Архивы публикаций
Апрель 2024 (1)
Февраль 2024 (1)
Октябрь 2023 (1)
Сентябрь 2023 (3)
Август 2023 (5)
Июль 2023 (1)
27 Oct 2018, 22:05Общество

Почему Россия не может уничтожить США, и это плохая новость для Штатов

Почему Россия не может уничтожить США, и это плохая новость для Штатов

Президент Академии геополитических проблем, доктор военных наук Константин Сивков в его статье в «Военно-промышленном курьере» предлагает ударить многомегатонными боеголовками по Йеллоустонскому вулкану. Он считает: подобные «удары гарантированно уничтожат и США как государство, и всю транснациональную элиту». Увы, но ни рептилоиды, ни вполне реальные Штаты от удара по Йеллоустонской кальдере никак не пострадают. Попробуем разобраться почему.

Тезисы Константина Сивкова в самом общем виде звучат разумно. Он полагает, что «будь у нашей страны оружие гарантированного уничтожения Запада», агрессия со стороны Вашингтона нам бы не угрожала. По его мнению, у СССР такое оружие было: его атомный арсенал был достаточно велик, чтобы вызвать на планете ядерную зиму. Одна проблема: общее количество ядерного оружия с тех пор сильно сократилось. Поэтому, полагает эксперт, нам нужно сделать стомегатонные ядерные боеприпасы и быть готовыми к тому, чтобы ударить ими по «опасным по геофизическим условиям зонам США». Лучшее место — супервулкан Йеллоустон.

Может ли Царь-бомба разбудить супервулкан?

Если (оговоримся: если) достаточно мощная бомба спровоцирует извержение именно этого супервулкана, США действительно настанет конец. И, как уже писал Лайф, не только США: средняя полоса России на десятки лет получит климат лесотундры Кольского полуострова, а количество осадков по всему миру резко сократится.

Причина банальна: извержение супервулкана даёт огромное количество пыли, диоксида серы и других прелестей, блокирующих солнечный свет по всей планете. Меньше света достигает поверхности — холоднее лето, меньше испаряемость океанов, меньше дождей. Последнее извержение Йеллоустона дало эффект длиной до 80 лет. Восемьдесят лет с климатом лесотундры могут свести население России к довольно жалкому уровню.

Но, к счастью, нам это не грозит. Механика крупных вулканических извержений проста: поднимающаяся магма теряет газ, который накапливается под той точкой земной коры, где идёт подъём магмы. Йеллоустон — именно такая точка. Газ будет накапливаться до тех пор, пока его давление не станет слишком большим, и тогда он прорвёт «крышку» в виде континентальной коры. Начнётся извержение апокалиптических масштабов: 640 000 лет назад в этом месте в небо улетели миллиарды тонн твёрдых пород.

Представим себе, что газ ещё не накопился в достаточном количестве, а мы долбанули по «крышке» над ним мощным взрывом. Что же случится? Гадать не надо: такое бывает регулярно. Возьмём типичный заголовок кузбасской газеты за 2018 год: «В Кузбассе снова произошло землетрясение». В новости тут же напоминают: предыдущее землетрясение в том же районе было три недели назад. И причина не является секретом: чтобы наращивать добычу угля там расходуют 600 тысяч тонн взрывчатки в год, десятки Хиросим. Землетрясений в этом крайне несейсмичном крае хоть отбавляй — 124 за один 2017 год, как писал ТАСС.

Вот только погибших от них не бывает, так же, как и действительно мощных толчков типа спитакского. Если вы сбрасываете давление из резервуара до того, как это давление разорвёт резервуар, то вероятность ранений или смертей резко падает. Взрывы образуют в твёрдых породах трещины, которые стравливают газ наружу, но не разрушительным фонтаном, а тонкой струйкой. Стомегатонный взрыв на поверхности Йеллоустонской кальдеры — это, по сути, лучший, хотя и довольно радикальный способ профилактики извержения местного супервулкана.

Такой удар не погубит США, он только покажет, что у наших военных проблемы с геологией. К счастью, цели для ударов им выбирают не эксперты из Интернета или самоучреждённых академий, типа той, в которой состоит К. Сивков. Так что вероятность того, что российские боеголовки потратят на оздоровление сейсмической обстановки в Штатах, довольно низка.

Есть только один сценарий, когда мощный термоядерный взрыв может спровоцировать извержение Йеллоустона. Это допускают и сами американские геологи: если газов под этой точкой поверхности скопилось уже достаточно, то удар за несколько суток до естественного извержения ускорит его начало.

То есть вызвать суперизвержение наши бомбы могут (и то в теории) только тогда, когда бомбить Штаты никакого смысла уже нет, потому что через считанные дни им станет вообще не до войны с кем-либо.

Да, мы совсем забыли: есть ещё один метод спровоцировать Йеллоустон термоядерной бомбой. Расчёты учёных, изучавших массовые вымирания прошлого, показывают: если устроить заглублённый — не поверхностный, чтобы энергия не рассеивалась в воздухе, — взрыв мощностью в 100 миллионов мегатонн, то сила его будет достаточной, чтобы запустить мощнейший всплеск вулканической активности. Ударная волна обежит всю планету, понаделает немало трещин над каждым резервуаром с магмой, и рванут все супервулканы. 66 миллионов лет назад что-то похожее и случилось: десятикилометровый астероид зарылся глубоко в поверхность, где рванул на 100 миллионов мегатонн и спровоцировал извержения по всей Земле. Правда, оружие это неизбирательно: включить какой-то конкретный вулкан им не выйдет. Только все сразу.

