Архивы публикаций
Май 2024 (1)
Апрель 2024 (1)
Февраль 2024 (1)
Октябрь 2023 (1)
Сентябрь 2023 (3)
Август 2023 (5)
01 Apr 2019, 11:23Общество

Алжирский газ для ЕС, как претекст для атаки на Алжир

Алжирский газ для ЕС, как претекст для атаки на Алжир

Что происходит в Алжире?

Если в двух словах — молодежь недовольна «политическим застоем» (а молодежи там — более 50 процентов жителей), и этим недовольством начали оперировать те зарубежные силы, кому важно сломать Алжир. И если в других странах, попавших под каток «арабской весны» 2010-х годов, требования были неконкретные — «Доло-о-ой!» без позитивной программы «Что делать?»; то теперь просматриваются вполне себе экономические интересы «заинтересованных джентльменов извне». Такое впечатление, что начинаются попытки «перехватить инициативу».

Мы уже затрагивали тему причин начавшихся событий в материале «Алжирская весна? — Нет, усталость от застоя». Теперь — обо всем по порядку.

...Дело давнее, но именно сегодня могу вспомнить, как будучи собственным корреспондентом газеты «Правда» в Северной Африке — бюро было в Алжире — написал в Москву предложение о том, что было бы неплохо скоординировать между СССР и АНДР поставки газа в Европу. В те годы — конец 1980-х — именно Советский Союз и Алжирская Народно-Демократическая Республика стали главными поставщиками природного газа в Старый Свет. И пафос моего предложения — зная ситуацию изнутри — заключался в том, чтобы предложить нашей стране весьма выгодное сотрудничество с Алжиром, в результате которого оба поставщика трубопроводного газа, заключив определенные договоренности, получали бы в Европе хороший рынок и, при этом, не мешали бы друг другу. Бумага тогда пошла «под сукно». В 1989 году на фоне «углубляющейся перестройки» про такое и слышать не хотели — проблем своих было выше крыши — «не до европейского газового рынка», понимаешь...

Не могу сказать — нет данных — о том, что Россия и Алжир в более поздний период хоть когда-либо координировали свои поставки природного газа в Европу. Однако сейчас, когда в Алжире вспыхнул политический кризис, об этом сотрудничестве заговорили. Причем, косвенных доказательств внешнего вмешательства хватает, хотя и внутренние проблемы в Алжире можно характеризовать тем самым словом, которое у нас было на устах в конце 1980-х — «застой». После 20 лет правления президента Бутефлики молодые в Алжире говорят «Khalas!», то есть — «Хватит!»

А вот западные «доброжелатели» увидели в алжирских событиях перспективу для себя — иностранные «доброхоты» уже засветились в процессе провоцирования массовых манифестаций в этой стране. И когда мы читаем: «спецслужбы Алжира фиксируют, что протесты организованы с помощью социальных сетей», и про это откровенно пишет британская ВВС, то реминисценции со сценарием «арабской весны» в Египте в начале 2011 года просто расцветают пышным цветом. ВВС же не даст соврать, нет?

Тем более что правящий класс Алжира стремится сохранить «стабильность» в своих, безусловно, интересах. Можно напомнить, что не весь Алжир поднялся против новой каденции Бутефлики — летом 2018 года и 15 политических партий (там разнообразных партий очень много), и Форум алжирских лидеров бизнеса (FCE), и Всеобщий профсоюз алжирских рабочих (UGTA) обратились к президенту Бутефлике с просьбой «пойти на очередной президентский срок на основе «общей инициативы» под названием «Непрерывность стабильности и реформ». Им всем нужна стабильность, о чем они прямо написали в своем воззвании к Бутефлике: «Гарантировать стабильность Алжиру, и сопротивление всем внутренним маневрам и внешним угрозам». Вслушайтесь в это предостережение: «внутренние маневры» и «внешние угрозы». Эти сентенции были сформулированы за полгода до начала нынешних событий. Что-то уже «витало в воздухе»?..

А «стабильность», как у нас стало известно в середине 1980-х годов — это «признак застоя». В Алжире на моих глазах люди стали проявлять обеспокоенность и непонимание процессов, происходящих в СССР. Алжирцы до сих помнят, чем закончилась «перестройка», и такого исхода для себя не хотят. Сейчас правящий класс Алжира не может себе позволить, чтобы его страна пошла «вразнос». Тем более — под иностранным прессом. Для него — стабильность величина важнейшая.

