Выбор редакции
Лента новостей
Свет в океане туманного мрака: Россия мировой моральный ориентир
23.08
В Москве представили российский электроседан
04.08
Пётр Акопов: Запад не знает, зачем ему война с Россией
28.06
Санкции обрекают киевских путчистов на военное поражение
06.05
Геноцид - геополитический инструмент Запада
14.04
Русские войска применяют Starlink Илона Маска: хорошо, но как временное решение
11.02
Указания США на демонтаж остатков украинской государственности
01.10
Неконтролируемый обвал рождаемости в бывшей Украине
26.09
03 Aug 2018, 17:52Культура
Мост решает: крымские отельеры оценивают сезон
Половина сезона 2018 года уже позади. И можно констатировать: этот год более удачный, чем прошлый, говорят крымские отельеры. У многих места забронированы до конца августа, и даже местных, например, симферопольцев, привыкших выезжать к морю на 2-3 дня на выходные, негде разместить — все забито. Но это, безусловно, зависит от региона, ценовой политики и маркетинговой работы самого отеля. Есть и те, кто до сих пор не знает, где он бродит, этот мифический турист?
Спонтанные и платежеспособные
Портрет туриста изменился, говорит председатель Ассоциации малых отелей Крыма Наталья Пархоменко. По крайней мере по тем наблюдениям, которые она делает, управляя малым отелем в Севастополе. «Снова поехал тот турист, который в Крыму в первый раз, — говорит Наталья. — Который пытается за неделю-две объять весь Крым. На два-три они останавливаются в одном отеле, потом переезжают в другой».
Таких туристов Наталья называет спонтанными. Они ничего заранее не планируют, бронируют отели за день до выезда. Могут позвонить: «Мы сейчас в Судаке, вечером будем у вас», и им срочно нужно искать номера. С одной стороны это неудобно, особенно для тех отельеров, которые привыкли работать с «'пляжниками'« — гостями, бронирующими номер у моря сразу на две-три недели. С другой — дает новый бесценный опыт.
«Турист пошел любопытный, — делится наблюдениями Пархоменко. — Они хоть и в первый раз в Крыму, но уже кое-что почитали, и им нужны не только популярные места, но и какие-то изюминки. Приходится советовать, куда поехать. Я обычно предлагаю небанальные места, которые не каждый крымчанин знает. Например, Марсианское озеро в Скалистом — бывший карьер. Или Ойбурское озеро между Штормовым и Поповкой — рапное озеро с лечебной черной грязью и голубой глиной».
И здесь важно, отмечает Пархоменко, чтобы каждый представитель отрасли знал что-то интересное не только про свой, но и про соседний регион. «В Севастополе мы должны рассказывать про Горный Крым и западное побережье, в Евпатории нужно активнее рекламировать ЮБК и восток. Чтобы туристы имели более широкое преставление о Крыме и понимали: за одну неделю все посмотреть — нереально, так разнообразен наш полуостров. Придется возвращаться», — улыбается Наталья.
Сейчас среди клиентов Натальи только 15% постоянных, бронирующих из года в год. Остальные — «новенькие», причем помолодевшие. Если раньше в ее отеле средней ценовой категории жили в основном люди среднего возраста, то теперь молодежь — 20-25 лет.
«Турист в этом году в целом более платежеспособный, — констатирует Наталья. — Приехали те, кто хочет покушать много и вкусно, съездить на интересную экскурсию, покататься на яхте, полетать, понырять. Появились те, кто заказывает курсы обучения дайвингу, обучения плаванию детей — таких туристов в последние 4 года я вообще не помню».
Снова едут и такие, кто не был в Крыму 30 лет — со времен Союза. Причем многие приезжают не просто на отдых — ищут друзей, родных, первую любовь. «И тут администратор отеля должен работать не хуже справочного бюро, — смеется Наталья. — У меня был запрос: «Помогите найти Галю, 1954 года рождения, которая работала балериной в городском театре». Представляете? И я нашла. Правда, не Галю, а ее мужа, уже третьего. Восстанавливаются родственные связи. Это же прекрасно!»
До середины августа у Натальи все забронировано, хотя ее отель — не самый дешевый: ночь в сезон стоит от 4 до 5 тыс рублей. «Играют роль высокие даты, — поясняет она. — У нас в городе такая дата — День флота. Уже за две недели найти номер в городе было нереально».
