Архивы публикаций
Август 2024 (2)
Июнь 2024 (1)
Май 2024 (1)
Апрель 2024 (1)
Февраль 2024 (1)
Октябрь 2023 (1)
09 Apr 2018, 21:47Культура

Китай — резкий поворот

Китай — резкий поворот
Си-отец (Си Чжунсюнь) выступает с речью во время гражданской войны (1946-1950) на северо-западе Китая

Какие «комиссары» в Китае, «пляшущем под капиталистическую дудку», завопят, как всегда, некоторые... люди. — Про «дудку» разговоры на Афтершоке ещё будут, а здесь попробуем разобраться с загадочными афтершоками, сотрясающими медийное пространство мира после сильнейшего землетрясения имени XIX съезда КПК и Двух Сессий.

— Тот, кого многие в Китае прочили на пост главы китайского Центробанка, им не стал. И этому очень было обрадовалось такое «уважаемое» издание, как «NYT». Радость сильно поутихла, когда стало известно, что, — впервые в истории КНР — тот, кто «не стал», отобрал у «ставшего» важнейшее кресло...

— Крепче за баранку держись, шофёр (с): Незаметная «постоянная группа» вдруг превратилась во всемогущую «Центральную Комиссию»...

Начнём разбор этих китайских бесцеремоний, — по порядку

Будни ЦБ в новых условиях. Как некоторым по усам текло, а в рот не попало

19 марта на сайте «New York Times» появилась статья под названием «Новый глава китайского ЦБ просто так же важен, как и глава ФРС».

В ней автор, некий Эсвар Прасад, превозносит И Гана, назначенного в тот же день на пост главы Народного Банка Китая:

Китай — резкий поворот

Выдержки из статьи (в вольном переводе-пересказе):

— Назначение И Гана не вызвало такой волны обсуждений в мировой прессе, как это обычно происходит при назначении главы Федрезерва. — А зря.

Ведь этот выбор так же важен для мировой экономики, как и выбор главы ФРС. И не просто потому, что Китай это вторая экономика мира, важнейший рынок для всего, — от американских самолётов и соевых бобов до немецких автомобилей. Монетарная и финансовая политика Китая оказывает влияние на весь мир.

Предыдущий глава ЦБ, Чжоу Сяочуань, провёл значительные реформы. Он освободил банки, позволив им устанавливать ставки по депозитам и ссудам на основании рыночных условий, а не по указке от властей страны, и позволил капиталам более свободно перемещаться как в Китай, так и из него. После 15 лет пребывания на этом посту, г-н Чжоу передаёт ключи от китайской экономики г-ну И, своему верному заместителю, которому на этом пути предстоит сделать ещё очень много.

В отличие от Федрезерва, ЦБ Китая не самостоятелен в своих решениях. Основные решения по политике Банка принимаются элитным комитетом правительства, после чего они должны утверждаться Председателем КНР. Но Председатель Си Цзиньпин доверяет ЦБ под руководством г-на Чжоу и предоставлял ему значительную свободу действий при установлении и реализации принципов политики в ключевых сферах экономики.

На прошлой неделе, например, правительство усилило надзорные функции ЦБ, возложив на него ответственность за составление проектов ключевых правил регулирования в банковской сфере.

И то, что г-н И сделает, имея подобную власть, отразится на ситуации во всём мире.

Китайские банки, большинство которых контролируется государством, перегружены плохими долгами, выданными госпредприятиям, многие из которых убыточны, и являются проектами влиятельных руководителей провинций.

Г-н И не может положить конец выдаче кредитов под гарантии правительства, но он может сказать банкирам, что они должны отражать эти плохие долги в своей отчётности и не беспокоиться о том, останутся их убыточные и спонсируемые государством клиенты на плаву, или нет. Вместо этого он может подтолкнуть банки к тому, чтобы они сосредоточились на выдаче кредитов частным фирмам, — и под более высокие проценты, чем это им позволено сейчас...

И сладенькое на десерт:

— Надо давать больше кредитов бизнесу в сфере услуг, что поможет увеличить занятость населения и его доходы. А так как структуру торгового баланса Китаю надо, конечно же, менять, уменьшая профицит в торговле с другими странами, — на радость торговым партнёрам — то ему надо сокращать свои избыточные мощности и больше импортировать товаров. Которые будут с удовольствием покупать разбогатевшие ширнармассы.

Что, в свою очередь, уменьшит опасность возникновении торговой войны (!!! — shed )...

Просто чувствуется, как журналюга раскатывает губу и захлебывается слюной от предвкушаемых вкуснятин, которые должны достаться Америке от политики нового руководства ЦБ КНР...

Надо отдать должное автору статьи: через недельку он губу закатал, обильную слюну сглотнул и сумел не только ей не подавиться, но и написать другую статью на ту же тему. Правда, уже не такую бравурную.

