Выбор редакции
Лента новостей
Свет в океане туманного мрака: Россия мировой моральный ориентир
23.08
В Москве представили российский электроседан
04.08
Пётр Акопов: Запад не знает, зачем ему война с Россией
28.06
Санкции обрекают киевских путчистов на военное поражение
06.05
Геноцид - геополитический инструмент Запада
14.04
Русские войска применяют Starlink Илона Маска: хорошо, но как временное решение
11.02
Указания США на демонтаж остатков украинской государственности
01.10
Неконтролируемый обвал рождаемости в бывшей Украине
26.09
22 Dec 2017, 20:36Экономика
Отношения между Пакистаном и Россией развиваются по восходящей траектории
На фоне ухудшения отношений между Пакистаном и Соединенными Штатами, «вынужденный роман» между Исламабадом и Москвой, судя по всему, снова вступает в фазу расцвета. Так, например, недавно появились признаки перемен в отношении членства Пакистана в международном объединении «Группа ядерных поставщиков» (ГЯП).
Первый секретарь посольства России в Исламабаде Павел Дидковский, выступая на семинаре по вопросам разоружения, нераспространения ядерного оружия и стратегической стабильности, подчеркнул возможность применения более гибкого подхода, с тем, чтобы государства, не подписавшие Договор о нераспространении ядерного оружия, могли при определенных условиях вступить в ГЯП.
Он признал важность усилий Пакистана по поддержанию стратегической стабильности в Южной Азии и подчеркнул, что Россия вместе с Китаем работает над формулой, которая предположительно будет приемлемой для всех. Далее он заявил, что Москва никогда не выступала против присоединения Пакистана к ГЯП и не имела никаких намерений блокировать соответствующую заявку Исламабада.
В последнее время пакистано-российские отношения динамично развиваются во многих сферах. Если ранее двустороннее сотрудничество ограничивалось обороной, то теперь оно распространилось на торговлю и экономику в целом. Россия проявляет активность на энергетическом рынке Пакистана, а также стремится получить контракт на реконструкцию сталелитейного завода в Карачи. Кроме того, российские компании уже давно ведут переговоры о переводе тепловой электростанции «Музаффаргарх» с нефтегазового топлива на угольное.
На фоне опасений возможной потери нефтегазового рынка Европы в связи с санкциями США, Россия ищет альтернативные пути поставок энергоносителей, в том числе за счет прокладки газопровода из Ирана в Индию через Пакистан. Она управляет огромными запасами газа в Иране и планирует экспортировать его в Индию через территорию Пакистана. Против этого проекта уже давно выступают Соединенные Штаты и поэтому его реализация многократно откладывалась. Однако, именно политика американского президента Дональда Трампа в отношении Южной Азии, судя по всему, открыла широкую дорогу для подобных сделок между Пакистаном и Россией.
В прошлом месяце прошло шестое заседание пакистано-российской межправительственной комиссии для определения конкретных сфер сотрудничества в области торговли, технологий, науки и экономики. Позже, в ходе встречи между премьер-министром Пакистана Хазидом Хаканом Аббаси и его российским коллегой Дмитрием Медведевым было достигнуто соглашение о прокладке морского газопровода.
Ранее Индия была участницей этого проекта, однако впоследствии она вышла из него под давлением Соединенных Штатов. Аналитики в сфере региональной политики с любопытством ожидают, как Индия будет обходить острые углы американо-российских отношений, добиваясь успешной реализации этой инициативы.
В ходе недавней трехсторонней встречи с министрами иностранных дел Китая и Индии глава внешнеполитического ведомства России Сергей Лавров высказался за создание Китайско-Пакистанского экономического коридора (КПЭК) и подчеркнул выгоды инициативы «Один пояс, один путь» (ОПОП). Тем самым Россия выразила поддержку усилиям Пакистана по реализации проекта КПЭК, против которого решительно выступает Индия.
Тем временем, взаимное недоверие между Вашингтоном и Исламабадом продолжает нарастать. Хотя пакистано-американские отношения уже давно не дают повода для самоуспокоенности, нынешняя политика Соединенных Штатов, всячески поддерживающих роль Индии как «стабилизирующего фактора» в Южной Азии и Афганистане, подрывает саму основу связей между Исламабадом и Вашингтоном. Кроме того, она, к большому сожалению и разочарованию, упускает из виду политическую и региональную динамику афганской проблемы.
Поэтому эксперты прогнозируют, что дефицит доверия в обозримом будущем преодолеть не удастся, и области возможного сотрудничества между Исламабадом и Вашингтоном будут оставаться расплывчатыми и невнятными. Таким образом, имеется множество возможностей для налаживания долгосрочного взаимодействия между Россией и Пакистаном.
Глобальное влияние США заметно ослабевает, что создает стратегические пространства для других крупных держав, особенно для напористой и динамичной России, а также восходящего Китая, продвигающих свои национальные интересы на мировой арене. В попытке бросить вызов США, Китай и Россия укрепляют свое стратегическое партнерство под предлогом геоэкономики. Они предложили разработать технологическую базу и рассматривают в настоящее время возможность интеграции российской платежной системы «Мир» и внутренней платежной системы Китая.
В ходе недавней встречи министров иностранных дел Китая и России, Ван И обсуждал с Сергеем Лавровым возможности интеграции ОПОП и Евразийского экономического союза. Эта интеграция также предполагает расширение сотрудничества между Москвой и Исламабадом, поскольку Пакистан является активным участником проекта ОПОП и находится на перекрестке Евразии.
Пакистан хорошо вписывается в стратегические расчеты России в отношении Южной Азии. Широко распространенный миф о том, что Пакистан не имеет фактически никакого веса в геостратегических расчетах Москвы, является скорее отброшенной версией оценки геополитического значения страны в евразийской интеграции. В настоящее время Москва озабочена выработкой стратегии, необходимой для того, чтобы объединить усилия с другими странами, избегая давления американских санкций.
С этой целью она разработала политику стимулирования экономического сотрудничества, особенно в нефтегазовой отрасли, а также выдвинула идею пан-евразийской интеграции. Российский аналитик Андрей Корибко объясняет в своей статье, почему Исламабад занимает центральной место в стратегических планах России в Азии.
Укрепление отношений между Пакистаном и Россией отражает мнение политиков в Исламабаде и Равалпинди, что обе страны приспосабливаются к сложным условиям региональной и глобальной политики. В равной степени верно и то, что для Пакистана крайне важно диверсифицировать отношения с мировыми державами на более здоровой основе.
Несмотря на то, что события в последнее время внушают оптимизм и сулят хорошие перспективы для будущих связей, сотрудничество между Пакистаном и Россией должно быть закреплено в соответствующих институтах, а кроме того, необходимо расширять контакты между обычными людьми.
Источник перевод для MixedNews — Игорь Абрамов