В этом году Наталья также отметила массовый приток туристов из Казахстана, приезжающих на своих машинах. «В прошлом году они приезжали на разведку, в этом — вернулись уже с семьями, — рассказывает она. — И вообще неожиданных возвратов стало больше. Приехали в мае, потом еще раз в июне, сейчас вот на август бронируют с семьями — и все у нас, в одном и том же отеле, в одном и том же Севастополе».
Появились и другие любопытные гости — командировочные. Если раньше они жили в основном в центре Севастополя, то сейчас выбирают отели на периферии, которые за ту же цену предложат не просто койку, но и отдых с развлечениями. «Люди хотят не только работать, но и ходить на пляж, загорать у бассейна, посидеть в сауне, — говорит Наталья. — У нас сейчас живет компания таких уже три месяца. Показательно, что они при этом еще и платежеспособны. Значит, в город заходят серьезные компании».
«Раньше отдыхать в Крыму было стыдно, теперь престижно»
У Полины, хозяйки небольшого отеля в Новофедоровке, работающего первый год, другие наблюдения. К ней едут в основном люди экономные.
«Наш объект рассчитан на семейный отдых, — рассказывает хозяйка. — Мы делали кухню, думая, что, как и мы сами когда-то, готовить себе будет 15% гостей. Остальные будут питаться где-то за пределами гостевого дома. Но сейчас я вижу: все наши гости готовят сами. Люди стараются бюджетно отдохнуть».
Спонтанные туристы к Полине не попадают — до конца августа все номера забронированы, селить некуда. В основном на отдых едут с материка, из Сибири, сразу на 2-3 недели. Большинство едут просто за пляжным отдыхом, и только треть интересуется экскурсиями. Посещают в основном must-see места: Ялту, Севастополь, Ласточкино гнездо.
Полина согласна: в этом году едут в основном перворазники. В Крыму они еще не были и долго не решались из-за негативных отзывов. «В 2014-2015 приехала первая волна, люди посмотрели, попробовали и не вернулись: «'Ой, там все плохо'«, — говорит Полина. — А теперь вторая волна пошла. Причем интерес к Крыму повысился. Раньше скажешь, что едешь в Крым, все сразу: «'Фу!'« Массу негативных отзывов слышишь. А теперь поддержка есть: «'О, Крым, круто!''«.
Полина считает, что во многом ее гостей увлекает личный пример отельера. «Мы сами из Сибири, — говорит женщина. — Раньше ездили в Крым на отдых, теперь сами открыли отель. И разговаривая с нами, слыша наши отзывы, люди верят нам и тоже едут в Крым. Пока недовольных не было, все уезжают исключительно с хорошими впечатлениями».
70% гостей Полины добираются в Крым на автомобиле по новому мосту, 25% — самолетом, и только 5 — на поезде по единому билету. В этом смысле мост, конечно, решает.
В целом в Западном Крыму относительно безлюдно. Пляжи пустые, номер на троих в недорогом объекте размещения можно снять за 1000 рублей в сутки. Питание и развлечения, наоборот, дороже, чем в людном Восточном Крыму — за сезон местные пытаются отбить вложенное и хоть немного заработать на зиму.
«Цены взлетели в три раза, люди спят на улицах»
В Судаке и Коктебеле — аншлаг. Местные отельеры говорят, что такого сезона не было с конца 80-х. Все забито под завязку, люди спят даже на улицах, в машинах. Правда, сараи, как в советские времена, никто не снимает — и запросы уже не те, и «дом на колесах» у большинства с собой.
В этой ситуации отели, работающие на раннем бронировании, проиграли тем, кто сдает комнаты здесь и сейчас. Если зимой гости бронировали номер за 1.5 тыс на первой линии у моря, то сейчас самое простое размещение может стоить от 3 до 5 тыс — и это не предел.
«Снова приходится слышать об ужасных ситуациях, когда гости приезжают, но им в заселении отказывают, потому что кто-то дал за их забронированный номер в три раза больше», — говорит Наталья, хозяйка хостела в Судаке.
Если раньше в Судак ехала в основном молодежь, то теперь — преимущественно семьи с детьми. Многие развлекательные заведения, которые раньше крутили программы для взрослых, теперь перепрофилировались на детскую анимацию.
Портрет бронирования тоже изменился, говорит Наталья. В прошлые годы в хостеле останавливались гости, приехавшие в Судак на день-два. Теперь задерживаются на несколько недель.
