Архивы публикаций
Август 2024 (2)
Июнь 2024 (1)
Май 2024 (1)
Апрель 2024 (1)
Февраль 2024 (1)
Октябрь 2023 (1)
26 Nov 2017, 18:22Культура

День не нашей матери

День не нашей матери

Помните, как в годы развала страны многие из нас радовались тотальному приобщению к прелестям «цивилизованного мира»: макдоналдсам, «мыльным операм», свободе слова о нетрадиционной ориентации, «общечеловеческим» праздникам вроде международного для солидарности всех влюбленных... Вместе со всеми этими холуинами влез к нам 26 ноября 1998 года и бесконечно далёкий от нашей культуры День Матери.

Согласно Encyclopedia Britannica праздник сей происходит от древнегреческого культа Кибелы, или Реи, считавшихся матерями олимпийских богов у фригийцев и эллинов соответственно. От служителей Кибелы при исполнении культа требовалось доведение себя до экстаза вплоть до нанесения друг другу кровавых ран и оскопления. В период поздней античности греческая Рея отождествлялась с фригийской коллегой, получив имя Рея-Кибела. Культ её отличался повальными оргиями. В общем, милая такая, заботливая и добропорядочная мамочка.

В новейшей истории национальный праздник в честь всех американских матерей официально ввёл в 1914 г. Вудроу Уилсон. Через 94 года по примеру этого архитектора развала Российской империи один из разрушителей уже СССР Ельцин учредил День матери и в РФ. Так он воплотил в жизнь инициативу думской фракции КПРФ — наследников тех самых большевиков, которым и слал свои приветственные телеграммы Уилсон.

Предки же наши, веками собиравшие земли, в одно столетие растранжиренные под чутким руководством инициаторов и учредителей «общечеловеческих праздников», чтили Матерь Бога, Которого от Крещения Руси считали истинным. Чтили как свою личную Заступницу. Заступницу России и всего рода христианского.

Величайший символ материнской доли

Зарождение и становление России было освящено Владимирской иконой Богородицы, которую Андрей Боголюбский взял в новую свою столицу. Все три чествования Владимирской Богоматери в православном календаре связаны со спасением Москвы: в 1395 г. — от войск величайшего полководца тех времён Тимура; в 1480 г. — от Золотой орды хана Ахмата (то самое Стояние на Угре, фактически знаменовавшее не просто выход на мировую арену независимого российского государства, но — по оценкам некоторых историков, да и по определённым международным договорам — царства); в 1521 г. — от Крымского хана Мехмед Гирея.

Ополчение Минина и Пожарского вошло в Москву крестным ходом во главе со Спасительницей России Казанской иконой Божией Матери. В Казанском соборе молились о победе Кутузов и защитники блокадного Ленинграда. Списком Казанской иконы благословлён был на Полтавскую викторию наш первый император.

День не нашей матери
А в день отречения последнего царя произошло чудесное явление «Державной» иконы Богородицы, взявшей на себя заботу о сохранении державы.

Матери православных русских воинов молились о своих детях к Матери Божьей — дабы приняла их под свой покров. Почему в первую очередь к Ней? И почему слово «покров» (казалось бы, предмет одеяния) стало нарицательным?

В тот самый день, когда принесла Она родившегося Младенца в храм, пророк открыл Ей: «Тебе оружие пройдет сердце, дабы открылись помышления многих сердец...». Да, многим матерям довелось пережить своих детей. Но Она одна осознавала, глядя на Сына — все 33 года — какую страшную смерть Ей доведётся видеть. Смерть самого невиновного на Земле. Смерть за всех живших, живущих и ещё неродившихся. Для которых она теперь стала Матерью.

Не потому ли «самой материнской» молитвой на Земле можно назвать акафист Богородице перед Её иконами «Взыскание погибших» и «Всех скорбящих радость» (название которых говорит само за себя): «... Слышащи, Пресвятая Дево и Мати, Симеона праведнаго проречение: Тебе же Самой душу пройдет оружие, слагала еси в сердце Твоем вся глаголы сия, разумевающи, яко радость матерняго сердца о чадех многих печалей в мире сем бывает причастна. Темже, яко искушенней по всяческим и спострадати матерней скорби, могущей, взываем Ти: Радуйся, радость миру — Христа Спасителя рождшая; Радуйся, мир от скорбей избавляющая. Радуйся, поношение Сына Твоего терпевшая; Радуйся, страданием Его спострадавшая. Радуйся, скорбных матерей утешение; Радуйся, чад их благодатное охранение. Радуйся, в бедах скорое нам заступление; Радуйся, заблуждших исправление. Радуйся, младенцев питание; Радуйся, юных наставление. Радуйся, Мати сиротствующих, Радуйся, вдов заступление. Радуйся, Благодатная Богородице Дево, погибших Взыскание и всех скорбящих Радосте».

«Радуйтесь! Я с вами во все дни; и всегда буду вашею молитвенницей перед Богом», — заверила Она нас по Своем Успении. И тем усыновила всё человечество. «Матерь Божия становится Матерью всех живущих, всего христианского рода, каждого рожденного и возрожденного в Духе и истине, — говорит об Успении протоиерей Георгий Флоровский. — Вершина материнской любви — самоотождествление с ребенком — проявляется здесь во всей полноте».

То же проявилось и повторилось для укрепления христиан и в день, ставший для русских праздником Покрова.

В храме средневекового городка Влахерны (тогда — окраине Константинополя) во время одной из всенощных служб константинопольский юродивый Андрей увидел под куполом Богородицу, как бы идущую по воздуху. Она была озарена сверхъестественным сиянием и окружена ангелами и святыми.

