Выбор редакции
Лента новостей
Свет в океане туманного мрака: Россия мировой моральный ориентир
23.08
В Москве представили российский электроседан
04.08
Пётр Акопов: Запад не знает, зачем ему война с Россией
28.06
Санкции обрекают киевских путчистов на военное поражение
06.05
Геноцид - геополитический инструмент Запада
14.04
Русские войска применяют Starlink Илона Маска: хорошо, но как временное решение
11.02
Указания США на демонтаж остатков украинской государственности
01.10
Неконтролируемый обвал рождаемости в бывшей Украине
26.09
25 Jan 2018, 17:41Экономика
«Американцы прячутся от нас»: о чем говорили российские гости Давоса
За пять дней до ожидаемой публикации американского «кремлевского доклада» российские чиновники и бизнес выступили на Всемирном экономическом форуме в Давосе и попытались убедить иностранную аудиторию в том, что ни новые, ни старые санкции США их не беспокоят.
Правительство на «русской» сессии в Давосе в этом году представлял вице-премьер Аркадий Дворкович, он же возглавил российскую делегацию. Вместе с ним на сессии были руководитель ВЭБа Сергей Горьков и основной акционер «Северстали» Алексей Мордашов, а также глава вашингтонского Атлантического совета Фредерик Кемп и председатель совета директоров итальянской Eni Эмма Марчегалья.
Европейский день в Давосе
«Впереди президентские выборы. По отдельным показателям дела идут хорошо для президента Путина. Высокая поддержка, усиление влияния России за рубежом. Но если вы посмотрите на экономику, то показатели разочаровывают», — с этих слов начал сессию ее модератор, журналист агентства Блумберг Джон Фрайер.
«Как вы можете убедить инвесторов, собравшихся здесь, в Давосе, что четвертый срок президентства Путина будет другим?» — задал он Дворковичу первый вопрос.
В ответ вице-премьер российского правительства заявил, что не считает показатели российской экономики «печальными».
«У нас исторически самая низкая инфляция — 2,5%. И это реально хорошая возможность для роста реальных зарплат. Что мы уже наблюдаем. Ставка ЦБ снижается, из-за чего появляются возможности особенно для малого и среднего бизнеса и для новых инвестиционных проектов... Мы полностью восстановились от рецессии 2015-2016 годов», — сказал Дворкович.
Инвестиционный климат улучшается, заверил вице-премьер: «И это не только мы утверждаем. Всемирный банк повысил позицию России в рейтинге Doing Business». «Ситуация позитивная», — подытожил Дворкович.
Макроэкономические риски очень низкие. И для следующего президентского срока Россия должна сосредоточиться на улучшении делового климата и структурных реформах, продолжил вице-премьер.
Глава ВЭБа Горьков в свою очередь заявил, что сейчас в России стабильная ситуация с экономикой, но рост базируется на традиционных отраслях. Россия же может быть лидером в новых технологиях. К примеру, в технологии блокчейна. «Мы в этом уже лидеры», — заявил он.
Задача всех больших компаний вкладываться в цифровые технологии, соглашался бизнесмен Мордашов.
Что говорили о санкциях
«Русская» сессия проходит в Давосе за пять дней до ожидаемого представления в США «кремлевского доклада», в который войдут чиновники и представители бизнеса, близкие к президенту Путину. Включение в доклад может привести к введению персональных санкций и заморозке активов в США.
Кроме того, США могут ужесточить уже действующие санкции — в частности, запретить инвесторам вкладываться в российский госдолг.
Но сначала на вопросы о влиянии санкций должны были отвечать иностранные участники дискуссии. «Бизнесу не нравятся санкции, но мы не можем жить в вакууме», — признала Марчегалья из Eni.
«Американцы прячутся от нас в Давосе, это маленькая деревня, но они не хотят говорить. Они прячутся от реальных обсуждений» — Аркадий Дворкович, вице-премьер правительства России
Она сообщила, что из-за новых санкций США ее компания вынуждена остановить бурение скважины в Черном море. Речь идет о совместном с «Роснефтью» проекте «Западно-Черноморская площадь». О начале бурения в середине декабря заявил глава «Роснефти» Игорь Сечин.
