Выбор редакции
Лента новостей
Свет в океане туманного мрака: Россия мировой моральный ориентир
23.08
В Москве представили российский электроседан
04.08
Пётр Акопов: Запад не знает, зачем ему война с Россией
28.06
Санкции обрекают киевских путчистов на военное поражение
06.05
Геноцид - геополитический инструмент Запада
14.04
Русские войска применяют Starlink Илона Маска: хорошо, но как временное решение
11.02
Указания США на демонтаж остатков украинской государственности
01.10
Неконтролируемый обвал рождаемости в бывшей Украине
26.09
23 Jan 2018, 13:28Культура
«Движение вверх»: Зачем легендарную победу превращали в агитку
Художественный фильм «Движение вверх» бьет рекорды современного российского кинопроката. К середине января наступившего года его посмотрели уже 8 млн. зрителей. Собрано два миллиарда рублей. И это меньше чем за месяц после выхода на экраны (28 декабря 2017-го)! Еще ни один наш фильм не добивался подобного в самом начале прокатной судьбы. О чем с гордостью сообщают создатели «Движения».
В основе сценария, как известно, положена автобиографическая книга знаменитого советского баскетболиста Сергея Белова. Её название стало названием и картины. Повествует она о легендарном матче Мюнхенской Олимпиады 1972 года между баскетбольными сборными СССР и США. Это был матч за олимпийское золото. Наши выиграли его на последних трех секундах, впервые став чемпионами Игр в этом виде спорта. Став первыми, кто лишил непобедимых, как считалось, американцев самой важной для них, родоначальников игры, награды.
Впрочем, об этом уже много написано. Куда интереснее и в то же время печальнее, события, происходящие в данный момент вокруг «художественной спортивной драмы», как позиционирует «Движение вверх» её киногруппа. В чем корреспондент «СП» убедилась, заглянув на досуге на страничку в соцсетях своей давней знакомой и коллеги.
Пишет А., назовем её так, о своих впечатлениях от фильма. О том, какую изжогу вызвали у неё, благодаря ему, воспоминания о советских временах. «Убожество системы», «бесчеловечность СССР» — иных слов о стране, где родилась в 1960-х, выросла, выучилась, у неё не нашлось.
«Интересно, когда писали сценарий, так и задумывали — показать всю бесчеловечность СССР или это случайно вышло? — Вопрошает она. — Снимали явно агитку, но сквозь строки все равно сквозит убожество системы».
Кинематографисты и не скрывали, что задумывался фильм как агитка — патриотическая. Это сейчас модно. С подачи чиновников разных рангов считается, что подрастеряли патриотизм, мало любим свою Родину. То есть, когда 9 мая сотни тысячи людей во всех городах и селах России проходят «Бессмертным полком» по улицам и площадям — это к патриотизму отношения не имеет? Когда единодушно, всем миром поддержали в 2014-м стремление крымчан к воссоединению с РФ — это тоже что-то иное? Много примеров. Но не о них речь.
В погоне за патриотичностью, авторы «Движения вверх» взялись «усилить» первоначальный сценарий. Да так увлеклись, что не заметили, как придуманное ими «усиление» мало что оставило от действительности. Как удивился бы, например, Владимир Кондрашин, главный тренер той великолепной баскетбольной сборной, которая в Мюнхене...
«Кондрашин? А кто это?», — спросил у меня приятель, далекий от спорта и всего, что с ним связано. Он фильм посмотрел, будучи о нем наслышан, но человека с такой фамилией, говорит, там не было. И впрямь, «рулит» сборной СССР там некий Гаранжин. То есть, у всех героев «Движения» фамилии подлинные, вошедшие в историю мирового баскетбола, а у главного тренера вымышленная.
Это потому, что вдова Кондрашина, прочитав сценарий, который показали ей до начала съемок, категорически воспротивилась откровенной лжи многих эпизодов.
Например, со сбором денег с игроков на операцию Александру Белову. Он, 20-летний, был тогда здоров, иначе кто бы его, смертельно больного, повез на Олимпиаду? Страшная наследственная болезнь сердца проявилась спустя несколько лет после Мюнхена. Большой спорт, как позже признавали медики, в сущности, продлил Александру жизнь.
К слову, я написала об этом своей знакомой А. Что она? Она ответила: что хочу, то и пишу...
Придуман также эпизод с массовым выездом сборной на свадьбу в Грузию к одному из игроков. И «случайный» матч на улице с любителями, который «сборники» проиграли. Но потом «собрались, вспомнили о чести, о Родине, и выиграли Олимпиаду» — дают понять зрителю авторы. Именно вот эти выдуманные «для усиления» эпизоды и вызывают отторжение: у знатоков спортивной истории от фильма; у людей чем-то или кем-то обиженных — от истории страны.
— Агитку-то как обычно пытались с антисоветским душком снять, как и «Легенду-17», где команда побеждает вопреки козням страшных советских apparatchiks, — язвит некто В., отвечая блогерше А. — Они же «не виноваты», что своих побед-то в общем и нет (кроме разве что Крыма, но даже ее уже успели... ).
— Тут диагноз серьезнее, — развивает антисоветскую тему, плавно переходя к антироссийской Н. — Все эти фильмы про «давно» и «неправда» типа «Время первых», «Легенда № 17», вот этот еще («Движение вверх — авт.), они ведь сознательно разворачивают страну спиной к ходу истории. Все самые актуальные темы даже в российской сети — это темы прошлого. Куда актуальнее было бы обсудить тему мельдониевой Олимпиады, как страна докатилась до того, что ее фактически исключили из мирового олимпийского движения. Нет же, давайте поминать событие, которое даже тогда прошло незамеченным, да еще и скандальным вышло.
На всякий случай, для тех, кто, как Н. не в курсе: скандальным тот матч вышел не по вине игроков — наших и американских. А из-за технического сбоя у судьи хронометриста. Другое дело, что олимпийский финал-72 сборная СССР могла и должна была выиграть без нервотрепки последних минут. Наша команда вела по ходу встречи с разницей в 5−7 очков. Но за три минуты до конца занервничала, стала ошибаться в простых ситуациях, американцы отыгрались и даже вышли вперед на одно очко. Так дошло до тех самых трагических и великих трех секунд. О которых, замечу, великий Кондрашин сокрушался всю свою последующую жизнь. «Мне до сих пор стыдно за те три секунды в Мюнхене», — признался он мне незадолго до ухода в последнем своем интервью в январе 1999 года.
Известно: любая жизнь, реальная, а не придуманная, интереснее самого интересного кино. Такие дарит порой откровения! На такие замечательные поступки может подвигнуть!.. Тот баскетбольный олимпийский финал в Мюнхене, его последние три секунды с завершающим вдохновенным восклицанием телекомментатора Нины Ереминой: «И сборная СССР становится олимпийскими чемпионами!» можно показывать хоть каждый день — и каждый день они будут вызывать восторг и гордость за страну. У всех, кто её, такую непростую и такую великую искренне любит.
Создатели картины «Движение вверх» этого, к сожалению, не поняли. Хотя, как признались, предварительно «перелопатили горы материала, отсмотрели сотни пленок». Хотели как лучше. А получилось «по Черномырдину» — как всегда.