Выбор редакции
Лента новостей
Свет в океане туманного мрака: Россия мировой моральный ориентир
23.08
В Москве представили российский электроседан
04.08
Пётр Акопов: Запад не знает, зачем ему война с Россией
28.06
Санкции обрекают киевских путчистов на военное поражение
06.05
Геноцид - геополитический инструмент Запада
14.04
Русские войска применяют Starlink Илона Маска: хорошо, но как временное решение
11.02
Указания США на демонтаж остатков украинской государственности
01.10
Неконтролируемый обвал рождаемости в бывшей Украине
26.09
18 Dec 2017, 12:28Экономика
Колоссальное значение Северного морского пути
Перед тем как принять участие в саммите G20 в Гамбурге в июле этого года, президент Китая Си Цзиньпин сделал остановку в Москве, где он и президент России Владимир Путин подписали Совместную китайско-российскую декларацию о дальнейшем укреплении всестороннего стратегического и кооперативного партнерства. Декларация предполагает, что Северный морской путь является стратегической областью сотрудничества между Китаем и Россией, официальной частью китайского проекта инфраструктуры «Один пояс и один путь». Со своей стороны Россия вкладывает значительные средства в развитие новых портов и инфраструктуры транспортировки СПГ вдоль маршрута для обслуживания растущего морского трафика, проходящего через ее арктические территориальные воды.
Российская Федерация создает экономическую инфраструктуру, которая станет альтернативой Суэцкому каналу на пути между Европой и Азией. Кроме того, благодаря этому открываются огромные залежи неразработанных ресурсов, в том числе нефти, газа, алмазов и других полезных ископаемых, расположенные в исключительной экономической зоне РФ.
Официально российское законодательство определяет Северный морской путь как территориальные воды вдоль арктического побережья России к востоку от Новой Земли в Архангельской области, от Карского моря и до Берингова пролива, который разделяет Россию и Аляску. Весь маршрут лежит в арктических водах и в пределах исключительной экономической зоны.
Предварительные геофизические исследования подтверждают наличие обширных запасов нефти и газа вдоль Северного морского пути в водах российской исключительной экономической зоны, что усиливает интерес китайского правительства к совместному освоению ресурсов. Для Китая, который видит растущую угрозу своим морским путям поставок нефти из Персидского залива через Малаккский пролив, Северный морской путь будет гораздо более безопасной альтернативой, своеобразным планом Б, в случае военного вторжения США в указанный пролив.
По оценкам Геологической службы США, в пределах российской исключительной экономической зоны находится около 30% всей нефти и 66% природного газа, добываемых в Арктике. Геологическая служба предполагает, что суммарные резервы Арктики составляют одну треть от общей суммы резервов Саудовской Аравии.
Конвенция ООН по морскому праву (UNCLOS), которую подписали Россия и Китай и не подписали США, определяет исключительную экономическую зону как «лежащую за пределами и прилегающую» к территориальным водам государства и предоставляющую ему «суверенные права... [на] управление природными ресурсами» в пределах зоны. Китай не оспаривает права России, а стремится к сотрудничеству, теперь официально в рамках проекта «Один пояс и один путь».
Новые морские торговые пути
Интерес к Северному морскому пути России также усиливается тем, что доставка станет более экономичной и быстрой. В августе этого года в ходе пробного рейса российский танкер для транспортировки сжиженного газа «Кристоф де Маржери» доставил норвежский СПГ из Хаммерфеста (Норвегия) в Порён (Южная Корея) всего за 19 дней, что примерно на 30% быстрее, чем по обычному маршруту через Суэцкий канал, несмотря на то, что судно было вынуждено пройти через дрейфующий лед толщиной 1,2 метра. Часть маршрута, пролегающая через арктическое море, была преодолена за шесть с половиной дней. «Кристоф де Маржери» — первое в мире судно, совмещающее танкер для транспортировки сжиженного газа и ледокола. Оно было построено южнокорейской компанией по спецификации российского государственного Совкомфлота для перевозки газа, добываемого на проекте «Ямал СПГ» в российской части Арктики.
