Выбор редакции
Лента новостей
Свет в океане туманного мрака: Россия мировой моральный ориентир
23.08
В Москве представили российский электроседан
04.08
Пётр Акопов: Запад не знает, зачем ему война с Россией
28.06
Санкции обрекают киевских путчистов на военное поражение
06.05
Геноцид - геополитический инструмент Запада
14.04
Русские войска применяют Starlink Илона Маска: хорошо, но как временное решение
11.02
Указания США на демонтаж остатков украинской государственности
01.10
Неконтролируемый обвал рождаемости в бывшей Украине
26.09
03 May 2018, 13:12Общество
Откуда деньги на джихад
Во Франции продолжается разбирательство по делу цементного гиганта Lafarge, обвиняемого в передаче денег ИГ* и «Джебхат ан-Нусре»*. По версии следствия, концерн, построивший завод в Сирии, платил террористам за безопасность своего бизнеса.
Речь идет о миллионах евро, причем финансовые транзакции осуществлялись и накануне атаки на редакцию Charlie Hebdo в Париже в 2015 году. Французское общественное мнение шокировано этими обстоятельствами.
Сцементировать международный терроризм
Для открытия бизнеса в Сирии компания Lafarge выбрала не лучшее время. Завод на северо-востоке страны ввели в эксплуатацию в 2010 году, незадолго до начала боевых действий. Эта территория вскоре оказалась под контролем умеренных исламистов, а в 2014-м власть захватили сторонники ИГ*. Несмотря на войну, в Lafarge приняли решение продолжать выпуск цемента и согласились платить отступные экстремистам.
В неопределенной обстановке компания финансировала несколько исламистских группировок, сменявших друг друга в регионе. По данным лондонской аудиторской компании PricewaterhouseСoopers (PWC), с 2011 по 2015 год Lafarge выплатила фундаменталистам разного толка 13 миллионов долларов. Другой отчет, составленный американским экспертным центром Baker McKenzie, уточняет сумму, перечисленную ИГ*: только с 2012 по 2014 год — не менее 500 тысяч долларов.
Тесно связанное с политическими элитами руководство цементного гиганта пробовало отрицать все обвинения. Парламентское расследование, проведенное в 2016 году, пришло к выводу, что выплат исламистам не было. Однако в 2017-м в компании не только признали вину, но и произвели кадровые перестановки: несколько топ-менеджеров подали в отставку.
«На эти деньги могли готовиться теракты»
И тут расследование по делу Lafarge приняло неожиданный оборот. Первоначальная версия компании о шантаже со стороны ИГ* вызвала сомнения. Выяснилось, что цементный гигант платил исламистам и в 2015 году, хотя завод уже закрылся. У некоторых наблюдателей возникли подозрения, что бизнес Lafarge использовали как канал финансирования террористов.
Дело Lafarge рассматривается в суде с 2016 года. Иск подала некоммерческая организация Sherpa, специализирующаяся на борьбе с экономическими преступлениями. По сведениям правозащитников, компания пытается защищать себя нечестными средствами. Sherpa потребовала от прокуратуры открыть еще одно дело против Lafarge — по обвинению в подкупе свидетелей.
Французское общественное мнение шокирует факт передачи крупной суммы денег террористам в 2015 году, когда страна подверглась серии нападений, ответственность за которые взяли на себя ИГ* и «Аль-Каида»*, воюющие в Сирии. «Кто докажет, что часть денег, выплаченных Lafarge, не пошла на подготовку терактов во Франции?» — задает вопрос адвокат Sherpa Мари Дозэ. Многие разделяют ее возмущение — ведь известно, что вылазки экстремистов не требовали особенных затрат. На организацию массового убийства в Париже 13 ноября 2015 года террористам хватило всего 82 тысячи евро.
Франция тоже поддерживала исламистов
Все это приобретает особое звучание, если вспомнить о политической позиции Франции по сирийской войне. В 2012 году министр иностранных дел Лоран Фабьюс выступил в поддержку экстремистской группировки «Джебхат ан-Нусра»*. Тогда же компания Lafarge выплачивала крупные суммы сирийским исламистам, в том числе и «ан-Нусре»*. То, что эта организация представляет собой отделение «Аль-Каиды»*, узнали лишь годом позже. В течение некоторого времени линия Елисейского дворца и бизнес-стратегия цементного гиганта совпадали.
«Дело Lafarge довольно-таки запутанное, поскольку деньги шли через многочисленных посредников», — говорит РИА Новости руководитель Центра французских исследований Института Европы РАН Юрий Рубинский. По его словам, именно это и позволяет компании защищать себя в суде.
Как считает Рубинский, Франция извлекла уроки из произошедшего. «Теперь французы проводят совещания на высшем уровне по борьбе с финансированием терроризма», — подытоживает эксперт.
*Террористическая группировка, запрещенная в России.
* * *