Платежеспособного туриста в Восточном Крыму тоже нет, в основном едут в расчете на бюджетный отдых, говорит Наталья, отмечая, что это наблюдение может быть связано с классом объекта. Все-таки у нее хостел, а не отель три звезды.
«К покрывалам и полотенцам я уже привыкла, но картины...»
Хозяйка небольшого гостевого дома в Форосе Елизавета говорит, что на ЮБК сезон тоже удачный. Цены на жилье в поселке поднялись впервые за 4 года. Сейчас аренда квартиры в Форосе обойдется минимум в 3 тысячи рублей в сутки.
Сама Елизавета утверждает, что свои цены не поднимала уже года три. Кроме того, она делает скидки своим постоянным клиентам от цены на сайте. Поэтому ездят к ней одни и те же люди — уже много лет. Но попадаются и «залетные» — путешествующие по ЮБК и останавливающиеся проездом.
«Туристы пошли прижимистые, — говорит Елизавета. — Не хотят платить. А еще — я раньше с таким вообще не встречалась — забирают из номеров все: полотенца, покрывала. В этом году сняли со стен и увезли картины! Я конечно сама виновата, привыкла ничего не запирать, доверять, номера не проверять, но такого даже представить не могла».
Елизавета эмоционально рассказывает о вороватых гостях, но вдруг просит об этом не писать: «Понимаете, это единицы на фоне общего потока, не стоит даже внимания обращать. А в основном наши гости очень хорошие».
Едут в Форос за пляжным отдыхом, за горными прогулками, но есть и такие, отмечает Елизавета, кто снимает номер на ЮБК, чтобы подыскать себе квартиру или участочек земли поближе к морю.
Хозяйка сетует, что заработки за последние годы сильно упали. «Думаю, таких денежных потоков, как пять лет назад, в Крыму никогда уже не будет, — говорит она. — Я имею в виду в долларовом эквиваленте. Курс изменился, цены выросли, а наши расценки — нет. Приходится большую часть того, что выручили, обратно вкладывать. В этом году, например, обновили матрасы, наматрасники, кое-что еще по мелочи. Обновляемся, а как по-другому?»
Гостевой дом Елизаветы работает в ее собственном доме. Она сдает меблированные комнаты с отдельной кухней. Платит налог по декларации. «У меня нет ИП, — объясняет хозяйка. — И таких, как я, кто сдает жилье, но не открывает предприятие, в Форосе много. Мы бы хотели, чтобы власти продумали для нас какой-то сезонный патент, как было при Украине, когда мы платили за кварталы, когда идет сезон».
Что не нравится туристам в Крыму?
Сервис в Крыму за последние три года подтянулся, говорят сами отельеры. «К нам в Севастополь приезжают из других отелей, например, из Судака или ЮБК, и рассказывают, что там им все понравилось, — говорит председатель АСМОК Наталья Пархоменко. — И это — уже показатель. За последние три сезона отельеры подтянулись, стали думать о гостях, а не о собственной выгоде. Но, к сожалению, не все помнят, что один хороший отзыв даст плюс 10 гостей, один плохой — минус 100. А один обманутый — минус 200».
Ей вторит и Полина из Новофедоровки. «Люди хотят качества, а качества нет, — говорит женщина. — Мои гости забронировали отель на неделю в Севастополе, поехали и звонят: «'Можно мы к вам вернемся?'« Оказалось, то, что они видели на фото, совершенно не совпадает с реальностью, а цены явно завышены».
Обманывают туристов и в глобальных вещах, например, могут соврать, что на пляже галька или песок, когда на самом деле там — лишь огромные валуны.
Но кроме высоких цен на размещение и питание, гостей разочаровывают мелочи, к которым сами крымчане, кажется, уже привыкли. Главные жалобы этого сезона — на мобильную связь, говорит Пархоменко. Из-за плохого качества связи люди не могут пользоваться навигацией — «Яндекс глючит».
Вторыми в рейтинге раздражения стали пробки. Причем не только на трассе из Керчи, где сейчас ударными темпами строят «Тавриду», но и в городах. «У нас в Судаке путь от хостела до автовокзала на машине со всеми светофорами занимает 5 минут, — говорит Наталья из Судака. — А сейчас мы едем все 30». Наталья считает, что местным властям пора задуматься над тем, чтобы разгрузить дороги в светлое время суток. «Нужно сделать как в Испании, где все оптовые базы работают по ночам, — говорит Полина. — Мы бы и сами закупали все необходимое ночью, и доставка продуктов работала бы ночью, когда это не мешает туристам».