Россия также сотрудничает с Южной Кореей в развитии судоходных возможностей своего Северного морского пути. 6 ноября министр развития Дальнего Востока России Александр Галушка встретился с министром океанов и рыболовства Южной Кореи Ким Ён-суком. Страны договорились провести совместные исследования, касающиеся инвестиций в перевозки грузов по Северному морскому пути. Совместная разработка будет включать в себя судоходные узлы, которые будут созданы на обоих концах Северного морского пути — в Мурманске на западе и в Петропавловске-Камчатском на востоке. Мурманск, находящийся у границ Финляндии и Норвегии, имеет круглосуточно свободный ото льда доступ в Баренцево море.
Корейский Hyundai Merchant Marine планирует пробные плавания контейнерных судов по Северному морскому пути в 2020 году, при этом предполагается использовать контейнерные суда, способные перевозить 2500-3500 TEU (эквивалент 20-футовых контейнеров). В июле 2016 года состоялась историческая отправка крупных промышленных деталей из Южной Кореи в новый российский арктический порт в Сабетте, а оттуда по рекам Обь и Иртыш — в Тобольск на Южном Урале.
Новые инвестиции в арктический порт
Мурманск является одним из крупнейших в России инфраструктурных проектов. В настоящее время ведутся строительные работы для завершения так называемого Мурманского транспортного узла, который включает новые автомобильные и железнодорожные магистрали, порты и другие объекты на западе Кольского залива. Мурманск уже является ключевым центром поставок угля, нефти, рыбы, металлов и других грузов из европейской части России. Он будет служить главными западными воротами для Северного морского пути в Азию.
Российская Федерация также завершает строительство нового порта в Сабетте на полуострове Ямал. На Ямале, омываемом арктическим Карским морем, находятся крупнейшие в России запасы природного газа, объем которых оценивается в 55 трлн кубических метров. Для сравнения, запасы газа в Катаре оцениваются в 25 трлн кубометров, а в Иране — в 34 трлн. Основными девелоперами порта Сабетта на Ямале являются «Новатэк», крупнейший независимый производитель газа в России, и российское правительство.
Порт Сабетта также является частью нового терминала «Ямал СПГ», через который до конца текущего года начнется транспортировка ямальского газа по Северному морскому пути в Китай. При работе на полную мощность порт будет обрабатывать 30 млн тонн газа в год, что сделает его крупнейшим в мире портом к северу от Полярного круга — крупнее, чем Мурманск. «Новатэк» уже продал все объемы производства газа на «Ямал СПГ» в рамках 15— и 20-летних контрактов, заключенных в основном с Китаем и другими азиатскими покупателями.
«Ямал СПГ» — далеко не единственная область, где российский «Новатэк» сотрудничает с Китаем. 4 ноября «Новатэк» объявил о подписании дополнительных соглашений с партнерами по «Ямалу» China National Petroleum Corporation и China Development Bank для проекта «Арктик СПГ — 2», который потенциально крупнее, чем «Ямал СПГ». Строительство «Арктик СПГ — 2» на Гыданском полуострове должно начаться в 2019 году.
Стоимость проекта «Ямал СПГ» — $27 млрд. Когда в 2014 году после крымского референдума финансовая атака Минфина США коснулась «Новатэка» и «Ямал СПГ», китайские кредиторы предоставили $12 млрд для завершения проекта после того, как государственная компания CNPC выкупила 20% его акций. Китайский Фонд Шелкового пути владеет еще 9,9%, доля Франции составляет 20%, доля «Новатэка» — 50,1%.
Ломать лед — это по-русски
Реализация потенциала Северного морского пути России для транзита газа и коммерческих перевозок с запада вдоль арктического побережья в Южную Корею, Китай и остальную часть Азии требует нестандартных технологических решений, прежде всего при постройке ледоколов и портовой инфраструктуры на маршруте с рекордно низкими температурами. В этой области Россия — беспрецедентный мировой лидер.
В начале 2016 года Россия заказала производство нового класса атомных ледоколов под названием «Арктика», которые находятся в ведении «Атомфлота», судового подразделения российской атомной корпорации «Росатом», крупнейшей в мире атомной энергетической компании. «Росатом» добывает 40% обогащенного урана и занимает второе место по объему добычи в мире.
