Выбор редакции
Лента новостей
Свет в океане туманного мрака: Россия мировой моральный ориентир
23.08
В Москве представили российский электроседан
04.08
Пётр Акопов: Запад не знает, зачем ему война с Россией
28.06
Санкции обрекают киевских путчистов на военное поражение
06.05
Геноцид - геополитический инструмент Запада
14.04
Русские войска применяют Starlink Илона Маска: хорошо, но как временное решение
11.02
Указания США на демонтаж остатков украинской государственности
01.10
Неконтролируемый обвал рождаемости в бывшей Украине
26.09
10 Dec 2017, 17:01Культура
Фильм «Очень плохие мамочки» (2016)
Для каждого человека слово «мама» — святое. Труд матери очень важен, так как именно мать закладывает первые основы мировоззрения будущего человека. И именно этот образ зачастую атакуется современными СМИ и кинематографом по нескольким направлениям.
Один из самых популярных приёмов дискредитации материнства — это демонстрирование образа матери в неприглядном свете. В современных детских мультфильмах или молодёжных комедиях, особенно западных, матери гораздо чаще, чем это было бы оправдано сюжетом, изображаются либо препятствием на пути своих детей (образы родителей в мультфильмах Дисней), либо абсолютно недалекими, неприятными и даже похотливыми созданиями.
Кроме того, объектом информационной атаки часто становятся молодые девушки, готовящиеся к материнству, так как им заранее в преувеличенно негативном свете рассказывают о самых сложных моментах, с которыми они могут столкнуться во время беременности, родов и воспитания детей (из свежих примеров — фильм «В активном поиске», сериал «Тест на беременность»).
Наконец, атакуются и сами матери, которым вместо благодарности за свой труд и напоминания о том, насколько они важны своим детям, семье и всему человечеству, предлагают «уйти в отрыв» от многолетнего «бессмысленного рабства».
Фильм «Очень плохие мамочки», который выходит первого сентября на российские экраны (символично, что его премьера была назначена именно на День знаний, когда заканчиваются каникулы в школах), уникален тем, что вместил в себя сразу три этих вредных посыла, также пройдясь по институту семьи и понятию нравственности в целом. Но обо всем по порядку.
Сюжет
Главная героиня Эми — мать двоих детей. Она успевает и работать, и хорошо ухаживать за детьми, собакой и абсолютно бездарным супругом. После того, как Эми застает мужа за изменой, её жизнь идет под откос, она прекращает заниматься домашними делами, вступает в конфликт с абсолютно идеальной матерью Гвенделин и начинает дружить с двумя матерями, — «хорошей матерью» Кикки, с четырьмя детьми и мужем-тираном, а также с «плохой матерью» — развязной Карлой, у которой один ребенок, с которым она практически не общается. С ними она решает прекратить быть «хорошей» мамой и становится «плохой», что, естественно, оканчивается «хэппи эндом».
Фильм содержит следующие посылы:
♦ Материнство — это рабство.
♦ Невозможно быть хорошей матерью.
♦ Негативные образы мужчин, семьи.
♦ Сексуальная распущенность всех героев. Извращения.
♦ Алкоголь.
Материнство — это рабство
Основная идея фильма заключается в том, как же плохо быть матерью. Уже на первых минутах зритель видит главную героиню Эми, рыдающую в машине в перерыве между развозом детей по кружкам и походом в магазин, чтобы набрать огромные мешки продуктов и приготовить ужин. Её труд никто не ценит, включая абсолютно эгоистичных детей, которые говорят, что любят её только тогда, когда она выполняет их очередную прихоть.
❝
Эми: — Как минимум раз в день я ощущаю себя худшей матерью на свете и рыдаю что есть сил. Затем завожу детей в секцию, кружок, к врачу и после еду в магазин.
Кикки — это типичный негативный образ многодетной матери, она постоянно комично жалуется на жизнь, из-за чего главная героиня ей даже сказала, что каждая ее фраза звучит, как «крик о помощи».
❝
— Привет Кикки! Я хотела спросить, не пойдешь ли ты со мной в кино?
— А так можно?..
— Ну, давай, Кикки! Поживи чуточку!
Кикки оглядывается на дерущихся и плачущих детей.
— Хорошо-хорошо! Я иду!
