Выбор редакции
Лента новостей
Свет в океане туманного мрака: Россия мировой моральный ориентир
23.08
В Москве представили российский электроседан
04.08
Пётр Акопов: Запад не знает, зачем ему война с Россией
28.06
Санкции обрекают киевских путчистов на военное поражение
06.05
Геноцид - геополитический инструмент Запада
14.04
Русские войска применяют Starlink Илона Маска: хорошо, но как временное решение
11.02
Указания США на демонтаж остатков украинской государственности
01.10
Неконтролируемый обвал рождаемости в бывшей Украине
26.09
04 Mar 2018, 14:38Экономика
Россия выполнила план экспорта вооружений на 2017 г. в размере 15 млрд долл.
В интервью «Коммерсанту», опубликованном 7 февраля т.г., помощник президента по военно-техническому сотрудничеству подробно рассказал о внешнем направлении работы российского оборонно-промышленного комплекса. Вот главные цитаты.
«Предварительно план поставок на 2017 год был выполнен и составил примерно 15 млрд долл., вероятно, даже чуть больше».
«Новых контрактов на поставку вооружения, военной техники, оказание профильных услуг в 2017 году заключено на сумму более 16 млрд долл.».
«Общий портфель не снижается, несмотря ни на что, он составляет около 45 млрд долл.».
Далее рассмотрим ситуацию по отдельным сегментам в прошедшем 2017 г. и перспективы 2018 г. В оригинальном источнике рассказ идет в географическом контексте, мы структурируем его в продуктовом.
Но для начала об общих итогах. Официальные итоги экспорта вооружений в 2017 г., как сообщает «Коммерсант», должен озвучить президент весной. Первый появившийся в СМИ показатель за 2017 г. («Интерфакс» 13 января со ссылкой на неназванный источник в сфере ВТС, сообщение на СУН) равнялся 14 млрд долл. Теперь говорится о 15 млрд долл. или чуть больше и о выполнении плана. План на 2017 г. составлял 15,3 млрд долл., по официальному сообщению от 7 ноября. При этом сейчас отмечается, что «часть контрактов буквально в последние дни декабря выполнялась, шли отгрузки продукции». Это действительно так — декабрьский показатель экспорта в дальнее зарубежье по группе «прочие товары», куда входят в первую очередь вооружения, оказался аномально высоким.
Добавим также, что по нашим расчетам на базе статистики ФТС России, по основным видам продукции ВПК экспорт в 2017 г. вырос примерно на 1,5 млрд долл. к 2016 г. Официальный показатель за 2016 г. составил 15 млрд долл. Таким образом, официальные итоги за 2017 г. могут составить 16 млрд долл. и даже больше, что будет новым рекордом. Некоторые зарубежные источники недавно привели оценку в 17 млрд долл.
Самолёты
Индонезия, на данный момент уже подтвердилось. «Наиболее продвинутая ситуация по истребителям Су-35 в Индонезии, где достаточно продолжительное время шли переговоры и сейчас они практически на финальной стадии».
«Мы надеемся, что в этом году будут результаты не только с Индонезией, но и с другими странами: и по Су-32, и по Миг-29 и, естественно, по Су-35».
Бомбардировщики Су-32, истребители Су-35. «Есть интерес, и достаточно большой. Это страны Ближнего Востока и Северной Африки: здесь идут переговоры. Есть и официальные обращения о поставке от этих стран».
Мьянма, Су-30СМЭ. «Пока нельзя говорить, что контракт подписан, хотя соответствующие договоренности достигнуты, и все документы согласованы. Мьянма уже использует наши Як-130, в этом году они получат дополнительную партию из шести самолетов».
Вертолёты
Египет. «По Ка-52К в прошлом году решение было принято, в мае 2017 года Россия была официально объявлена победителем в этом тендере. Сейчас идет предконтрактная работа, дорабатываются детали и согласовывается количество планируемых к приобретению вертолетов и имущества, необходимого для их последующей эксплуатации».
Индия, 48 вертолетов Ми-17В-5. «В этом году, надеемся, так как все уже согласовано, все оформлено. Точку надо поставить и подписать. Это большой контракт, и самые современные вертолеты».
