Архивы публикаций
Апрель 2024 (1)
Февраль 2024 (1)
Октябрь 2023 (1)
Сентябрь 2023 (3)
Август 2023 (5)
Июль 2023 (1)
03 Nov 2011, 13:43Экономика

У Запорожского «Металлурга» забрезжили перспективы

Приобретение металлургических активов, принадлежащих акционерам запорожского "Индустриалбанка", обойдется Ринату Ахметову и Вадиму Новинскому дешевле, чем полагали аналитики. Сама сделка позволит группе "Метинвест" упрочить позиции в горно-металлургическом комплексе в качестве регионального лидера.
История одного поглощения
Напомним, что в июле нынешнего года "Метинвест" Р.Ахметова и В.Новинского купил 50% комбината "Запорожсталь" у владельцев "Индустриалбанка" — Игоря Дворецкого, Артура Абдинова и Николая Солдатенко, а также многолетнего генерального директора "Запорожстали" Виталия Сацкого.
Кроме того, стороны договорились, что в дальнейшем "Метинвест" сможет приобрести остальные активы ГМК, принадлежащие "Индустриалбанку". Речь идет о 41% акций Запорожского коксохимзавода, 29% Запорожского железорудного комбината, а также о контроле над Луганским трубным заводом, никопольским заводом "Трубосталь" и Запорожским огнеупорным заводом.
Подробности не разглашались, поэтому отраслевым экспертам оставалось строить предположения, исходя из собственных расчетов. Между тем на днях стало известно, что согласно условиям сделки, "Метинвест" получил право до 4 августа 2012 г. выкупить активы "индусов" (так в Запорожье называют владельцев "Индустриалбанка") за 416 млн долл.
При этом будущие покупатели уплатили 30 млн долл. за опцион, сумма которого затем будет вычеркнута из стоимости приобретаемых предприятий. Иными словами, продавцам дали задаток, дабы гарантировать серьезность своих намерений.
Старший аналитик инвесткомпании "Тройка диалог Украина" Иван Харчук ранее оценивал стоимость металлургических активов "Индустриалбанка", оставшихся после продажи доли в комбинате "Запорожсталь", в 500-600 млн долл. Аналитик инвесткомпании "Dragon Capital" Александр Макаров предполагал, что "Метинвесту" придется выложить за них около 450 млн долл.
Таким образом, к расчетной цене экспертов Р.Ахметову удалось получить ощутимый дисконт. Это связано с жестким давлением на "Запорожсталь" со стороны властей, которое началось как раз после вступления в должность президента Виктора Януковича в 2010 г.
В частности, запорожская облпрокуратура в мае этого года внесла протест на решение облсовета о перенесении на 2017 г. срока выполнения инвестиционных обязательств комбината по закрытию мартеновского производства и строительству кислородно-конвертерного цеха для выплавки стали.
Кроме того, у комбината вдруг появились довольно странные проблемы с налоговой инспекцией. Так, под разными предлогами у предприятия отказывались принимать ежемесячную декларацию по НДС. А ее неподача в установленные сроки, во-первых, лишает плательщика права требовать возмещения НДС (в случае с "Запорожсталью" это десятки миллионов гривен) и, во-вторых, влечет за собой довольно суровые штрафные санкции.
Остается добавить, что "индусы" в тоже самое время утратили и былое влияние на местную власть. Под прессингом "регионалов" их человек, многолетний запорожский мэр и губернатор Евгений Карташов (в свое время — заместитель гендиректора "Запорожстали") был вынужден оставить должность и объявить об уходе в отставку.
Это произошло за несколько месяцев до очередных выборов городского головы, а его полномочия перешли к руководителю горорганизации ПР Владимиру Кальцеву, ставшему секретарем горсовета. Таким образом, у И.Дворецкого и его компаньонов просто не оставалось иного выхода, кроме как уступить свой бизнес новым владельцам.
А раз так, то о рыночной цене речи здесь быть не могло. Впрочем, в бочку меда для "Метинвеста" все же добавилась изрядная ложка дегтя. Оказалось, что выкупать оставшиеся пакеты акций в предприятиях ГМК Р.Ахметову придется вместе с российскими совладельцами комбината "Запорожсталь".
Как известно, ранее им удалось изящно "убрать" Рината Леонидовича, который еще в мае 2010 г. договорился с владельцами канадско-британской "MidlandGroup" Алексом Шнайдером и Эдуардом Шифриным о покупке их доли в 50% "Запорожстали" за 690 млн долл.
Зарегистрированная на Кипре "Luxe Holdings" даже уплатила 50 млн долл. в качестве задатка, но в последний момент некие россияне перехватили актив, предложив за него 850 млн долл.
Изначально Р.Ахметов собирался воевать, подав от имени "Luxe Holdings" в Высокий суд Лондона иск о признании недействительной сделки А.Шнайдера и Э.Шифрина с россиянами. По мнению юристов, определенные шансы на успех в этом разбирательстве у владельца "Метинвеста" имелись.
