Выбор редакции
Лента новостей
Свет в океане туманного мрака: Россия мировой моральный ориентир
23.08
В Москве представили российский электроседан
04.08
Пётр Акопов: Запад не знает, зачем ему война с Россией
28.06
Санкции обрекают киевских путчистов на военное поражение
06.05
Геноцид - геополитический инструмент Запада
14.04
Русские войска применяют Starlink Илона Маска: хорошо, но как временное решение
11.02
Указания США на демонтаж остатков украинской государственности
01.10
Неконтролируемый обвал рождаемости в бывшей Украине
26.09
05 Dec 2018, 17:51Общество
Борис Марцинкевич. СПГ-терминалы Польши и Литвы можно сдать на металлолом
Кто выиграет, а кто проиграет от обретения Евросоюзом энергетической безопасности до 2030 года?
Наш большой друг — калькулятор, уже рассказал нам, что три новых трубопроводных газовых проекта практически на 100% решают проблему энергетической обеспеченности и безопасности Европейского союза до 2030 года. Осталось разобраться, кто выиграет, а кто проиграет в результате реализации проектов «Северного потока-2» (СП-2), Южного газового коридора (ЮГК) и «Турецкого потока».
То, что выигрывает Европа, это понятно. То, что в выигрыше оказывается Россия, которая значительно увеличит объемы экспорта в дальнее зарубежье по долгосрочным контрактам, тоже понятно. Очень большой, вожделенный выигрыш получит Турция — тоже вполне очевидно. Каким бы ни был маршрут продолжения второй нитки «Турецкого потока», он все равно будет пролегать по территории ЕС. В любом случае Турция становится крупным газовым хабом для ЕС, ведь через ее территорию транзитом будет проходить 25 млрд кубометров природного газа в год.
Турция, 30 с лишним лет топчущаяся в прихожей Евросоюза, в состав которого ее так никто и не хочет принимать, получит возможность диктовать Европе свои условия — просто праздник какой-то. Потому и настроение у Эрдогана на церемонии окончания строительства морской части Турецкого потока было такое замечательное — и в ладошки Путину за каждую фразу хлопал, и даже на русский язык внезапно перешел. Еще бы — столько лет унизительных уговоров, столько лет Европа топталась на самолюбии потомков янычар!
Посмотрим теперь на проигравших.
Кто громче всех в Европе протестовал против «Северного потока-2»? Польша и Литва. Только из-за политики, из-за полученного из-за океана приказа? Не без того, но есть и еще одна причина — им больно и обидно. Обе страны вложились в создание собственных регазификационных СПГ-терминалов, в расчете на то, что, как только из-за климатических сюрпризов цена на газ будет подниматься, они смогут хорошенько поспекулировать за счет СПГ.
А что теперь? Если сбудется прогноз о том, что вторая нитка «Турецкого потока» пойдет по балканскому маршруту (Турция — Болгария — Сербия — Венгрия — Словакия — Австрия), то закончится этот МГП на крупнейшем европейском газовом хабе «Баумгартен». Сухопутное продолжение «СП-2» уже определено — Германия согласовала строительство по своей территории газопровода EUGAL, от балтийского берега до границы с Чехией.
Мощность «СП-2» — 55 млрд кубометров газа в год, мощность EUGAL — 51 млрд кубометр. 4 млрд кубометров разойдутся по распределительной сети самой Германии, все остальное будет распределяться с того же «Баумгартена», нужно только дождаться на согласование чешской части маршрута.
Поскольку ЕС требует, чтобы все новые газопроводы на ее территории технически были сооружены как интерконнекторы, позволяющие прокачивать газ в обоих направлениях, Европа получит своеобразное «газовое кольцо» от Болгарии до севера Германии. Это действительно гарантирует энергетическую безопасность, поскольку появляется возможность маневрировать объемами газа на всей этой территории.
И Польша с Литвой обнаруживают, что дефицит газа в Европе может возникнуть только в результате внезапного наступления ледникового периода. Нет, они, конечно, могут покупать СПГ у кого угодно и пользоваться им самостоятельно, но перепродать его уже не получится, а цены российского газа делают использование СПГ экономически не выгодным. Вот такая большая печаль — одна на всю Речь Посполиту. Вильнюс и Варшава могут жаловаться на жизнь друг другу, писать письма в Вашингтон, но, ребята, вот так уж получилось, ничего личного, только бизнес.
Борис Марцинкевич
* * *