Сравнявшись с престолом, Мария опустилась на колени в молитве за христиан. Затем встала, сняла с головы плат и распростерла его над находящимися в храме, защищая от враждебных сил.

Андрей, очнувшись от увиденного, решил удостовериться, что это ему не почудилось, и спросил стоявшего рядом своего ученика: «Видишь ли, брат, Царицу и Госпожу, молящуюся о мире?» Тот ответил: «Вижу и ужасаюсь».

Как свидетельствовал сам святой, Богородица в это время просила Сына принимать молитву всякого, кто призывает в помощь Ее имя: «чтобы не отошел никто от моей иконы неуслышанным».

Покров России

Блаженный Андрей (чья память празднуется Церковью 15 октября на следующий за Покровом день), стал особо популярен на Руси в XII в. Возможно потому празднование в честь Покрова было установлено именно тогда. Большинство исследователей называют инициатором св. блгв. князя Андрея Боголюбского — первого великого князя не киевского, но уже владимирского, который не исключено, и крещён в честь блаженного. Некоторые ученые допускают, что Покров был введён дедом князя Андрея — «благороднейшим архонтом России» Владимиром Мономахом.

Как бы там ни было, а именно Андрей Боголюбский построил первый известный нам храм Покрова Божьей Матери. Тот самый — всемирно признанный шедевр православной архитектуры на р. Нерли.

День не нашей матери
Вот она — самая красивая церковь на Земле

В XVI-XVII вв. Покров утвердился как «профессиональный праздник» казачества, полагавших себя земными заступниками земли русской, православной.

«Много раз нам случалось проезжать по бывшим владениям запорожских козаков, — писал историк Дмитрий Яворницкий, — много раз нам приходилось видеть места столицы этих «низовых рыцарей», а также места бывших слобод и зимовников их, и много раз нам приходилось убеждаться, что сичевые козаки в выборе мест для построения своего «кишла» руководились не только стратегическими соображениями, но и художественным, в особенности же религиозным чувством. Выискав какой-нибудь величественный остров среди Днепра или высмотрев какой-нибудь возвышенный «рог», козаки выбирали в самое красивое место и на нем, прежде всего, возводили церковь, чаще всего во имя Покрова пресвятой Богородицы, а потом уже сооружали другие, необходимые для жилья постройки».

Существует целый казацкий (а с передислокацией запорожцев на Кубань, перешедший в казачий) стиль написания покровских икон.

Казаки, эти «старые солдаты, не знавшие слов любви», на самом деле сердцем чувствовали то, что в наше время выразила замечательный публицист Варвара Зуева: «Праздник Покрова открывает перед нами завесу посмертной славы Богородицы, объясняет нам суть ее небесного жительства. Оказывается, Пресвятая Богородица предстательствует перед своим Сыном о всем мире, и в особенности о христианском роде. В истории царя Соломона предсказано это ходатайство. Исторические книги Ветхого Завета описывают такой эпизод: когда царь Соломон сидел во славе посреди своего дворца, к нему пришла его мать. Царь встал с трона, подвел мать за руку к своему престолу, поставил близ себя и сказал: «Проси, мать моя, я ни в чем не откажу тебе». Царь Соломон является одним из живых прообразов Царя Христа, и в данном случае отношение Соломона к матери раскрывает нам характер отношений между Христом и Богородицей. «Проси у Меня, Мать моя, — говорит Господь Богородице, — Я ни в чем не откажу тебе».

День не нашей матери
Самый знаменитый русский собор — тоже Покровский

Свт. Димитрий Ростовский рассказывает, что когда на Царьград обрушился снег, и не имевший крова блаж. Андрей, посиневший уже от мороза, прощался с земной жизнью, он был чудесным образом обогрет и взят на небо. Там блаженный удостоился чести видеть Самого Христа. А вот Богородицы не встретил. Как объяснили Андрею в Раю, «Ее нет здесь. Она удалилась в многобедственный мир — помогать людям и утешать скорбящих».

День не нашей матери
Покровская церковь в честь погибших русских воинов между ул. Русской и Православной набережной в Ужгороде

«Не только 1000 лет назад молилась слезно Богородица, — говорит прот. Сергий Булгаков, — Но молится ныне и здесь, и всегда, и всюду, и до скончания века. И не только над присутствующими тогда простерся ее покров, но и над всем родом человеков, и над всем миром и над нами, грешными, сияет осеняющий и спасающий покров Богоматери... Божья Матерь посредствует между землей и небом. Она есть любовь и милосердование, милость и жалость, прощение и заступление. Она не судит, но всех жалеет. Она — не правда суда и не суд правды, но материнское предстательство... Грех мира и скорби мира ранят сердце вселюбящее, на злобу и грех она ответствует любовью и слезами».

Теми самыми — знакомыми нам всем, окаянным, материнскими слезами.

Так почему же не Успение Матери Матерей, не Покров, не Рождество Богородицы (День рождения Её), в конце концов, празднуем мы как День Матери, а это...

Да, не все мы православные, не все даже верующие в Бога. Но ведь и не все являемся коммунистами и либералами (которые ввели этот «праздник»), недоброжелателями России (как, к примеру, тот же Уилсон) и даже далеко не все мы древние эллины.

Но все — если являемся русскими и православными — наследники восточно-христианской цивилизации с её ценностными установками. Именно в лоне этой цивилизации была создана Русь такой, каковой она ценна для русских и ненавидима врагами.

Русскость — творение этой цивилизации. Без неё мы — общечеловеки. С общечеловеческими макдоналдсами, валентинками, педерастами и Днями матери.

Дмитрий Скворцов