Но затем он неожиданно изменил позицию и согласился на возвращение "Luxe Holdings" задатка в двойном размере в качестве компенсации за неустойку. Разумеется, дополнительные 50 млн долл. в данном случае никак не возмещали Р.Ахметову упущенную выгоду.
Поэтому очевидно, что между сторонами был достигнут компромисс, так как сперва россияне выражали намерения купить оставшиеся 50% "Запорожстали" у "Индустриалбанка". Однако, в итоге эта доля оказалась за "Метинвестом", который в свою очередь согласился на паритет с российскими структурами при выкупе у "индусов" оставшихся металлургических активов.
Тень Кремля
Мало кто может похвастать, что однажды заставил считаться с собой богатейшего человека Украины. Как говорилось выше, те же "индусы", влияние которых в Запорожье еще недавно приближалось к абсолютному, были вынуждены принимать решение о продаже бизнеса, находясь под жестким прессингом — что и повлияло на условия сделки.
Кто же тогда проявляет столько скромности в соседней России, не афишируя покупку половины одного из крупнейших металлургических предприятий Украины? При этом известно, что практически все российские металлургические группы являются публичными компаниями.
"Евраз-холдинг" Романа Абрамовича, "Северсталь" Алексея Мордашова, "Мечел" Игоря Зюзина, "Магнитогорский меткомбинат" Виктора Рашникова и, наконец, "Металлоинвест" Алишера Усманова — все они до кризиса активно привлекали заемные деньги на международных финансовых рынках.
А это предполагает определенную прозрачность в движении средств и ежегодный независимый аудит авторитетными международными компаниями. Совершенно очевидно, что в таких условиях любая из вышеназванных групп не смогла бы провести сделку по "Запорожстали", не отразив это в общедоступных финансовых документах.
Тоже самое относится и к "Метинвесту", который не сообщал о деталях сделки по "Запорожстали" в официальном пресс-релизе для СМИ, но был вынужден указать эти данные в своей финансовой отчетности.
И тут следует напомнить, что ранее неизвестные российские структуры уже приобрели у экс-руководителя группы советников премьер-министра Украины Виталия Гайдука его долю в корпорации "Индустриальный союз Донбасса", в состав которой входят Алчевский коксохимзавод, Алчевский и Днепровский им.Ф.Дзержинского меткомбинаты, а также Днепропетровский трубный завод им.К.Либкнехта.
Причем, как и в случае с "Запорожсталью", сделку тогда профинансировал российский "Внешэкономбанк". И вопрос "может ли государственное финучреждение России выделить кредит в несколько сотен миллионов долларов кому бы то ни было без согласования с руководителем правительства" — можно считать риторическим. Поскольку ответ на него вполне очевиден.
Также можно вспомнить, что ранее российский "Газпромбанк" выдал кредит на сумму около 1 млрд долл. украинскому предпринимателю Дмитрию Фирташу, который после этого провел целый ряд сделок, купив горловский концерн "Стирол", северодонецкое и черкасское объединения "Азот".
Позднее появилась информация о договоренностях Д.Фирташа о совместных действиях на рынке минеральных удобрений с российским предпринимателем Аркадием Ротенбергом, близким другом премьера РФ Владимира Путина. Под эти условия и выдавался кредит, по данным российских деловых СМИ, которые ссылаются на источники в руководстве банка и окружении Д.Фирташа.
Это объясняет, почему российские собственники ИСД и "Запорожстали" публично не сообщили о приобретении металлургических активов в Украине. Также становится понятно, почему был вынужден согласиться на компромисс Р.Ахметов.
Завершить передел
С одной стороны, провести масштабный передел в украинском ГМК и "подмять" конкурентов Р.Ахметову помог глобальный экономический кризис. Резкое снижение спроса на металлопродукцию в IVкв. 2008 г. обвалило цены и сделалонеконкурентными на международных рынках тех производителей, которые не имеют вертикальной интеграции.
То есть не располагают собственными сырьевыми ресурсами. В Украине к таким как раз и относились ИСД, "Запорожсталь" и Марриупольский меткомбинат им.Ильича, до середины 2010 г. подконтрольный своему генеральному директору Владимиру Бойко. В сравнении с ними "Метинвест" с его угольными шахтами и железорудными ГОКами сразу получил ощутимое ценовое преимущество при сбыте металлопродукции.
С другой стороны, депутат ВерховнойРады от Партиирегионов Р.Ахметов однозначно несмог бы расширить горно-металлургическую империю без "перезагрузки властной вертикали" в Украине, как любит выражаться почетный председатель Партии регионов, он же Президент Украины Виктор Янукович.
Подтверждением служит тот факт, что 50%+2 акции у ИСД купили именно российские структуры. Произошло это в январе 2010 г., когда правительством еще руководила Юлия Тимошенко. По всей видимости, уже тогда с россиянами шли и переговоры о продаже "Запорожстали". И очевидно, что им бы в итоге достались все "проблемные" металлургические активы в Украине, сумей тогдашний премьер удержаться на властном Олимпе.