В теории Россия может создать термоядерную бомбу в 100 миллионов мегатонн. Правда, ракеты у нас такой нет, но это не беда: как мы указали выше, её можно подрывать в любой точке поверхности, всё равно где — что в Сибири, что в Антарктиде. Если под Йеллоустоном есть скопление газов из магмы, там обязательно рванёт.

Но есть нюанс — побочные эффекты. США погибнут не одни. Такой взрыв вместе с серией суперизвержений в разных частях планеты означает массовое вымирание видов, и как средство укрепления национальной безопасности России он выглядит на редкость бесполезным.

Вывод прост: термоядерный удар по Йеллоустону в любом случае будет откровенно лишним. А США он сможет уничтожить только вместе с нами.

Заменим супервулкан ядерной зимой?

То, что Вашингтон надо как-то сдерживать, и то, что лучший инструмент сдерживания — угроза уничтожения управляемой им страны, очевидно любому человеку, знакомому с новейшей историей. Возможно ли заменить явно нерабочий «йеллоустонский подход» на ту же ядерную зиму — другой фактор сдерживания, упомянутый Сивковым?

Увы, это невозможно. Как мы уже писали, гипотеза ядерной зимы — лженаучная концепция, некорректность которой была очевидна всем критически мыслящим учёным ещё в момент её создания. Её окончательно убили нефтяные пожары в Кувейте 1991 года: расчёты сторонников ядерной зимы обещали быстрое падение температуры во всём Северном полушарии из-за достижения сажей стратосферы. Масштаб должен был равняться эффекту крупной региональной ядерной войны. В реальности сажа не дошла и до верхней половины тропосферы, а миф остался мифом.

Опять-таки, реальный аналог ядерной зимы можно организовать. 66 миллионов лет назад именно так и было, только зима была астероидная. Увы, для такого эффекта опять нужно оружие не на сто мегатонн, как призывает строить Сивков, а в сто миллионов мегатонн, как Чиксулубский астероид, убивший динозавров.

Но мы склонны сомневаться в эффективности такого подхода. Нет, построить такую бомбу можно, это факт. Только какой в этом смысл?

Вашингтон вряд ли обрадуется

Как мы разбирали ранее, реальная ядерная война сможет уничтожить порядка 100-150 миллионов американцев и вряд ли больше. Большинство населения этой страны в итоге уцелеет хотя бы потому, что у России в разы меньше ядерных боеголовок, чем в США городов с населением более 10 000 человек. Ещё сложнее разрушить инфраструктуру этой страны: она куда многочисленнее российской. Там просто больше населения, больше пригодной для плотного заселения территории, значительно больше электростанций и нефтяных вышек.

И тем не менее эффективное средство сдерживания США у нашей страны есть: это уже имеющийся у России ядерный арсенал. Придумывать фантастические (и фантастически неэффективные) способы уничтожения Штатов с помощью суперизвержений и мифической «ядерной зимы» нет никакой нужды.

Дело в том, что для сокрушительной победы в войне не обязательно превращать страну-противника в выжженную пустыню. Достаточно создать условия, при которых такая война превратит страну из заметной державы в аутсайдера, нищего изгоя. И именно это и случится со Штатами в ходе любой мыслимой ядерной войны с нашей страной.

В начале XX века германские военно-морские теоретики придумали концепцию «неприемлемого риска». Они рассуждали так: Германии не нужен флот больше британского: немцы просто разорятся, пытаясь его построить. Достаточно иметь такой, победа над которым так ослабила бы Британию, что она навсегда потеряла бы господство над морями. История показала, что в целом всё так и случилось. Англичане выиграли Первую мировую, но в итоге их страна была так ослаблена, что флот США быстро обогнал былую владычицу морей.

Нынешние Штаты — это не просто Британия перед Первой мировой. Всё ещё хуже. Их не любят все: даже европейцы следуют в фарватере их политики только потому, что чувствуют огромную силу, стоящую за Вашингтоном и отсутствующую у Европы. КНР, первая экономика мира, любит Белый дом просто как собака палку. Про Латинскую Америку или Россию нет нужды и говорить. В мире США терпят только те страны, что входят в орбиту их влияния, в союзные им военные блоки. Основная часть мира в эти блоки не входит.

Ещё сильнее США будут не любить после начала ядерной войны. Россия недвусмысленно указывает, что сама она атомную войну не начнёт: то есть, чтобы такое событие стало реальностью, начать её придется Штатам. Мало кто любит инициаторов ядерной войны и тех, кто первым применяет оружие массового поражения.

С чем останется Вашингтон после ядерной войны даже умеренных масштабов? Он останется один на один с Китаем, с Европой, разозлённой русскими ядерными ударами, от которых её не защитил заокеанский союзник. С недобитой в ходе ядерной войны Россией. С армией, которая не умеет воевать без исправного снабжения дорогим оружием. С военной промышленностью, категорически ослабленной войной. Со всем остальным миром, который с огромным удовольствием увидел бы Штаты в гробу в белых тапочках.

Понимание этого факта не ускользает от американских элит. И это — лучшая гарантия безопасности российско-американских отношений.

* * *