Выбор редакции
Лента новостей
Свет в океане туманного мрака: Россия мировой моральный ориентир
23.08
В Москве представили российский электроседан
04.08
Пётр Акопов: Запад не знает, зачем ему война с Россией
28.06
Санкции обрекают киевских путчистов на военное поражение
06.05
Геноцид - геополитический инструмент Запада
14.04
Русские войска применяют Starlink Илона Маска: хорошо, но как временное решение
11.02
Указания США на демонтаж остатков украинской государственности
01.10
Неконтролируемый обвал рождаемости в бывшей Украине
26.09
16 Dec 2011, 12:30Экономика
Чем чреват для Украины предновогодний «газовый форс-мажор»?
Действующему премьер-министру Украины Николаю Азарову надо бы съесть шляпу, а то его может настигнуть неожиданный «инфаркт», как раньше Анну Герман, Бориса Колесникова и совсем недавно, мэра Одессы, господина Костусева. Слова, данного миллионам избирателей еще два месяца назад, премьер не сдержал и теперь слывет банальным «треплом».
Новый договор о поставках российского природного газа по «справедливой цене» до сих пор не подписан. И как заявил накануне в понедельник, 12 декабря, в Москве председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер — «до конца декабря подписан не будет». Пресс-релиз о встрече Миллера с украинским министром энергетики Бойко содержал дежурные фразы типа «на встрече обсуждались вопросы текущего и перспективного сотрудничества».
Ранее, еще в октября текущего года, и Виктор Янукович, и Николай Азаров заявляли, что «газовые» переговоры с Россией движутся к завершению и их окончательные параметры вот-вот будут названы. 5 октября это сказал Янукович впервые, а 18 октября, во время II Международного украинско-российского экономического форума в Донецке в присутствии своего коллеги, Дмитрия Медведева, повторил снова. Премьер Украины 11 октября сообщил, что Украина надеется достичь компромисса с РФ по пересмотру газовых соглашений за 10-15 дней и даже назвал предельную цену, о которой уже договорились — $230.
Теперь же, 13 декабря, Николай Азаров заявляет о готовности Украины и дальше платить $400 за 1 тыс. куб. м, а правительство верстает бюджет, исходя из действующих цен на энергоносители. При этом украинские власти не устают играть на публике роль жертвы. «Если нам придется платить 400 долларов за газ, мы будем их платить — у нас нет другого выхода», — сообщил журналистам во вторник Николай Янович.
Но все же, подспудно, и это чувствуется, власти надеются на «новогоднее чудо» или на «новогодний подарок, которого не будет», как выразился Алексей Миллер. Минфину и Минэкономики дано указание, если переговоры в Москве завершатся успешно, срочно «пересмотреть показатели, и соответствующие изменения внести в государственный бюджет на 2012 год». А записные комментаторы, тем временем, включились в активное обсуждение и обмусоливание очередной серии газовой мыльной оперы под названием «Как нам выйти на справедливые цены». Первый замглавы АП Ирина Акимова заявила, что вокруг переговоров между Украиной и Россией по цене на газ существует много спекуляций. Экс-руководитель пресс-службы НАК, эксперт по энергетическим вопросам Валентин Землянский высказал мнение, что если до конца декабря соглашение по газу не подпишут, то это вовсе не означает провал переговоров между Киевом и Москвой, и назвал происходящее «не более чем политическими играми», связав их с выборами в РФ. Еще дальше пошел экс-заместитель министра иностранных дел Украины времен «газовой войны» Валерий Чалый, который назвал заявление председателя правления «Газпрома» «хорошим знаком». Наконец, спикер Верховной Рады Владимир Литвин, как будто он знает больше, чем другие, высказал удивление намерением правительства ужесточить параметры Государственного бюджета на 2012 год. Ведь договаривались в правительстве с парламентом совсем о другом.
Чем же чреват предновогодний «газовый форс-мажор»? По большому счету, ажиотаж вокруг «газовой темы» неестественно раздут и используется в сугубо политических целях. В любой из стран, где функционирует рыночная экономика, рядовых обывателей вопрос ценообразования на энергоносители мало интересует. На Украине же, где реальная экономика очень энергозависима, а импорт энергоносителей, как газа, так и нефти, занимает львиную долю внешнеторгового оборота и в значительной степени субсидируется государством, а не бизнесом, как это должно быть, крайней окажется, как обычно, гривна.
Дефицит внешнего финансирования в следующем году может составить, если цена на газ останется прежней, $5,8 млрд или 3,1% ВВП. Здесь бы, конечно, пригодились деньги МВФ по действующей программе stand-by. Это $11 млрд, из которых $6 млрд могли бы быть получены уже в 2012 году. Но вряд ли в преддверии парламентских выборов их властям дадут. Остается еще один проверенный путь — девальвация гривны. Но и это крайняя мера, учитывая приближение парламентских выборов в октябре 2012 года, не очень популярна.
По имеющейся информации в декабре Нацбанк вновь был вынужден выходить на рынок с интервенциями. То есть риски для стабильности курсовой политики сохраняются. А согласно озвученным 13 декабря последним данным, Национальный банк в январе-ноябре 2011 года продал на межбанковском валютном рынке валюты на $3,909 млрд (в долларовом эквиваленте) больше, чем купил. В прошлом году сальдо интервенций НБУ было положительным — $1,94 млрд. В прошедшем месяце международные резервы страны уменьшились на 5,1%, или на $1,754 млрд, — до $32,408 млрд, а отрицательное сальдо внешней торговли превысило $13 млрд.
Понятно, что без реальных реформ, а не их имитации, прежде всего в энергетике, ситуации в экономике радикально не исправить. Даже если удастся «выбить» «справедливую» цену на газ — это даст лишь краткосрочный положительный эффект.
В завершение — новые энергонезависимые инновации от действующего правительства. После «продвинутых» идей Юлии Тимошенко о замене российского импортируемого газа и нефти «тырсовыми цурпалками, торфом» и «нашим донецким углем», подопечные действующего премьера двигают на передовую энергетической независимости сельскохозяйственное производство. Так, министр аграрной политики и продовольствия Украины Николай Присяжнюк заявил, что Украина намерена в ближайшие годы направлять около 67% урожая сахарной свеклы на производство биотоплива. Цель — через четыре-пять лет выйти на производство 4 млн тонн биоэнергоносителей в год. Под этот проект, говорит министр, «есть поручение премьер-министра переориентировать отрасль». Для сравнения, Белоруссия планирует поставить на Украину в будущем году ориентировочно 2 млн. тонн бензина и дизтоплива.
Тем временем, украинский Минфин занимается более прозаическими вещами. Учитывая очередной провал во вторник первичных аукционов ОВГЗ, на 14 декабря ведомство на внеплановых аукционах впервые выставит на продажу облигации с валютной привязкой сроком погашения 13 и 18 месяцев (ранее минимальным сроком были 3-летние). Видно, очень сильно деньги нужны.
Юрий ТЮРДЬО