Архивы публикаций
Август 2024 (2)
Июнь 2024 (1)
Май 2024 (1)
Апрель 2024 (1)
Февраль 2024 (1)
Октябрь 2023 (1)
23 Jan 2018, 13:47Экономика

Долги Греции возросли в два раза после спасения

Долги Греции возросли в два раза после спасения

Коснёмся истории вопроса

Начало монетарных союзов можно проследить от попыток выровнять стандарты монет.

Император Август успешно стандартизировал монеты в Римской Империи — более 400 лет золотые монеты почти исключительно чеканились с печатью Римского Императора.

Падение Римской Империи, вызванное помимо всего прочего мультикультурализмом и многонациональностью, привело к распаду государства и падению ценности монет из-за снижения в них доли золота или серебра. Вплоть до XIX века фрагментация права чеканить монеты в пользу региональных правителей привела к тому, что выгоды от создания монет из-за разницы стоимости металла и производства с одной стороны и стоимостью выпущенных монет больше не доставалась только феодальному правителю. В XIX столетии возникли совершенно новые методы создания монет для правящих кругов — постепенно были введены бумажные стандарты. Бумажный стандарт больше не был основан на соответствии золоту или серебру, но должен был поддерживаться соответствующей политикой центрального банка, в частности, влиянием процентных ставок. В XIX веке развивались монетарные союзы, на который основывалась идея евро. Все они потерпели неудачу.

В 1865 Латинский Монетарный Союз привёл в соответствие валюты Франции, Италии, Бельгии, Греции и Швейцарии. Французский франк соответствовал итальянской лире, которая соответствовала бельгийскому франку и так далее. Греция и Италия тогда, как и сейчас, были странами-должниками. Цели Союза были похожи на цели сегодняшней еврозоны: упростить торговлю и сделать страны более конкурентоспособными на мировых рынках. Хотя стоимость монет в Латинском Союзе была основана на фиксированном золотом или серебряном стандарте, но стоимость бумажных денег не основывалась на соответствии ценным металлам, так что центральные банки государств-членов могли печатать денег сколько хотели. Монеты чеканились в соответствии с нормативами и могли свободно циркулировать по всему Союзу. Поскольку относительно стабильная доля золота или серебра в девятнадцатом веке постепенно менялась в пользу золота, то серебряные монеты шли с юга на север, в уплату долга южных европейских государств. Обязательство компенсировать серебряные монеты золотом по официально установленному паритету вело к значительным потерям на «Севере».

В 1893 году Греция стала неплатежеспособной, точно как и сегодня, и возникла «Европа двух скоростей» с процветающими государствами на севере и государствами-должниками на юге. Французы и бельгийцы финансировали греков и итальянцев, поскольку опасались, что иначе монеты придется вообще изымать из обращения. Как и сегодня, не работающий Союз существовал вплоть до Первой Мировой войны. Что должно случиться, чтобы мы положили конец безумству евро?

То же самое происходило и со Скандинавским Монетным Союзом 1872 года: различный темп экономического развития в Дании, Швеции и Норвегии привёл к перетоку золота в Швецию. Этот Союз тоже закончился с началом Первой Мировой, когда были сняты обязательства конвертировать деньги в золото.

Вернёмся в настоящее

Расходы по спасению банков во время прошлого финансового кризиса легли на плечи граждан. Позже политики под руководством Меркель рука об руку с международными банкирами спасли Грецию. Тоже за счёт граждан других стран ЕС. В чём был смысл? Несмотря на меры Тройки Греция на самом деле банкрот. Её долги теперь больше, чем были до «списания долга», проведённого Тройкой, поскольку страна не имеет собственной валюты, которую можно было бы девальвировать и таким образом справиться с долгами.

Долги Греции возросли в два раза после спасения

Огромные суммы денег, вкачанные в Грецию, не создали ни новых рабочих мест, ни потребления, а следовательно, и никаких новых налоговых поступлений.

ЕЦБ принимает решения по процентным ставкам в зоне евро, они остаются многие годы на низком уровне. В Германии низкие процентные ставки привели к возрождению рынка недвижимости, некоторые люди уже говорят и пузыре недвижимости, цена квартир и домов растёт, а накопления — будь то на банковских счетах или в форме инвестиций — сокращаются, поскольку из-за растущей инфляции они де-факто получают отрицательную процентную ставку. Будущих пенсионеров ожидает мрачное будущее, если такие процентные ставки будут сохраняться длительное время. Было ли введение евро выгодно немецким гражданам остается спорным вопросом. Оно стимулировало немецкую экономику, это-то безусловно верно.

Однако введение евро сделало южные европейские государства менее конкурентоспособными.

«С его введением южные европейцы осознали рост своей покупательной способности, что могло иметь место из-за того, что стоимость евро превышает стоимость их национальных валют, осознание лучшей покупательной способности, созданное евро, привело к тому, что южные европейцы увеличили импорт, но при этом подняли цену на свои товары (... ) Экономики Франции и Италии были чистыми экспортёрами до введения евро, а стали чистыми импортёрами, в то время как Испания, Португалия и Греция увеличили величину своего торгового дефицита».

Словакия была единственной страной Вышеградской группы, которая ввела евро. Последствия?

«Спустя восемь лет после введения евро цены на продовольствие в Словакии на десять процентов выше, чем в Чехии или Венгрии. По сравнению с Польшей они выше даже на треть. Хотя зарплаты в Словакии к 2014году приблизились к средней чешской, теперь они опять далеки друг от друга. Платежеспособность словаков из-за более низких зарплат и более высоких цен существенно ниже, чем чехов». 2)

В сумме мы имеем монетарный союз без общей финансовой, налоговой, социальной и оборонной политики, который потерпел неудачу и продолжает рассыпаться: банкротство Греции, «Брексит», Каталонские события, высокая безработица в Италии, Испании и Словакии, и это если назвать лишь несколько бедствий. Не существует и политического союза, он представляет собой идею фикс, мираж больных умов брюссельских бюрократов, которые не выучили историю монетарных союзов и игнорируют факты.