Когда Кикки находится дома, то она без остановки занимается домашней работой, а дети в возрасте 4-5 лет постоянно рыдают. Возникают логичные вопросы: почему ее дети постоянно находятся в слезах? Почему нет какой-либо помощи от родственников? Почему она ни разу не вспомнила что-либо хорошее, доброе и милое, что было с её детьми?
Ответ очевиден — поскольку авторам не нужно было показывать реалистичную семью, реалистичную мать и реалистичных детей, вместо этого все будни Кикки представлены как унылое существование наедине с неадекватными и дикими детьми.
Карла не страдает от «ужасов материнства», так как никаких материнских обязанностей не выполняет, она совершенно не знает своего сына и того, какие задания ему нужно выполнять по школе, чем он увлекается и прочее. Гораздо более интересным занятием для нее являются беспорядочные половые связи со всеми мужчинами города.
Отдельной строкой нужно упомянуть детей. Как уже было сказано, дети Эми эгоистичны и безответственны, сын плохо учится, дочь истерична, придирчива и мнительна; дочь Кикки распотрошила домашнего питомца, а Сын Карлы ведёт себя несдержанно, абсолютно ненасытен, ест всё подряд и доедает за всеми. Эти и другие недостатки детей служат одной из основных тем для обсуждения в ходе многочисленных диалогов главных героинь.
Стоит ли говорить, что «хэппи эндом» становится избавление от «рабства»: Эми мирится с истеричной дочерью, исполнив очередную её прихоть, а также тоном эгоистичной матери учит сына готовить. Кикки становится тираном в своей семье, а Карла слегка сближается с сыном.
❝
В финале одна из эпизодических героинь рассказывает своей подруге о том, как провела день (89-ая минута):
— Как прошел день?
— Отлично! Я проспала, пропустила работу, наелась пончиков, приструнила детей и муж от меня в восторге. Лучше не бывало!
Невозможно быть хорошей мамой
Сюжетная линия завязана на том, что, уйдя в полный отрыв, Эми одновременно вступает в конфликт с Гвенделин и становится её соперницей на должность президента родительского комитета. С точки зрения создателей фильма, разумеется, именно безответственная алкоголичка Эми должна получить эту должность и тем самым ознаменовать «торжество справедливости». В финале картины зрителю показывают её предвыборную речь, посвящённую тому, что быть плохой матерью — это нормально. Поясняет она свою позицию тем, что хорошей матерью быть в современном мире просто невозможно. А значит, такие, как она, Карла и другие, не могут подвергаться осуждению.
Эми провоцирует матерей рассказать о том, какие трудности они переживают и смириться с тем, насколько они все на самом деле неуспешны как мамы, что они и начинают доказывать.
❝
Эмми: — Наша школа должна быть такой, чтобы здесь не стыдились плохих мам!
Мать 1: — У меня дети по три недели не моются.
Мать 2: — Я отобрала у сына травку, а потом скурила!
Мать 3: — Я подсыпаю детям снотворное на ночь каждую пятницу, чтоб посмотреть свой сериал.
Мать 4: — Я ходила на боевик с семилетним сыном.
Каждое из этих признаний сопровождается смешком и бурными овациями, будто бы женщины не признаются в своих ошибках, а делятся достижениями.
Единственная абсолютно примерная мать Гвенделин, на которую, как на недосягаемый образец подражания, ссылалась Эми, как выяснилось, также абсолютно не идеальна, её семья трещит по швам. (Эми, услышав исповедь Гвенделин: «С виду у тебя все идеально... Значит, мы все плохие матери, верно?»)
Тем самым в устах персонажей фильма словосочетание «плохая мать» теперь не обидный ярлык, а некое обобщение для всех матерей. Любая мать априори плохая, так зачем пытаться быть хорошей?
Дискредитация образа мужчин, образа отца
Кроме нераскрытого псевдо-идеального нового парня главной героини, все остальные персонажи мужского пола, появляющиеся в кадре, или полные неудачники, как бывший муж Эми, или тираны, ставшие подкалбучниками, как муж Кикки. Большой пласт шуток посвящен именно бесхребетности, безответственности и несостоятельности мужей главных героинь. (К примеру, еще на первых минутах, муж Эми подшучивает над ней, обзывая «мешочницей», когда она тащит тяжелые сумки с продуктами).