Зато «неправящий» класс или «деклассированные — в самом широком смысле — элементы при иностранной поддержке» желают эту «стабильность» расшатать. И при этом те же студенты совсем не мечтают получить власть в результате обрушения предыдущего режима. Они власти не ищут. Этакие «Доны Кихоты»...

Хотя вряд ли эта молодежь слышала одну мудрую «maxima», относящуюся к ним напрямую. И Уинстон Черчилль, и Бернард Шоу, и Жорж Клемансо, и Бенждамин Дизраэлли в разное время были представлены, как авторы этой сильной фразы. Но, сегодня-то дело не в том, кто первый такое сформулировал. Сегодня дело в том, что формула эта — абсолютно точная! И звучит эта «maxima», хотя в разных интерпретациях есть нюансы, так: «Кто в молодости не был радикалом — у того нет сердца, кто в зрелости не стал консерватором — у того нет ума». «Шумим, брат, шумим...» (с)

Однако в данном случае к западному желанию продолжить «арабскую весну» на земле Алжира руками и силами местной недовольной молодежи, примешивается очень конкретный западный же интерес. И этот интерес связан с энергетикой, коей Алжир богат в высокой степени. Хотя местная пресса пишет о причинах протестов, как о «столкновении интересов местного олигарха с госорганами», эта версия представляется какой-то «местечковой». На самом деле «на кону» в Алжире — Власть и Геоэкономика.

По мнению информированных источников, после того как Алжир в конце 2018 года намекнул о возможном прекращении поставок своего природного газа (коим он богат) в Европу — «для внутренних нужд, мол, газ потребен» — на Западе и возбудились. Если министр энергетики Алжира Мустафа Гитони сказал о том, что в ближайшие пять лет его страна свернет экспортные поставки газа в связи с возросшим внутренним потреблением: «Нам хватит только на наши внутренние нужды», то это — прямой выход Алжира на площадку Геоэкономики. А там всё очень жестко и жестоко.

Если Алжир уйдет с газового рынка Европы, то выпадающие объемы алжирского газа кто-то должен компенсировать для Старого Света. Можно, конечно, и не компенсировать, но тогда они там услышат трели из «Песнь песней» Царя Соломона:

«Отворила я любимому моему,
А любимый ускользнул, ушел.
Душа моя вышла на его зов!
Искала его, не находила,
Звала его, но не откликнулся».

Но компенсировать-то газ надо будет. Не мерзнуть же? Европа, понимаешь — «земля комфорта». И кто ж евросчастливцам выпадающие объемы в 50 млрд кубометров алжирского газа в год компенсирует? США? Катар? Новая Зеландия? Полинезия? Патагония? Или разрушенная их руками Ливия? Ситуация становится слишком парадоксальной.

Дополнительного газа, кроме российского, там быть не может по определению. А жить как-то надо. И самим греться зимой. И производство энергетикой обеспечивать... Но газ из Москвы бесит и раздражает многих политиков по ту сторону бывшей Берлинской стены. Правда, и жить в холодных домах без русского газа они почему-то не хотят. Сошлись в клинче политика и собственный комфорт. Сочувствуем...

И не случайно евро-пресса сейчас пишет о том, что «планы алжирского правительства переориентировать поставки газа на внутреннее потребление вызвали немедленную негативную реакцию как в руководстве Европейского союза, так и в США». Умные люди там все понимают — «Русские идут!»

Сейчас ситуация такова. США не могут до срока нарастить поставки своего СПГ в Европу — лаг примерно в 3-5 лет пока там, у Трампа, инфраструктура не окрепнет, включая прокладку местных газопроводов, строительство терминалов на побережье и наличие достаточного числа океанских газовозов. Катар — тот не в состоянии обеспечить всю Европу. Месторождение газа у берегов Египта-Израиля-Ливана-Сирии-Кипра пока даже не разрабатывается, как бы госсекретарь Помпео, проталкивающий эту идею, ни старался: подробности в нашем материале «США призывают Левиафана на помощь».