Хотя что я удивляюсь, они там сейчас все, — мастера переобувания на лету.

В общем, читаем опус очередного мастера:

— Не прошло и недели после назначения И Гана на пост главы ЦБ Китая, как руководство страны неожиданно сделало партсекретарём Банка другого человека.

Им стал Гуо Шуцин, который тоже имеет в финансовой сфере репутацию реформатора, однако у него гораздо лучшие политические связи. В течение последнего года он уже был руководителем Комиссии, осуществляющей надзор в банковской сфере, а неделю назад в состав этой Комиссии включили еще и Агентство по надзору за деятельностью страховых компаний.

Предшественник И Гана, Чжоу Сяочуань, в течение последних 16 лет совмещал посты руководителя Банка и его партсекретаря. В системе управления Китая глава банка рулит повседневной работой Банка, а за партсекретарём остаётся последнее слово при определении стратегического аспекта работы.

В нынешние времена главе Центрального банка Китая придется часто выезжать из страны для встреч с главами ЦБ других стран с целью выработки скоординированных действий. Поэтому у него останется меньше времени для участия в постоянно ведущихся в Пекине дебатах по поводу выбора наиболее эффективной политики в сфере внутренних финансов.

Поэтому активное участие в таких дебатах будет принимать партсекретарь Гао Шуцин, даже в отсутствие И Гана в стране...

Да, закатывание губы журналюге далось нелегко...

Что же происходит сейчас в мире финансов Китая? И кто такой этот Гуо Шуцин?

...26 марта на совещании руководства ЦБ страны (Народного Банка Китая) было объявлено, что уроженец Пекина И Ган будет работать в качестве главы ЦБ и заместителя партсекретаря Банка, тогда как уроженец Внутренней Монголии, Гао Шуцин, назначен на посты заместителя главы ЦБ и партсекретаря Банка.

Китай — резкий поворот
Гао Шуцин

Подобное раздвоение постов в банковской системе Китая происходит в первый раз. Также впервые один человек (61-летний Гао Шуцин, — человек Си Цзиньпина) теперь является партсекретарём сразу в двух мощных финансовых организациях страны.

Кстати, во второй, — только в марте образованной Комиссии, осуществляющей надзор в и в банковской сфере, и в сфере страхования (CBIRC) — Гао Цушин два поста спокойненько совмещает.

До появлении возглавляемой сейчас Гуо Цушином CBIRC, в Китае было четыре органа финансового надзора и регулирования:

♦ Народный Банк Китая (PBoC)

♦ Общекитайская Комиссия по надзору за банковской деятельностью (CBRC)

♦ Общекитайская Комиссия по надзору за оборотом ценных бумаг (CSRC)

♦ Общекитайская Комиссия по надзору за сферой страхования (CIRC)

И называлась эта система «Центральный Банк и три комиссии», или — «CB3C».

PBoC делает упор на монетарной политике, а три комиссии занимались надзором и регулированием деятельности в трёх соответствующих сферах финансового сектора.

Теперь, как мы видим, она преобразована в систему «Центральный Банк и две комиссии», или — «CB2C».

Си-сын за Си-отцом — в Комиссары

2 апреля 2018 года в Китае произошло незамеченное многими событие: состоялось первое заседание «Центральной Комиссии по Экономическим и Финансовым вопросам» под председательством Си Цзиньпина. Которое ознаменовало создание новой структуры управление первой-второй экономикой мира.

Комиссия эта выросла из незаметной постороннему глазу «постоянной группы в составе Центральной Ведущей Группы по Экономическим и Финансовым вопросам», и из консультационного органа превратилась в орган, принимающий конкретные решения.

Это событие укладываются в канву финальных штрихов кампании по приданию партии более значимой роли в управлении экономикой (описанное выше возвышение Гуо Шуцина из того же ряда). До этого главенствующая роль в сфере определения направления развития экономики принадлежала Госсовету.

Некоторые эксперты, вроде Чжоу Хао, экономиста из «Коммерцбанка» в Сингапуре, считают, что теперь внешнему миру будет легче понимать направление политики Китая в сфере экономики и финансов:

— Теперь мы знаем, что Си полностью контролирует ситуацию. И если он говорит, например, как сейчас, что приоритет в сфере финансов страны заключается в сокращении задолженности, то мы знаем, что Китай так и сделает...

В материале «Синьхуа» от 31 марта впервые раскрывается небольшая тайна: план Си по централизации полномочий партии по принятию решений начал потихоньку претворяться в жизнь ещё пять лет назад, — на первом заседании ближайших соратников Си, проведенном 17 апреля 2013 года...

Китай — резкий поворот
Си-сын

* * *