Архивы публикаций
Август 2024 (2)
Июнь 2024 (1)
Май 2024 (1)
Апрель 2024 (1)
Февраль 2024 (1)
Октябрь 2023 (1)
05 Apr 2018, 14:15Экономика

Образование единой валюты в ЕАЭС, или решительный отказ от доллара

Образование единой валюты в ЕАЭС, или решительный отказ от доллара

По прошествии последних шести лет расчеты в национальных валютах между странами ЕАЭС выросли на 20%. Подтверждением этому служит доклад, сделанный представителями Центра интеграционных исследований Евразийского банка развития (ЕАБР) о роли национальных валют в расчетах между странами ЕАЭС. Для подготовки данного доклада был проведен опрос 42 экспертов из пяти стран ЕАЭС и Таджикистана. Кроме того, этот опрос выявил проблемы, препятствующие интеграции стран в экономике и введению единой валюты.

Предложения по образованию единой валюты в ЕАЭС звучат уже не впервые, рассматривались даже варианты с названием валюты: «алтын» или «евраз». Но всё это так и осталось на уровне разговоров. Причин этому несколько, аналитическое подразделение ЕАБР докладывает, что за последние годы единые экономические процессы в ЕАЭС не были активны в сфере валютной интеграции, в том числе из-за сложной геополитической обстановки в мире и ухудшающихся отношений мировых держав между собой. Однако, именно эта сложная обстановка сподвигла страны ЕАЭС начать отказываться от доллара в своих валютных операциях и переходить на расчеты в национальных валютах. Причем такие расчеты осуществились не только со странами ЕАЭС, но и с Китаем, Индией и Турцией. Кроме того, ослабление «доллара», нерешенная ситуация с введением евразийской денежной единицы и повышением уровня национальной валюты позволило снизить зависимость стран от контроля со стороны финансовых структур Запада.

Проблема в том, что ждать появления единой валюты странам ЕАЭС ещё долго, как минимум 7-8 лет. В этой ситуации необходимо использовать опыт Евросоюза (ЕС), где после введения единой валюты, без создания рынка товаров и услуг, образовались серьезные экономические сложности (экономический кризис в Европе 2010 год). Также, в ЕАЭС осутствует так называемая защита финансовых операций, проводимых в национальных валютах, нет единого финансового рынка.

Однако, несмотря на все трудности, страны ЕАЭС проводят ряд мероприятий по отказу от иностранной (2014-2017 гг.). Для большинства рассматриваемых государств характерно широкое применение активных мер по дедолларизации, которые непосредственно стимулируют использование национальной валюты.

— Повышение дифференциации нормативов обязательного резервирования. Так, в Белоруссии с начала 2017 г. норма резервирования по средствам, привлечённым банками в иностранной валюте была увеличена в два раза до 15%, а по рублёвым обязательствам снижена на 3,5 п.п. — до 4%.

— Усиление дифференциации требований пруденциального надзора и содействие переводу валютных требований в национальную валюту. В Армении и Белоруссии были ужесточены подходы к классификации валютной задолженности при расчёте специального резерва по активам, подверженным кредитному риску. В Киргизии введён запрет на кредитование населения в долларах США. А в Казахстане выдача валютного кредита физическому лицу возможна лишь при наличии дохода в валюте кредита.

— Организация широкомасштабной кампании по переходу к повсеместному использованию национальной валюты в качестве средство обращения и платежа. В большинстве стран ЕАЭС были введены запреты на установление цен, налоговых ставок, тарифов и иных платежей в иностранной валюте или ужесточён контроль за ценообразованием. В Белоруссии были прекращены выдача новых и продление действующих разрешений на использование иностранной валюты при оказании физическим лицам услуг по перевозке авиатранспортом и медицинских услуг.

Для динамичного развития ЕАЭС нужны новые вызовы. Если руководство стран союза стремится стать независимыми от Запада, то действовать в этом направлении необходимо активнее. Для закрепления наметившихся положительных трендов необходима дальнейшая реализация комплекса мер по дедолларизации. Первоочередными из них являются меры, направленные на дальнейшее повышение гибкости валютного курса, снижение инфляции и инфляционных ожиданий и их закрепление вблизи целевых уровней центральных банков.

Шерзод Абдулхасанов

* * *