Ледоколы класса «Арктика» в настоящее время являются самыми мощными в мире ледоколами такого типа. Когда в 2019 году первый из них будет готов к плаванью, то сможет ломать лед толщиной до 3 метров. Второй атомный ледокол «Арктика» должен быть спущен на воду в 2020-м. В настоящее время в России строится в общей сложности 14 дизельных и атомных ледоколов в дополнение к недавно спущенному на воду «Кристофу де Маржери». Все эти ледоколы строятся на верфи в районе Санкт-Петербурга.
«Росатом» выходит вперед
Российское правительство намерено значительно повысить уровень технологий строительства ледоколов с целью сделать развитие судоходства и разработку ресурсов вдоль Северного морского пути национальным экономическим приоритетом.
В 2016 году президент Владимир Путин взял под личный контроль создание ультрасовременного судостроительного центра в Приморском крае, чтобы уравновесить развитие западных верфей в районе Санкт-Петербурга и подстегнуть рост экономического региона России вокруг Владивостока. Экономика России, реагируя на Вашингтон и его санкции, становится все более самодостаточной в жизненно важных областях.
Дальневосточное судостроение будет сосредоточено на проходящем полную реконструкцию судостроительном заводе «Звезда» в бухте Большой Камень, который принадлежит российской государственной Объединенной судостроительной корпорации. Проект обойдется в $4 млрд. Приморский край также служит базой Тихоокеанского флота ВМФ России. Когда в 2020 году модернизация завода будет завершена, он станет крупнейшим в России и самым современным невоенным судоремонтным заводом и будет специализироваться на строительстве крупнотоннажных танкеров, в том числе танкеров СПГ, арктических ледоколов и элементов для морских нефтегазовых платформ.
18 ноября российская деловая газета «Коммерсант» объявила, что Владимир Путин хочет передать развитие инфраструктуры для Северного морского пути под контроль государственной атомной корпорации «Росатом». Согласно статье, Путин одобрил идею премьер-министра Дмитрия Медведева, по которой все государственные службы, занимающиеся мореходством и развитием инфраструктуры, а также государственная собственность, используемая в рамках развития маршрута, переходят под управление «Росатома». Решение о том, что «Росатом» несет исключительную ответственность за развитие Северного морского пути, демонстрирует, что атомные ледоколы будут играть очень большую роль в развитии маршрута.
Согласно докладу, который пока еще официально не представлен, «Росатом» на новую ключевую роль в проекте предложили его глава Алексей Лихачев и заместитель премьер-министра Дмитрий Рогозин. Рогозин, попавший под санкции Вашингтона, является заместителем премьер-министра по оборонной промышленности России с 2011 года. Если предложение будет принято на официальном уровне, «Росатом» станет осуществлять надзор над всей инфраструктурой и строительством на протяжении 6000 километров маршрута посредством своего нового арктического подразделения. По словам источника, это будет означать, что «Росатом» будет контролировать практически все, от строительства портов и коммуникационной и навигационной инфраструктуры до научных исследований.
Согласно плану, новое арктическое подразделение «Росатома» централизует управление портами, которые ранее контролировало Министерство транспорта, а также неатомными ледоколами, находящимися в управлении Росморпорта, и российским флотом атомных ледоколов. Администрация Северного морского пути, государственное учреждение, отвечающее за безопасность судоходства, также станет частью этого нового арктического подразделения «Росатома». Это будет шагом к значительному упрощению управления различными аспектами развития транспортной инфраструктуры Северного морского пути, который является одним из главных приоритетов Москвы и ключевым звеном в развитии китайско-российского сотрудничества в рамках проекта «Один пояс и один путь».
Принимая во внимание все вышесказанное, становится очевидно, что Россия разрабатывает передовые технологии и инфраструктуру в экстремальных климатических условиях, заново строит свою экономику и делает это весьма успешно, сотрудничая с Китаем, Южной Кореей и даже в какой-то степени с Японией, вопреки ожиданиям жаждущих войны вашингтонских неоконсерваторов и их покровителей в военно-промышленном комплексе США.
Уильям Энгдаль