Выбор редакции
Лента новостей
Свет в океане туманного мрака: Россия мировой моральный ориентир
23.08
В Москве представили российский электроседан
04.08
Пётр Акопов: Запад не знает, зачем ему война с Россией
28.06
Санкции обрекают киевских путчистов на военное поражение
06.05
Геноцид - геополитический инструмент Запада
14.04
Русские войска применяют Starlink Илона Маска: хорошо, но как временное решение
11.02
Указания США на демонтаж остатков украинской государственности
01.10
Неконтролируемый обвал рождаемости в бывшей Украине
26.09
03 Aug 2018, 08:44Культура
Русские старообрядцы. Кто они?
На сегодняшний день здесь насчитывается около 15 000 русских старообрядцев, предки которых, спасаясь от гонений, около трёхсот лет назад перебрались на спокойные берега Чудского озера. Уже к концу XVIII века вдоль западного берега протянулась цепочка русских деревень: Чёрная (Муствеэ), Раюши (Рая), Кикита (Кюкита), Красные Горы (Калласте), Большие и Малые Кольки (Колькя), Казепель (Казепя) и Воронья (Варнья).
После церковной реформы, когда староверы были объявлены царским указом вне закона, многие из них нашли своё место под солнцем именно здесь, в Причудье. Они построили молельные дома, раскопали грядки на болотистых садовых участках и зажили бок о бок с эстонцами в мире и согласии.
Сегодня практически все местные русские свободно владеют эстонским языком и порой даже не отдают себе отчёта, на каком языке в данный момент они разговаривают. В говоре жителей Причудья появилось немало заимствований из эстонского, например кельма, — это мастерок, варуши — крестины...
В 1998 году, с целью возрождения и развития русской самобытной культуры было основано Общество культуры староверов Эстонии, главным подвижником которого является Павел Варунин.
По его словам, сильнее прежних гонений оказался демографический удар и что сегодня главная проблема староверов — это следующее поколение, которое бы сохранило традиции предков.
«Местное население стареет, а молодёжь разъезжается, ассимилируясь в новом мире и обществе. Наставники — люди, как правило, преклонного возраста, но в некоторых моленных даже их нет. Порой их роль исполняют и служат – женщины».
Варунин рассказывает, что история местных русских староверов, живущих довольно замкнутой, но духовно богатой жизнью, насчитывает более 350 лет. Консервативный уклад уже давно размыт, но многие традиции они стараются соблюдать.
Сегодня, как и в былые времена, староверы выращивают причудский или, как его ещё называют, «золотистый русский» лук и цикорий, ловят, как и местные, рыбу. К сожалению, с недавнего времени ловить рыбу в Чудском озере разрешается только на расстоянии 12 километров от эстонского берега, да и рынки сбыта, с закрытием границ, значительно сократились.
Как и многие эстонские деревни, старообрядческие селения ухожены и благополучны, причём, — чем дальше от «цивилизации», тем дома аккуратнее и чище, сады ухоженнее, а луковые грядки — выше.
Одно из древнейших русских поселений в Причудье — деревня Воронья. По письменным источникам известно, что уже в 1785 году здесь была моленная. А в 1820 годах местный наставник Иван Никитин считался старшим среди староверов всего Причудья.
Деревня Чёрная или Чёрный посад — так раньше назывался город Муствеэ, расположенный на пологом песчаном берегу Чудского озера, на бывшем дне озера. Сегодня в этом меленьком и очень ухоженном городке с населением всего в 1200 человек, по сравнению с другими эстонскими городами, на жителей приходится больше всего церквей — целых пять.
Первые упоминания об этом месте встречаются ещё в источниках 1493 года. Известно также, что первую моленную в Чёрной построил купец Иоаким Горюшкин в 1802 году. Примерно в 150 метрах от воды стоит староверческий храм во имя Святой Троицы, Введения Пресвятой Богородицы и Святителя Николы, построенный и освящённый в 1930 году. Это самый большой храм в Эстонии, где в 1988 году состоялось торжественное богослужение староверов Эстонии в честь 1000-летия крещения Руси.
Главной улицей и основным путём передвижения в Муствеэ является шоссе Тарту-Нарва, от которого отходят Петроградская и Псковская улицы, а одной из главных достопримечательностей является Краеведческий музей, рассказывающий о быте и укладе жизни староверов.
Здесь можно узнать много интересных и неизвестных фактов: в коллекции есть самовары, утюги, одежда староверов, предметы быта, мебель и рыболовные снасти.
Наибольший интерес вызывают прекрасно сохранившиеся образцы рукописных книг, особенно певческих. Искусство крюкового письма — древнерусского знамённого роспева, которое практиковалось староверами, сегодня практически утрачено. И эти сохранившиеся своеобразные нотные записи церковных песнопений, — большая ценность.
Надо сказать, что книги в жизни староверов — это нечто основополагающее. Они долго были единственным источником образования и были настолько же важны, как и иконы.
Большое значение отводилось у них и обустройству быта. Кровати были узкие и короткие, с большим количеством расшитых подушек. Оказывается, что спать староверы предпочитали полусидя, приговаривая: «в гробу как следует вытянемся...». А гора подушек свидетельствовала о зажиточности семьи.
В каждом доме имелось, по меньшей мере, по три смены домотканых половиков, кружевных скатертей и покрывал. Белоснежные и хрустящие, они красноречиво говорили о чистоплотности хозяек. Было время, когда каждый пил из собственной «чистой» чашки, а гостям чай наливали в гостевые. Если подавали стакан, то считалось, — гостям тут не больно таки рады.
Вообще, раньше в отношении посуды у староверов было всё строго. По описаниям «из своей посуды они никогда не накормят, не напоят, а если кто просил пить, то после него посуду выбрасывали или очищали от нечистоты. Глиняную посуду, которой пользовались чужие, они калили, а деревянную выбрасывали...».
Головы женщин, что отправлялись каждое воскресенье в моленную, были обязательно покрыты платками, причём платок не завязывали узлом под подбородком, а закалывали булавкой. В моленной мужчины всегда стоят справа, женщины — слева, а дети — посерединке. При молении у каждого старообрядца должна была быть лестовка и подручник. Для старообрядцев обязательным перед молитвой было умывание, — они свято верят в очистительную силу воды.
Недалеко от Муствеэ находятся также деревня Раюши со Свято-Никольским храмом федосеевского толка и Малые и Большие Кольки, известные своими староверскими общинами с середины 18 века.
В 2000 году именно в Большие Кольки был открыт первый в Эстонии музей староверов, — Гостевой Центр Причудья, экспонаты для которого собирали всей деревней. Расположенный в старинном здании XIX века, в нём сохраняется атмосфера и уют жилища тех лет.
В подвальном помещении находится музей цикория, где до сих пор можно увидеть сушильную печь 1893 года и ознакомиться с процессом заготовки. А на чердаке сегодня проводятся увлекательнейшие мастер-классы, например, по набиванию тканей.
В настоящее время организация причудских староверов является членом Европейского «Бюро языков национальных меньшинств в Эстонии» (EBLUL) и активно поддерживает связь с российскими общинами.
* * *