Сексуальная распущенность всех героев. Извращения
Стандартная схема для подобных комедий: главный герой относительно адекватен, но при этом у него есть друг, олицетворяющий абсолютную распущенность. Друг внешне, конечно, осуждается остальными персонажами, но на самом деле он продвигает идеи «сексуальной свободы» зрителю (ведь он очень весёлый и милый). Таковым персонажем в фильме «Очень плохие мамочки» является Карла.
❝
36-ая минута:
Эмми: — Это платье шлюхи!
Карла: — Платье шлюхи не может быть плохим!
Однако и остальные главные героини ей под стать. Замужняя Кикки мечтает о другом мужчине, а еще не разведенная Эми пытается найти парня на одну ночь, и даже после того, как находит, совершает попытку вернуть свой брак.
Также частенько упоминаются однополые отношения, одна из матерей во время родительского собрания признается, что няня ребенка её интересует больше чем муж. А во время вечеринки матерей, показано как две матери целуются друг с другом, при полном одобрении и восторгах Карлы.
Алкоголь
Алкоголь в фильме служит символом веселья и свободы. Главные героини пьют постоянно, и в ходе одной из пьянок они и подружились. Родительский комитет поддерживает Эми, когда она предлагает вино, а в одном из эпизодов на вечере всех угощает Марта Стюарт поразительно вкусным желе (59 мин):
❝
Эмми: — Они восхитительны! А что там?
Марта: — Обычный желатин, сахар и... водка.
Эмми: — Так вкусно!
Марта: — Я с утра съедаю шесть штук.
Наркотики: Алкоголь показан как единственный метод получения веселья и удовольствия. Сцен с алкоголем в фильме больше, чем без оного. Упоминаются и другие наркотики.
Секс: Фильм продвигает идеи «сексуальной свободы», главные герои абсолютно распущены и развратны, в положительном свете показана тема извращений.
Насилие: Отсутствует.
Мораль: В комедии «Очень плохие мамочки» не существует ни нормальных матерей, ни адекватных мужчин, ни психически здоровых детей. Основные посылы фильма — «Материнство — это рабство» и «хорошей мамой в современном мире быть невозможно».
В картине наблюдаются следующие признаки вредного фильма:
1. В фильме высмеиваются и показываются с подчеркнуто неприглядной стороны ценности семейных отношений. Герои-супруги ведут себя по отношению друг другу и/или своим детям равнодушно, подло, неуважительно, беспринципно. Герои-дети конфликтуют и соперничают друг с другом внутри семьи, конфликтуют со своими родителями, которые показаны глупыми и нелепыми. Пропагандируется идеал индивидуализма и отказа от почитания семейных и супружеских традиций.
2. В фильме культивируется праздный образ жизни, пропагандируется идеал «жизнь — вечный праздник», политика избегания трудностей и достижения целей легким путем, без труда или даже обманом.
3. В фильме присутствуют сюжетные линии, порочащие и презрительно, брезгливо описывающие всё, что связано с материнством и рождением, воспитанием детей. Материнские образы выглядят отталкивающе, их образ жизни показан как ущербный и неполноценный.
4. В сюжете фильма пропагандируются ценности «ни к чему не обязывающих», так называемых «свободных» отношений, случайных связей, обязательности или просто одобряемости сексуальных отношений до брака, зрителю навязывается чрезмерная ценность половой жизни. Тем самым дискредитируется ценность самого института брака и семьи, целомудрия.
5. В сюжете фильма присутствуетявная или скрытая пропаганда/реклама употребления одурманивающих веществ (спиртного, наркотиков, сигарет), пропаганда нездорового образа жизни (приверженность фастфуду, клубному образу жизни, лени и др.) главным образом путем наделения положительных персонажей соответствующими вредными привычками.
6. В фильме используется подмена понятий и попытки убедить зрителя, что «чёрное — это белое», когда для обозначения порочных или социально-опасных явлений используются смягченные, нейтральные, «безоценочные» или даже оправдательные способы объяснения этих явлений.
7. В фильме фактически отсутствуют положительные герои, чьи нравственные качества и нормы поведения могли бы служить примером для сопереживания и подражания.
8. Положительный по сюжетному замыслу герой отличается низкой культурой речи: сквернословит, употребляет жаргонную речь, использует при обращении к другим клички и прозвища уничижительного, оскорбительного характера.
9. Герои фильма открыто демонстрируют в своем поведении либо нетрадиционную сексуальную ориентацию, либо подчёркнутую лояльность к таковой.
Елизавета Кваснюк