Выбор редакции
Лента новостей
Свет в океане туманного мрака: Россия мировой моральный ориентир
23.08
В Москве представили российский электроседан
04.08
Пётр Акопов: Запад не знает, зачем ему война с Россией
28.06
Санкции обрекают киевских путчистов на военное поражение
06.05
Геноцид - геополитический инструмент Запада
14.04
Русские войска применяют Starlink Илона Маска: хорошо, но как временное решение
11.02
Указания США на демонтаж остатков украинской государственности
01.10
Неконтролируемый обвал рождаемости в бывшей Украине
26.09
20 Feb 2019, 15:23Экономика
Бензин будет дорогим — сговор правительства и нефтяников
Никита Кричевский — о заявлениях Козака про бензин: В Правительстве вообще никто не понимает в рыночной экономике?
Зампред Правительства Дмитрий Козак «популярно объяснил», почему цены на бензин не будут снижаться. По его словам, в рыночных механизмах такого не предусмотрено. То есть та самая «невидимая рука рынка», дескать, не может повлиять на цену, даже несмотря на то, что на рынке топлива переизбыток, и цены в принципе должны снижаться по этим самым «рыночным механизмам». Но Козак упорствует:
«Сейчас сложилась ситуация, когда внутренний рынок стал более премиальным, чем внешний. Экономическая ситуация привела к тому, что мы затоварили внутренний рынок нефтепродуктов.... Мы стремились сдержать галопирующий рост цен. Задача снижения цен труднодостижима в условиях рыночной экономики».
Напомним, раньше Правительство с нефтяниками подписывали некое соглашение о заморозке цен на бензин, Дмитрий Медведев даже угрожал введением заградительных экспортных пошлин, если договоренности сорвутся. А теперь, когда соглашение истечет, видимо, ценники снова поползут вверх? Пока непонятно, что будет впереди, но то, что в Правительстве в «рыночных механизмах» никто не разбирается (или делает вид), стало очевидным в очередной раз. Что значат слова Дмитрия Козака и чего ждать от цен на бензин — своим экспертным мнением с Накануне.RU поделился доктор экономических наук, профессор Никита Кричевский.
— Я в шоке от его заявления. Рыночные механизмы как раз предполагают снижение цен при избытке продукции. А как раз нерыночные механизмы, именно квазигосударственное ценообразование, которое мы сейчас имеем, предполагает, что цены не снизятся. Господин Козак что-то перепутал.
Фраза о том, что «сейчас сложилась такая ситуация» значит, что Правительство само создало такую ситуацию. Еще это значит, что именно Правительство не допускает снижения цен, а не нефтяники. Нефтяники и рады бы снизить, потому что у них за счет большего оборота при меньшей марже будет больше валовая прибыль.
Козак не понимает, о чем он говорит — в итоге все это отразится на снижении добычи нефти, поскольку столько нефти НПЗ не нужно. А это значит снижение НДПИ, снижение прочих налогов и взносов, снижение дивидендов госкомпаний. В общем, отличная история! Чем больше будет таких действий, тем быстрее наша экономика окончательно впадет в ступор.
Таким образом, нам прямо говорят о сговоре между Правительством и нефтяниками. Если Козак заявляет, что цены не упадут — получается, это обоюдное желание и нефтяников, и Козака? Потому что Правительство, несмотря на то, что добыча нефти падает, будет добирать на акцизах на бензин.
Ну, а говоря про прошлое соглашение, стоит вспомнить про угрозы пошлинами — Медведев тоже не понимал, что говорит. Ему пошлины никто не даст ввести, потому что стратегические отрасли находятся в зоне ответственности не премьера, а президента. Это был чистой воды популизм и игра на публику.
Когда у вас переизбыток произведенного бензина, самая простая мера снизить цену — это разрешить нефтяникам снижать цены. Ведь соглашение подписывалось, когда цены на нефть были на уровне 80 долларов за баррель, а сейчас около 64. То есть на 20% меньше! Это снижает себестоимость бензина. Поэтому и рынок премиальный для нефтяников — потому что экспортировать по таким ценам не то, что неинтересно, а бесполезно. Никто не купит.
При нынешнем механизме ценообразования я бы предположил, что цены не изменятся, либо будут расти. Снижаться не будут — нам об этом уже было заявлено. А вот что будет после окончания соглашения с нефтяниками — скорее всего, цены останутся на прежнем уровне, но я не исключаю, что они потом вырастут, потому что это интересно Правительству, оно будет получать больше от налогов и акцизов.
И все это будет в очередной раз завуалировано и покрыто необходимостью поиска денег на национальные проекты, хотя национальные проекты заложены в бюджете. Просто об этом почему-то никто не говорит. Когда вы складываете статьи расходов бюджета за несколько лет по нужным статьям — у вас приблизительно получается та цифра, которая требуется для так называемых национальных проектов. Не надо ничего искать, деньги уже есть.
* * *