Архивы публикаций
Август 2024 (2)
Июнь 2024 (1)
Май 2024 (1)
Апрель 2024 (1)
Февраль 2024 (1)
Октябрь 2023 (1)
30 Oct 2011, 09:44Политика

США покажут России противоракетную «потемкинскую деревню»

«Как только я заходил в операционный зал, то на мониторах сразу загоралась надпись «Добро пожаловать, посол Рогозин!» — так описал свои впечатления от июльского посещения базы американской ПРО Колорадо-Спрингс посол России при НАТО Дмитрий Рогозин.
Политик остроумно сравнил этот свой визит с походом в планетарий. Действительно, подобные аналогии уместны, особенно если вы — гражданин державы-конкурента и отличаете ПРО от ПВО. Вас заводят в идеально вычищенные залы, где улыбающиеся фарфоровыми улыбками подтянутые офицеры интересуются: «Хау а ю?» (на что принято непременно отвечать: «Файн!»), вам приносят стакан кофе с хот-догом, под ручку подводят к пультам и мониторам и, пока вы жуете, вежливо и страстно рассказывают о том, как их система противоракетной обороны исключительно важна для стабильности во всем мире и что «очень жаль, что в Вашей стране пока не все это понимают, но мы готовы к диалогу, готовы убедить». И вы расходитесь почти друзьями... да что там друзьями — братьями! Таким представляется идеальный с точки зрения янки визит очередного спеца из далекой и непонятной России.
Но только нам не привыкать к «потемкинским деревням». И потому очередное «велком» из-за океана наши военные восприняли все же настороженно. Военные, что и говорить, бывают самые разные: не сказать бы, что, куда ни плюнь, попадешь в большого стратега. Но фальшь в пригласительных речах Пентагона просто пробивает насквозь. Последнее приглашение тому наглядная иллюстрация.
По сведениям США предлагают российским военным принять участие не просто в шоу, а в двухсерийном захватывающем шоу — т. н. «мониторинговых миссиях». Приехать, увидеть все своими глазами и порадоваться вместе с американцами «перезагрузке» в действии. Первая «миссия», согласно приглашению, предусматривает посещение все той же базы Колорадо-Спрингс. Сюда глава Агентства США по ПРО Патрик О'Рейли приглашает персонально заместителя министра обороны РФ Анатолия Антонова, который курирует в ведомстве вопросы ПРО, — да не одного, а со специалистами, да не просто так, а со своими измерительными приборами.
Точно так же — со своими средствами измерения — ждут янки российских военных специалистов и на испытаниях системы ПРО, которые пройдут в Тихом океане весной 2012 года. Там гостям предложат посмотреть на то, как лихо американские «котики» сбивают противоракетами цели над океаном. Красиво, зрелищно и совершенно бесплатно. Могут, наверное, и попкорном угостить, если в том будет нужда.
«Пора, наконец, снять все спорные вопросы о технических параметрах ПРО и перестать политизировать эту тему», — приводит издание слова своего дипломатического источника, приближенного к штаб-квартире НАТО. Действительно пора, г-н источник, если только в ней вообще осталось место политике. А то сравнивают базу вашу многострадальную кто с планетарием, кто с цирком, но никто — с местом, где можно действительно и исчерпывающе проанализировать все риски.
И даже наши «полководцы» из Минобороны, верящие в «Мистраль», не верят, увы, заокеанским шоуменам-зазывалам.
Хотя сами, чай, тоже не Станиславские.
Ситуацию с приглашением американцами российской делегации на ознакомление с системой американской ПРО и тем, что российские военные приняли предложение прохладно, прокомментировал известный военный публицист, капитан запаса, заместитель главного редактора газеты «Завтра» Владислав Шурыгин:
— Я сразу вспоминаю известную поездку советской делегации в Германию в 1940 году, когда по приказу фюрера Адольфа Гитлера немцы показали русским все самое современное вооружение, что на тот момент имелось у вермахта, — как акт проявления огромного доверия. Но при этом немцы, показывая нам свое оружие, совершенно четко отдавали себе отчет, что СССР за оставшиеся до войны считаные месяцы все равно просто физически не успеет создать ничего подобного.
Так что тот факт, что американцы сейчас нарочито показывают нам свою якобы открытость, приглашают на испытания системы ПРО, — это ни о чем обнадеживающем не свидетельствует, потому что оружие само по себе не затачивается против конкретно корейцев, иранцев или русских. Оружие — это всего лишь оружие. Гораздо важнее то, где именно оно будет размещено, какова будет его конфигурация, какое управление и т. п. Отсюда — и все вопросы. Т. е. если бы американцы собирались разворачивать свою систему ПРО только лишь на территории США, — это была бы одна история. Но разворачивать-то они ее хотят в Европе! Это — другой разговор. И от того, что мы убедимся, что американская система ПРО действительно работает и испытания прошли успешно, нам нисколько легче не станет.
— Как-то не сильно вяжется такое взаимное недоверие с провозглашенной «перезагрузкой»...
— Думаю, что после того, как были уничтожены Югославия, Ирак и Ливия, на очередь поставлена Сирия и НАТО показало, что явно не собирается останавливаться, вся теория «перезагрузки» между США и Россией на этом фоне стала выглядеть очень смешно. Смыслом этой самой «перезагрузки» фактически стал лишь выигрыш во времени. Для США оно понадобилось для развертывания своих систем и полного перехода своей цивилизации на новый технологический уровень. Российским же властям «перезагрузка» оказалась нужна, чтобы успокоить население и оставить его все на том уровне, на котором оно и находится.
— Как следует относиться к такой довольно расхожей версии, что это взаимное недоверие вокруг системы ПРО выгодно и России, и США как повод для дальнейшего внутриполитического и внешнеполитического торга?


— Это — отчасти правда, но лишь отчасти. У каждого явления
есть несколько этажей. Есть этаж политический, есть этаж идеологический, а есть
военно-стратегический. Конечно, в таких условиях есть определенные силы, лидеры,
которые в принципе заинтересованы в продолжении противостояния. Просто потому, что
наши лидеры отрасли ВПК, которые сидели долгое время без денег, были бы меньше всего
рады сворачиванию или урезанию финансирования отрасли. Так что отчасти это так.
Но это — не главное объяснение.