Латинская Америка. «Сегодня практически во всех крупных странах латиноамериканского континента присутствует наша вертолетная техника. В прошлом году закончились крупные поставки в Перу по линии «Вертолетов России“. Там же мы создаем центр по ремонту вертолетной техники».
Системы ПВО
«Египет очень был заинтересован в системах ПВО, и в прошлом году мы выполнили полностью обязательства по контракту на поставку зенитных ракетных систем «Антей-2500“«.
Индия, С-400. «Все технические вопросы согласованы, остались теперь только процедурные. То, что по С-400 в этом году будет полная ясность — это точно».
Саудовская Аравия, С-400 (здесь уже рассказывали, повторим главное). «... документы подписаны, параметры их известны.... Все готово, все согласовано, давайте начнем с поставок и параллельно обсудим локализацию. Надеюсь, что в самое ближайшее время мы все-таки закончим».
Сухопутная техника
«По танкам мы в прошлом году начали, а в этом году продолжим исполнять достаточно серьезные контракты по поставкам танков Т-90 различных модификаций в Ирак и во Вьетнам».
Вьетнам, танки Т-90С и Т-90СК. «Контракт выполняется как с нашей стороны, так и с вьетнамской».
От себя отметим, что в статистике по 2017 г. (на данный момент) поставок во Вьетнам нет, в Ирак — есть.
«За последнее время мы получили более 30 обращений только от стран Ближнего Востока и Северной Африки на поставку сухопутной техники российского производства».
Стрелковое вооружение
Ближний Восток и Северная Африка. «Стрелковое вооружение в прошлом году получили многие страны региона, включая Ирак, Бахрейн, Королевство Саудовская Аравия».
Венесуэла. «Продолжаются проекты строительства заводов по стрелковому оружию в Венесуэле. Он двигался с определенными проблемами, пришлось исправлять ситуацию на ходу, сейчас это удалось и все идет по графику. Так что надеемся, что в течение этого и следующего годов проект мы закончим, и в Каракасе будет крупный завод по производству автоматов Калашникова».
Морская техника
Индия, фрегаты проекта 11 356. «Пройден огромный путь, речь ведь не просто о поставках. Часть фрегатов будет поставлена от нас, а часть будет производиться там, в Индии. Были вопросы по индийским верфям и были вопросы по энергоустановкам, которые произведены на Украине. Практически все точки расставлены, надеюсь, что в этом году будет полная ясность».
Прочее
Иран. «В прошлом году, помимо сервисного обслуживания ранее поставленных в Иран С-300, мы поставили еще ряд систем. Это комплексы радиотехнической разведки, средства мониторинга спутниковых линий связи и так далее».
Египет. «Параллельно продолжается активная работа по теме Mistral с точки зрения их дооснащения остальным оборудованием: системами вооружения, системами управления. У нас есть преимущество перед теми, кто также хочет получить эти заказы, и надеемся, что египетские коллеги это оценят. Пока переговоры не закончились, но в 2018 году все будет ясно».
«Ратник». «В прошлом году комплект получил разрешение на право продажи третьим странам. Поэтому сейчас начинается активная маркетинговая работа. У нас уже есть заявки на «Ратник“, и от стран Ближнего Востока и Северной Африки в том числе».
О поставках запчастей
«Было принято соответствующее решение, указ президента, и появились новые субъекты ВТС, которые получили право внешнеторговой деятельности в плане ремонта и постпродажного обслуживания. Это была наша ахиллесова пята, больное место: поставляли хорошую технику, а потом были проблемы с ремонтом, с задержками поставок запчастей и так далее. Прошлый год показал, что есть явная тенденция к исправлению ситуации».
О географии в целом
«В 2017 году довольно сильно изменилась география наших потенциальных партнеров. Мы начали не просто разговаривать, но и заключать контракты, проводить серьезную предконтрактную работу со странами, которые раньше или очень мало закупали у России, или не закупали вообще, например Саудовская Аравия, Катар, Бахрейн, Нигер».
Про Индию
«В прошлом году у нас было подписано контрактов на сумму около 2 млрд долл. Плюс у нас продолжаются серьезные переговоры по всем направлениям».
* * *