Выбор редакции
Лента новостей
Свет в океане туманного мрака: Россия мировой моральный ориентир
23.08
В Москве представили российский электроседан
04.08
Пётр Акопов: Запад не знает, зачем ему война с Россией
28.06
Санкции обрекают киевских путчистов на военное поражение
06.05
Геноцид - геополитический инструмент Запада
14.04
Русские войска применяют Starlink Илона Маска: хорошо, но как временное решение
11.02
Указания США на демонтаж остатков украинской государственности
01.10
Неконтролируемый обвал рождаемости в бывшей Украине
26.09
12 Apr 2018, 11:45Культура
Об эволюции, морали и эволюции морали
Я всегда знал, что среди религиозных людей бытует очень устойчивый миф, гласящий, мол без веры в бога у человека напрочь отшибает всякую мораль. Якобы без страха божественной кары и грёз о загробной благодати не остаётся желания и даже смысла проявлять сострадание, человечность и альтруизм. Если бога нет, то каждый за себя. Можно творить всё, что хочешь.
Я всегда знал, что среди религиозных людей бытует очень устойчивый миф, гласящий, мол без веры в бога у человека напрочь отшибает всякую мораль. Якобы без страха божественной кары и грёз о загробной благодати не остаётся желания и даже смысла проявлять сострадание, человечность и альтруизм. Если бога нет, то каждый за себя. Можно творить всё, что хочешь.
Немудрено, что жрецы, пастыри и другие носители интеллектуальных вирусов воспитывали своё стадо в таком духе, но я поистине удивляюсь, наталкиваясь на подобные убеждения среди атеистов. В частности Зигмунд Фрейд говорил, что хоть вера несомненно является безосновательной иллюзией, но все же широкая публика без неё может спровоцировать хаос и беззаконие. Правда позже отец психоанализа всё же добавил, что в будущем человечеству необходимо избавиться от этого явления.
Для пущей убедительности своих доводов, некоторые индивиды приплетают сюда эволюцию, пафосно заявляя: «выживает сильнейший», «эволюция — это конкуренция» и т.д.
Я, в свою очередь, утверждаю, что нравственность не происходит из религий, что мораль существует независимо от веры. Одним из ярких тому подтверждений является так называемый Шанидар I (от названия пещеры на севере Ирака). Судя по останкам, этому неандертальцу было 40-50 лет, что по их меркам довольно много. При жизни у него были сломаны кости черепа, и, вероятно потерян глаз, также отсутствовали все зубы (без них в природе обычно не живут). Его правая рука была сломана в нескольких местах, а ниже локтя и вовсе отсутствовала. Переломы костей стопы и признаки артрита указывают, что Шанидар I сильно хромал. Такой индивид не мог самостоятельно охотиться и даже жевать пищу, тем не менее довольно долго просуществовал в этом состоянии, из чего антропологи сделали вывод, что о нем заботились другие члены общины...
Примитивное понимание добра и зла присуще человеку от природы. Религии, в попытках захватить монополию на добродетель, лишь оформили в догмы понятия, которые и так присущи людям.Тут стоило бы остановиться на искажённых «пророками» нравственных нормах, но это тема для отдельного очерка.
Мне возразят как минимум двумя аргументами:
1) Откуда ты знаешь, как возникла мораль?
2) «Добро» и «зло» — понятия относительные.
Начнем с определения. Добро — всё положительное, хорошее, полезное; зло — нечто дурное, вредное.
Как видите, если сильно не философствовать, здесь все очень просто. На таком уровне не то, что люди, а даже гораздо менее развитые животные ещё соображают. Каждый млекопитающий понимает (в определённых пределах конечно) что для него полезно, а что вредно. А если нет, то природа быстро расправляется с таким неудачником.
Это значит, что первобытный человек (да даже чёртов питекантроп) понимал разницу между поступком того, кто поделился с ним ягодами, и того, кто отобрал у него ягоды. Оставалось лишь придумать названия, что предки и сделали с появлением и развитием языка. Разумеется, всё не так просто. Присущий человеку эгоизм и другие психологические механизмы систематически искажают действительность, а с усложнением и развитием взаимодействия общества хитросплетения добра и зла частично смазывались. Не обошлось и без побочных эффектов сознательной деятельности: появились суеверия и предрассудки, которые и стояли у истоков верований, но это тоже отдельная история...
Немало людей искренне верят в воспитательную функцию религий, но, к сожалению, факты говорят об обратном. Например, христиане действительно тысячелетиями говорят о сочувствии, смирении и добродетели. Но являются ли таковыми христианские сообщества в большей мере, нежели другие? Увы, отнюдь нет.
Но предполагаемое отсутствие богов, загробной жизни и «страшного суда» не означает, что можно творить любое зло, вопреки мнению верующих, некоторых персонажей Достоевского и мамкиных нигилистов в интернете.
Первая причина обусловлена эволюцией. Род «хомо» эволюционировал в условиях взаимовыгодных социальных связей, с относительной низкой внутриобщинной агрессией, по сравнению с некоторыми другими приматами, например павианами и бабуинами. У людей есть природная предрасположенность к некоторому альтруизму. Тут можно перечислять уйму примеров, но достаточно вспомнить то прекрасное чувство, которым награждает нас центр удовольствий в мозге, когда мы делаем что-нибудь хорошее.
Вторая причина заключается в том, что нам выгодно быть хорошими. Да, это так. Каждый из нас хочет максимального благоденствия для себя, но если ты сегодня не поделишься ягодами с товарищем, то завтра он не поделится с тобой. Если ты хорошо умеешь охотиться, а другой парень разделывать и готовить мясо, то вы оба выиграете от взаимной помощи, и чтобы ваш тандем нормально функционировал и процветал, вам необходимо быть добрыми друг к другу. На этих простых принципах зиждется наша цивилизация, и она могла бы быть ещё лучше, если бы мы реже поддавались негативному наследию эволюции (коего, несомненно, тоже много), а больше позитивному. И для этого есть прекрасный инструмент — разум!
Так давайте же развиваться, поднимать уровень осознанности, помогать друг другу, другими словами — быть Человечеством, а не людишками.
И передайте верующим знакомым, что если они встретят мудака-атеиста, то дело не в атеизме, а в его выборе быть мудаком.
* * *