Выбор редакции
Лента новостей
Свет в океане туманного мрака: Россия мировой моральный ориентир
23.08
В Москве представили российский электроседан
04.08
Пётр Акопов: Запад не знает, зачем ему война с Россией
28.06
Санкции обрекают киевских путчистов на военное поражение
06.05
Геноцид - геополитический инструмент Запада
14.04
Русские войска применяют Starlink Илона Маска: хорошо, но как временное решение
11.02
Указания США на демонтаж остатков украинской государственности
01.10
Неконтролируемый обвал рождаемости в бывшей Украине
26.09
25 Apr 2018, 12:46Культура
Торг уместен: Вселенский патриархат ответил на просьбу Порошенко об автокефалии
Инициатива президента и парламента Украины по созданию в стране Автокефальной православной церкви получила продолжение. После того, как 19 апреля Верховная Рада проголосовала за соответствующую инициативу Порошенко, заместитель главы Администрации президента Ростислав Павленко доставил в стамбульский квартал Фанар и передал Вселенскому патриарху Варфоломею подписанное главой государства обращение. Ответ от Священного Синода «Церкви-Матери» не заставил ждать.
«Согласно Божественных и Святых канонов, а также многовекового церковного порядка и Святой Традиции, Вселенский патриархат заинтересован в сохранении всеправославного единства и заботится о Православных церквах во всем мире, особенно о Церкви украинской православной нации, которая получила спасительную христианскую веру и святое крещение от Константинополя, — сказано в опубликованном 22 апреля 2018 года заявлении (на английском языке, это все же изложение греческого оригинала) Святого и Священного Синода Вселенского патриархата. — Таким образом, как истинная Церковь-Мать, она изучала вопросы, касающиеся церковной ситуации в Украине, как это имело место и в предыдущих заседаниях Синода, и, получив от церковных и светских деятелей, представляющих миллионы украинских православных христиан, петицию, которая требует даровании автокефалии, решила тесно общаться и координировать свои действия со своими Православными церквами-сестрами по этому вопросу».
Появится ли на Украине вторая поместная церковь
Каждая из заинтересованных сторон поняла это заявление по-своему. Так, Петр Порошенко расценил слова греческих епископов как поддержку объединительной инициативы, написав 22 апреля на своей официальной странице в Facebook: «Вселенский патриархат начинает процедуры, необходимые для предоставления автокефалии Украинской Православной Церкви. Соответствующее решение принял Святой и Священный Синод Вселенского патриархата, который накануне принял к рассмотрению обращение президента к Вселенскому патриарху Варфоломею о предоставлении Томоса об автокефалии Православной церкви в Украине, постановление Верховной Рады в его поддержку, а также соответствующие обращения иерархов украинских Православных церквей». В принципе, инициирование процесса официального обсуждения по вопросу предоставления автокефалии — действительно, первый шаг к таковой.
В Украинской православной церкви, сопротивляющейся навязыванию ей исполнительной властью объединения с неканоническими юрисдикциями, наоборот, расценили заявление из Фанара как поддержку своей позиции. Председатель Отдела внешних церковных связей УПЦ протоиерей Николай Данилевич абсолютно синхронно с заявлением Порошенко написал на своей странице в Facebook о том, что «верующие УПЦ могут быть спокойными», потому что, раз в Фанаре заявили про «всеправославное единство» и «тесное общение и координацию с Православными церквами-сестрами», то «Константинопольский патриархат, который является ответственным за общеправославное единство: 1. Не сделает ничего такого, что бы этому единству помешало, 2. Должен согласовать вопрос украинской автокефалии со всеми Поместными православными церквями».
Относительно последнего заявления в духе известной советской песни «любимый город может спать спокойно» хочется напомнить фразу из романа «Дюна» Фрэнка Герберта: «Слово «посмеет» к императору неприменимо». Уверенность в том, что «епископ Нового Рима», утверждающий вслед за своими предшественниками статус «православного папы», «должен» и «не сделает» чего-либо, выглядит несколько наивно и самоуверенно. В 1923 году Вселенский патриарх Мелетий IV без всяких обсуждений и координаций предоставил своим Томосом (указом) автокефалию Эстонской православной митрополии, отделив тем самым православных получившей независимость Эстонии от Русской православной церкви (что подтвердил в 1996 году патриарх Варфоломей, поддержав инициированный властями страны церковный раскол), в 1924 году патриарх Григорий VII — Польской православной церкви (причем на тех же основаниях, на которых требуют сейчас автокефалии для Украины — через пересмотр Томоса 1686 года о передаче Киевской митрополии Русской православной церкви). И никакие соображения о «всеправославном единстве» в этих и в других случаях (например, когда недавно Варфоломей отказывался признать избрание нового Предстоятеля Православной церкви Чешских Земель и Словакии, получившей в 1950 году автокефалию от РПЦ) никого в Фанаре не смущали. А тут вдруг «не посмеют»!