Простой вопрос: после ухода Алжира с европейского газового рынка кто там будет главным действующим лицом? — Россия! Вот почему такое ожесточенное сопротивление американцев реализации «Северного потока — 2». Вот почему для США очень важно, чтобы Алжир хотя бы на некоторое время продолжил свои поставки газа в Европу, чтобы «держать» тот сегмент рынка, которые «не должен достаться Москве». Новый прозападный президент, который отменит остановку поставок газа из Алжира в Европу — мечта западных «друзей Алжира». Только взгляните на эти события в более широком плане, и картина раскроется очень масштабная.

Послушайте, что госсекретарь США Помпео только что объявил в Хьюстоне на конференции «IHS Markit CERA Week», на которую ежегодно собираются руководители американских и зарубежных нефтяных и газовых компаний самих, в том числе — стран-членов ОПЕК: «Мы не хотим, чтобы наши европейские союзники подключили российский газ через проект «Северный поток-2»«. Откровеннее не скажешь...

А пока в Алжире Бутефлика взял гроссмейстерскую паузу — он перенес выборы нового президента страны с апреля 2019 года на неопределенный срок, но не сложил с себя президентские полномочия — власть у него, хоть и в слабнущих руках. Оппозиця требует его ухода сразу после истечения полномочий в конце апреля. Но примеры Мубарака и Каддафи — ему наука. Все ключевые фигуры из окружения Бутефлики — на местах, хотя правительство отправлено в отставку и новое уже назначено. Выборы будут, но — когда? Значит вариант «друзей Алжира» не сработает.

При этом молодежь в столице шумит. И для неё методичка «арабской весны» не меняется. Например, западные СМИ цитируют алжирского студента Амина Гани: «С самого моего рождения у власти только один человек — Бутефлика. Нам нужен новый президент. Посмотрите, на акции протеста выходят люди всех возрастов: и старые, и молодые. Мы все против пятого срока». Замените в этом «интервью» фамилию президента Алжира «Бутефлика» на фамилию президента Египта «Мубарак» и получите копию протестов в Египте в начале 2011 года. Заметьте, что в этом фрагменте нет ни слова о том, что нужна новая политика, новые идеи для развития — нет, лозунг для толпы один: «Долой!»

Молодые алжирцы, хоть и образованные, но не понимают, что за этими протестами и для Алжира, и для них лично последует «египетско-тунисский» вариант — или, не приведи Аллах, ливийский вариант... И пока там всё идет по отработанному западниками уже сценарию «карнавала». О чем это? Вот о чем.

Специалисты, в частности, Виктор Каменев, пишут об этом сравнительно новом феномене организации массовых протестов: «... Поражает размах и убойная сила цветных революций: они начинаются обычно как мирные акции протеста и карнавал, а заканчиваются кровавой гражданской междоусобицей с непредвиденными последствиями даже для их организаторов из местных. В Афганистане, Югославии, Грузии, Ливии, Египте, Сирии, Украине — везде мы видим под занавес революций штурмовые отряды экстремистов: от «Аль-Каиды», «Пора» и «Братьев-мусульман» до ИГИЛ и бандеровского «Правого сектора», которые, кстати, охотно сотрудничают друг с другом».

Так что пока в Алжире тоже не лучший вариант, но хотя бы без насилия:

Алжирский газ для ЕС, как претекст для атаки на Алжир

Сделать сэлфи в первом ряду манифестантов в Алжире под вопли «Долой!» — это ж круто. Фото ptjornal.com

Да, там — в любой стране арабского мира, полно своих собственных проблем, однако методичка с Запада для них всё та же стандартная: «Долой!». Задуматься «о Дне после»? — Так этим никто из юных протестантов явно не заморачивается, хотя пора бы уж — начала проявляться чужая злая воля...

Но Алжир силен. Власть, обремененная и обогащенная опытом недавней гражданской войны, вновь демонстрирует волю. Президент Бутефлика, хоть и стар, и немощен — на своем месте. Он только что вернулся в столицу после реабилитации в Швейцарии. Никаких новых решений по поводу поставок алжирского газа в Европу не принято, несмотря на «негодование улицы». Хотя именно этого результата добиваются сейчас «друзья Алжира» с Запада.

...Алжир пережил гражданскую войну 1990-х годов. Переживет и этот кризис.

* * *