремился для себя к несколько иной самоидентификации, кроме участия в либеральных пиар-акциях ещё шагая в Бессмертном полку, служа молебны в отдалённых храмах, проводя внешнюю политику в противоположном либералам направлении, внутренняя политика, надёжно удерживаемая цепкими либеральными руками, не позволяла ему обрести имидж постороннего для либералов человека.

Он в глазах населения больше друг Кудрина, чем Глазьева, больше сторонник Мау, чем Катасонова, больше верит Силуанову, чем Делягину, более уступчив Грефу, чем Ивашову, более интересуется Ильиным, чем Фурсовым. С углублением кризиса это становится для него всё большей обузой и всё большим поводом для народного недовольства. Либералы всё равно своим не считают, а патриоты злятся и подозревают в обмане. В общем, позиция в центре из объединительной стойки над схваткой становится положением подковы между молотом и наковальней.

Но значит ли это, что пришёл момент покинуть место в центре?

Отказ от центризма будет означать потерю баланса в обществе. Крен в любую сторону показывает, что общество столкнётся с некомпетентным управлением и радикальным противостоянием. Либералы не были бы самими собой, если бы не подложили Путину очередную свинью — провели Гайдаровский форум в период выборов президента, создав ложную иллюзию собрания фаворитов короля. Ненависть к либералам в таком случае по умолчанию проецируется на Путина, который их терпит, что трактуется как потакание шайке предателей и сумасшедших.

Народ не знает деталей и нюансов противостояния кремлёвских групп и пользуется упрощёнными мифами, один из которых утверждает, что Путин — либерал и покрывает их от народного гнева. Путин для либералов — как мать для двоечника, прячущегося за материнскую спину от отцовского ремня. Если отец решит ударить, то и мать рискует попасть под удар. Но и оставить оболтуса без защиты тоже нельзя — отец ещё в порыве гнева чего доброго покалечит, тогда беды не оберёшься.

Много лет народ скрипел зубами от бессильной ярости к либералам, и ему предельно надоело такое положение дел. И вот как только появилась возможность увидеть выход из этого позиционного тупика, масса с отчаянием окружённых пошла на прорыв. Грудинин некоторыми стал восприниматься как уникальная возможность разорвать сцепку президента и либералов и тем самым подарить стране глоток свежего воздуха новой исторической перспективы. Так голодный набрасывается на черствую корку, пожирая её с урчанием, подходящим для свежего хрустящего каравая.

Понять голодных можно. Но корка от этого свежим ломтем не становится. Она продолжает быть сухой коркой. И тем, кто её, давясь в спешке, проглотит, гарантированы боли в животе, рвота и нарушение пищеварения. Но об этом никто думать не хочет.

Обществом правят два мифа:

1. Путин — это знак равенства с либералами, и

2. Грудинин — это гарантия прекращения либерально-олигархического правления.

Ни то, ни другое не верно. Ни Путин не есть либерал, ни Грудинин не есть борец с либерализмом. Что бы они оба о себе ни говорили. Оба они действуют — и будут действовать впредь, если не хотят получить удар табакеркой в висок — именно так, как сейчас. И если Грудинин, победив паче чаяния на выборах, станет изучать реальное положение дел, помощники ему всё объяснят настолько доходчиво, что путь «от Свала в Павлы» Грудинин проделает за неделю, став моментально второй реинкарнацией Путина, только с седой шевелюрой и усами. На этом вся его разница с Путиным закончится.

В России уже был один народный избранник, боровшийся с партийными привилегиями и обещавший лечь на рельсы, если цены вырастут. Имя его вы знаете. В Молдавии уже был во власти коммунист. И что? Там случился социализм? Олигархический капитализм с зашкаливающей коррупцией и кумовством сотрясали Молдавию все годы правления Воронина. Пока того с позором не провалили на следующих выборах. Нынешняя судьба Молдавии у вас перед глазами.

Помните, как все совсем недавно так думали про Трампа? Что Трамп придёт, порядок наведёт. И что? Где теперь Трамп? А ведь никто не скажет, что Трамп — мужик слабый. Намного сильнее Грудинина — просто судя по количеству заработанных денег и завоёванных вершин.

Но и Трампа укатали крутые горки либерального олигархата. Неужели вы всерьёз думаете, что Грудинин будет удачливее? Это каким же простаком надо быть, чтобы в это всерьёз верить? И каким профаном надо быть, чтобы верить, что Путин в одиночку или с Шойгу и Лавровым на пару и с Бортниковым за спиной смогут поставить всех наших либералов в коробочку, победив эту ораву, поддерживаемую объединённым Западом и служащую реальным хозяевам всех мировых денег?

У Райкина — старшего была в 70-х такая прекрасная миниатюра.

«У меня начальник — дурак. Самодур. А они, эти, говорят: «Это безобразие! Надо так прямо пойти и сказать ему всё это в глаза!» Ну, я пошёл и сказал в глаза. А он мне выговор в приказе объявил.

А эти, другие, говорят мне: «Ну что, получил, Дон Кихот Ламанческий! Вот иди теперь и извиняйся!» Ну, я пошёл и извинился.

А те мне говорят: «Да как он мог? Ты должен пойти и так ему всё прямо и сказать!» Ну, я пошёл и сказал прямо. А он меня премии лишил.

А они, эти, другие, говорят мне: «Ну и зачем ты это сделал? Чего ты добился? Получил? Иди теперь опять и извиняйся!» Ну, я пошёл и извинился.

А те, первые, говорят мне? «Да как ты мог? Что он себе позволяет? Надо пойти и ему в лицо сказать, что он из себя представляет!» Ну, я пошёл и сказал в лицо. А он меня уволил.

А эти говорят: «Ну что, ну что, допрыгался? Ну, иди теперь и извиняйся!»

А те, первые, говорят мне: «Ничего, ничего, всё правильно, всё правильно! Ты, главное, характер свой выдержи, а мы уж тут за тебя бороться будем!»

И вот они уже за меня... январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль... год и восемь месяцев борются. А я дома сижу. Так я вот что думаю — а может, хватит мне характер показывать? Может, пойти и извиниться? Вы-то как думаете, а?»

Вы думаете, что те, кто толкает Путина в спину на войну с директорами наших либералов, поведут себя иначе? Вы думаете, этот портрет списан не с них? Вы думаете, что иначе поведёт себя Грудинин?

Если вы скажете «Да, мы так думаем!», то вы — райкинский персонаж. Только последствия от ваших советов будут уже не смешными, а кровавыми.

Александр Халдей