Но после инаугурации В.Януковича, победившего во втором туре президентских выборов в феврале 2010 г. все поглощения в украинском ГМК происходили уже при участии бизнес-группы Р.Ахметова. Это и упомянутая покупка 50% "Запорожстали", и присоединение к "Метинвесту" ММК им.Ильича.
Благодаря этому, группе удалось существенно укрепить позиции. Например, по итогам 9 мес. текущего года доля предприятий группы в общем объеме выплавки стали в Украине составила 53,51%, или 13,894 млн т. Если же взять состав "Метинвеста" до расширения, на предкризисном уровне, то этот показатель окажется всего 24,35%, или 6,323 млн т.
Вместе с тем очевидно, что останавливаться на достигнутом Р.Ахметов не намерен. Причем едва ли он в обозримом будущем решится на корпоративный конфликт с могущественными совладельцами "Запорожстали" за полный контроль над комбинатом. Гораздо более вероятно, что его мишенью станут активы владельца группы "Донецксталь" Виктора Нусенкиса, который не пользуется поддержкой руководства ПР.
Подтверждением тому могут служить события вокруг акций группы, обращение которых было остановлено в конце мая текущего года по решению Государственной комиссии ценных бумаг и фондового рынка, возглавляемой Дмитрием Тевелевым, в 2007-2010 гг. работавшим исполнительным директором в ПАО "Днепрэнерго", крупнейшим частным акционером которого является холдинг ДТЭК Р.Ахметова.
Такие действия в отношении "Донецкстали" расценивались аналитиками как давление на В.Нусенкиса с целью заставить его выйти из бизнеса в Украине.
Еще одним вариантом для расширения "Метинвеста" остается приобретение оставшейся доли 50%-2 акции украинских владельцев ИСД, среди которых основными считаются председатель совета директоров корпорации Сергей Тарута и ее генеральный директор Олег Мкртчан.
Кто в плюсах
Что получил Р.Ахметов от приобретения запорожского комбината — это понятно. Здесь и экономия административных и прочих расходов в составе группы и возможность проводить консолидированную маркетинговую стратегию на рынках сбыта металлопродукции.
Что же касается "Запорожстали", то надо прямо сказать, что прежние собственники эксплуатировали производственный ресурс предприятия, совершенно не заботясь о его развитии. В результате износ основных фондов постепенно нарастал и рано или поздно оборудование окончательно вышло бы в "тираж".
Достаточно сказать, что переход на кислородно-конвертерную выплавку стали вместо мартеновской в Запорожье должны были завершить еще в 2010 году, в соответствии с региональной программой по выходу Запорожья из экологического кризиса на 2001-2010 годы.
Но за 10 лет "индусы" вместе с бизнес-партнерами (до Э.Шифрина с А.Шнайдером около 50% принадлежало украинскому предпринимателю Василию Хмельницкому) так и не удосужились поставить комбинат на новые рельсы. Поэтому выполнение инвестобязательств по модернизации производства для "Запорожстали" перенесли сначала на 2012 г., а затем и на 2017 г.
Вместе с тем необходимые финансовые ресурсы у предприятия имелись. Так, за период 2001-2010 гг. его чистый доход составил 40,505 млрд грн. За это время на модернизацию производства, техническое перевооружение, внедрение энергосберегающих технологий и строительство природоохранных объектов комбинат израсходовал только 4 млрд грн. собственных средств.
С другой стороны, кто бы и как не относился к личности Р.Ахметова, будет вынужден признать, что владелец "Метинвеста" никогда не покупал заводы для дальнейшей спекуляции по принципу "купил подешевле — продал подороже". Как известно, ранее "Метинвест" утвердил программу развития ММК им.Ильича, предусматривающую закрытие мартеновского передела и полный переход на кислородно-конвертерную выплавку стали, а также переход с использования природного газа на пылеугольное топливо в доменном производстве. Стоимость программы оценена в сумму свыше 3 млрд долл.
Также можно вспомнить, что только в модернизацию Северного ГОКа в первом полугодии "Метинвест" освоил 1,198 млрд грн. а всего в текущем году намерен освоить на этом активе капвложения на 2,58 млрд грн.
Большие суммы вкладываются и принадлежащим Р.Ахметову холдингом ДТЭК в модернизацию Луганской, Кураховской и Зуевской ТЭС. Как результат, эти станции сегодня имеют наиболее высокие технико-экономические показатели в отрасли и от этого никуда не деться. В общей сложности инвестпрограмма ДТЭК на 2007-2015 гг. предусматривает освоение на указанных ТЭС 1,12 млрд долл.
Все это позволяет предположить, что теперь и на "Запорожстали" в итоге будет реализована программа модернизации производства, стоимость которой прежними собственниками оценивалась в 1,3-1,5 млрд долл. Сдерживающим фактором для "Метинвеста" остается присутствие на комбинате российских структур.
Виталий КРЫМОВ
P.S. Возможно в связи со сменой собственников у футбольного клуба, любимца запорожцев, появится финансовая база для развития... Надеемся.