«Мы получили разрешение, начали бурить, но теперь нам пришлось остановиться из-за санкций. Ситуация неопределенная», — сказала Марчегалья.
Бурение приостановлено не было, заявил и представитель «Роснефти» Михаил Леонтьев газете «Коммерсант». Спустя несколько часов и сама Марчегалья через представителя сообщила, что бурение продолжается.
Кемп из Атлантического совета сказал, что Россия из-за санкций «катастрофически теряет время» в плане развития технологий.
«Мы говорим о санкциях США, но эти санкции не являются самой интересной темой на свете, это вопрос, на который мы не должны тратить столько времени. Мы просто должны работать более эффективно и работать лучше», — парировал Дворкович.
Вице-премьер посетовал на то, что американские чиновники в Давосе избегают общения с российской делегацией. «Американцы прячутся от нас в Давосе, это маленькая деревня, но они не хотят говорить. Они прячутся от реальных обсуждений», — заявил Дворкович.
«Они не отвечают вам на письма по электронной почте?» — спросил модератор. На что Дворкович ответил, что речь идет о других каналах общения.
«Мы не думаем, что у нас есть олигархи. Это образ 1990-х годов. Сейчас у нас — хорошие, работающие бизнесмены, социально ответственные» — Аркадий Дворкович, вице-премьер правительства России
Ранее днем глава ВТБ Андрей Костин заявил, что Запад при помощи санкций «хочет оказать большое давление на Россию, чтобы Российская Федерация сменила правительство, президента на кого-то более подходящего для них» (об этом он сказал на деловом завтраке ВТБ в Давосе, цитата по ТАСС).
Санкции и действия западных стран в отношении России Костин назвал «экономической войной». А в интервью Financial Times заявил, что не опасается возможных персональных санкций, хотя они могут стать проблемой для ВТБ.
«Любые экономические санкции в отношении организаций — это было бы похоже на объявление войны», — сказал банкир.
«Меня не заботят санкции»
В этом году Дворкович вновь был вынужден отвечать на вопросы многолетнего критика России Уильяма Браудера. Глава фонда Hermitage Capital по традиции пришел на «русскую» сессию в Давосе. Он просил, почему в России до сих пор не наказаны те, кто виновен в гибели юриста фонда Сергея Магнитского. И добавил, что против них введены западные санкции.
Глава Hermitage Capital Уильям Браудер задает Дворковичу вопрос о деле Магнитского
«Если вам не нравятся санкции, почему вы не наказываете людей, убивших Магнитского?» — спросил он Дворковича.
«Я не сказал, что мне не нравятся санкции. Меня не заботят санкции. Мы просто работаем. И мы заботимся о людях», — ответил вице-премьер и добавил, что у него нет информации о деле Магнитского.
Вопрос о Магнитском Браудер задает в Давосе не в первый раз. И Дворкович на него уже отвечал — в 2014 году он сказал: «Вы знаете, сколько людей были осуждены по коррупции в прошлом году? Больше, чем когда-либо. Во всех рейтингах Doing Business мы движемся вперед».
Еще раз на вопрос о санкциях вице-премьеру пришлось отвечать в интервью Блумбергу. Его спросили, как себя ощущают в преддверии новых санкций США российские олигархи. На что Дворкович ответил, что в России нет олигархов, а есть «социально ответственные» бизнесмены.
Немного о хакерах
На параллельном заседании форума в Давосе в среду обсуждали вопрос кибербезопасности — один из ключевых в отношениях России и США, особенно после президентских выборов в Америке.
«Я не люблю новые технологии, они портят мою жизнь», — пошутил Костин на сессии «Кибербезопасность общего будущего». По его словам, технологии лишают его многих вещей, к которым он привык — например, приватности.
Костин заявил о необходимости создания своего рода Женевской конвенции, которая бы регулировала вопросы кибербезопасности. Он признал, что опасность представляют кибератаки не только со стороны частных хакеров, но и со стороны правительств.
Глава ВТБ напомнил, что президенты Владимир Путин и Дональд Трамп ранее говорили о возможности создания совместной группы или комитета, на котором представители двух стран могли бы работать над решением проблем в области кибербезопасности. Однако, по словам Костина, американская сторона это предложение не поддержала — дискуссия так и не началась.
Ангела Меркель против «национального эгоизма»