Обратим внимание хотя бы на то, что Святой и Священный Синод Вселенского патриархата в своем заявлении говорит о «петиции, полученной от церковных и светских деятелей, представляющих миллионы украинских православных христиан». Каноническая Церковь на Украине это заявление не подписывала, обращение подписали две неканонические и не признанные другими Церквами юрисдикции — Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ) и Украинская православная церковь Киевского патриархата (УПЦ КП). Но, в заявлении из Фанара они упомянуты как имеющие церковный статус, то есть являющиеся полноправными партнерами в обсуждении. И речь о Церквах, с которыми пойдет «тесное общение и координация действий» по поводу автокефалии, может идти именно о них.
Вселенский патриархат рассмотрел запрос Порошенко об автокефалии
Выступая в июле 2008 года в Киеве на юбилейных торжествах, посвященных Крещению Киевской Руси, приглашенный президентом Виктором Ющенко патриарх Варфоломей прямо намекнул на неканоничность передачи Киевской митрополии РПЦ: «После аннексии Украины Россией и под давлением Петра, Вселенский патриарх Дионисий IV рассудил, что при тогдашних обстоятельствах стало необходимым церковное подчинение Украинской Церкви Московскому Патриархату (1687), чтобы не преумножать бед набожного украинского народа и чтобы он был под православным политическим проводом — хотя украинская иерархия сильно и единодушно противилась этому решению, решению, которое равнялось нанесению явного вреда каноническим правам Церкви-Матери». Тогда же, как рассказал журналистам четыре года спустя неканонический патриарх Киевский Филарет (Денисенко), в ответ на просьбы Ющенко о признании Киевского патриархата Варфоломей предложил УАПЦ и УПЦ КП войти в юрисдикцию Вселенского патриархата на правах автономии, что честолюбивый Денисенко счел оскорблением для себя.
С другой стороны, официально УАПЦ и УПЦ КП никто «Церквами-сестрами» не называл, а анонимные источники из Вселенского патриархата уже сообщили вечером 22 апреля РИА Новости о том, что по вопросу автокефалии для Украины будет созван внеочередной собор (который в сообщении называется «синодом», что и переводится с греческом как «собор»), всех Православных церквей, и, «поскольку на синоде будут и патриарх Кирилл, и другие дружески расположенные к Москве церкви, какого-либо решения о приемлемости предоставления автокефалии Украинской церкви не может быть».
Как видим, из Фанара одновременно заверяют в своей поддержке все стороны конфликта. Это типичный «византийский стиль», о котором еще в русских летописях говорилось по поводу прибывшего из Константинополя епископе: «Был он льстив, потому что был он грек». Слово «льстив» на тогдашнем русском языке имело значение «лжив».
Вполне вероятно, что ни в Администрации Порошенко и Верховной Раде, ни в УПЦ с Новинским такого рода позицию Фанара не понимают, считая ее однозначной в поддержку кого-то из них. Между тем, в традициях Римской империи, последним осколком восточной части которой (даже с двуглавым орлом на гербе) и является Вселенский патриархат, было принято искусно манипулировать «варварами» для реализации собственных интересов.
«Порошенко нужно получить автокефалию до выборов, а Фанару — подвесить ситуацию и стать в ней главным решателем вопросов, за которым все будут бегать и перед которым будут заискивать, — считает председатель в 2009 — 2015 годах Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Московского патриархата протоиерей Всеволод Чаплин, в 1990 — 2000-е годы работавший в Отделе внешних церковных связей РПЦ и много общавшийся с представителями Вселенского патриархата и их церковными партнерами за рубежом. — За этим может стоять и банальный материальный интерес, о чем недавно впервые открыто рассказали некоторые люди».
Кстати, давно уже известно и то, что автокефалия Польской православной церкви была предоставлена Вселенским патриархатом за круглую сумму в 12 тысяч фунтов стерлингов. Правительство Польши было удивлено таким счетом, на что министр иностранных дел Александр Скшиньский сообщил коллегам: «В подобных случаях Фанар берет больше».
Вообще же, отмечает Чаплин, «"коммуницировать и координироваться с сестринскими Православными Церквами"« можно годами». Во Вселенском патриархате в этом большие мастера, особенно учитывая, что оригинальные и имеющие силу документы издаются только на греческом, а подписантам из «Церквей-сестер» предлагают для ознакомления переводы, которые часто несколько искажают смысл в нужную сторону.
«При этом вопрос о том, кто полномочен предоставлять автокефалию, в православном мире так и не решен. Требуется консенсус всех Церквей или достаточно будет большинства? В нынешней довольно искусственной системе 14/15 Автокефальных церквей Фанар такое большинство способен обеспечить. К тому же в Синодальном заявлении он называет себя «истинной Церковью-Матерью» Украины, то есть намекает на то, что может предоставить автокефалию и сам. В общем, вопреки энтузиазму Порошенко, «патриархат невидимой империи» продолжает свою обычную вязкую и неопределенную игру, — констатирует Чаплин. — Если кто и может ее ускорить, так это не Порошенко, а американские спонсоры Фанара (такого, учитывая нынешнее состояние отношений Россия-США, тоже исключать не стоит)».
Владислав Мальцев
* * *