Пробки на трассе под Феодосией пока вне конкуренции. Из-за 50-километрового участка пути, который приходится преодолевать в течение 5-6 часов, многие до пункта назначения не доезжают, оседают по дороге — в Феодосии или том же Коктебеле. Керчь, город, стоящий на двух морях, переживает небывалый подъем. Здесь по-прежнему нет особой инфраструктуры, но люди уже едут, так как добираться в более развитые туристические регионы Западного Крыма у них сил нет.
«С нетерпением ждем «Тавриду», — говорит Пархоменко, — потому что ехать от моста до Севастополя 9 часов по пробкам — это никуда не годится».
«Да еще и с такой навигацией, — добавляет Наталья из Судака. — Несмотря на то, что у туристов карта перед глазами, они почему-то не знают, что Феодосия находится между Керчью и Судаком. И думают, что ехать в Судак надо непременно через Алушту».
Наталья считает, что это связано с низким уровнем информированности населения. «Туристы едут неподготовленными, — говорит она. — Я всегда считала, что нашему человеку нужно объяснять все просто и доходчиво: не писать огромные простыни текстов, а давать картинку и пару поясняющих предложений».
Вопрос создания единого портала, где вся информация о Крыме будет структурирована, давно назрел, считает председатель АСМОК Наталья Пархоменко. Но пока все попытки местных властей создать такой сайт или приложение, к видимым успехам не приводят.
«Люди попросту не знают, где искать информацию, — говорит Пархоменко. — На всех сайтах одни и те же дворцы, парки, развалины. А у нас кроме Херсонеса есть тот же Беляус — кто об этом знает? Если никогда не слышал, то и не найдешь. Даже такие локальные истории, вроде Казачки, вызывают бурный восторг. Я рассказываю свои гостям про 35-ю батарею, про Херсонесский маяк, про улицу Людмилы Бобковой, первой в мире и единственной женщины капитана дальнего плавания — туристы слушают с удовольствием. Нужно раскрыть им Крым, чтобы он был не только курортом, но и местом с интересными историческими привязками».
Кроме того, считает Наталья Пархоменко. Крыму нужно вернуть его вкус — тот, что многие помнят еще со времен СССР. А для этого нужна карта вкусного Крыма с его частными сыроварнями, винодельнями, садами. «Люди сейчас уже не понимают, что такое сезон, — сетует она. — Не знают, когда в Крыму растет черешня, персики, грунтовые томаты. Жалуются мне, что помидоры невкусные. А я им говорю: «'Милые мои, так это привозные — такие же, как у вас на материке'«. Приезжая в Крым, турист должен получать адекватную информацию о местных продуктах — это тоже фишка региона, невероятно привлекательная».
По словам отельеров, отсутствие в Крыму материковых банков туристов уже не удивляет. Даже тех, что едут впервые в жизни. «Обычно они переспрашивают почему так, — говорит Полина из Новофедоровки, — но относятся к этому, как к досадному, но вынужденному неудобству. Просто заранее узнают, сколько им нужно наличных, цены».
Наталья Пархоменко уверена, что неудобства с наличкой могли бы редуцировать сами крымские бизнесмены. «Наши туристы, как дети, радуются терминалу, — улыбается она. — Потому что в большинстве малых отелей в Крыму терминалов пока нет. Наши отельеры слишком прижимистые, не хотят отдавать процент банку. Но пора бы уже подумать об удобстве гостя, а не о своих копейках! Скрывать налоги не надо. Хотите, чтобы Крым развивался? Платите в казну».
Еще туристы жалуются на мусор. «У нас в Судаке, — говорит владелица хостела Наталья, — мусорные площадки стоят переполненные. Пока чисто визуально видно, что мусор с них вывозят вовремя, но сил на то, чтобы помыть баки, урны и контейнерные площадки, у городских служб, видимо, не хватает. В итоге они распространяют вокруг себя зловоние».
Полина из Новофедоровки сокрушается по поводу чистоты пляжей: берега вокруг лечебных озер в Евпатории и Саках загажены, мусор не собирается и не вывозится. «Мы удивляемся этому, ведь собрать и вывезти — это не так затратно для властей, но людей в регион привлечет. Мы сейчас думаем, возможно, сами этим займемся», — говорит женщина.
Еще одна проблема для всех курортных городов — отсутствие бесплатных общественных туалетов. А те платные, что есть, круглосуточно не работают. «Многие вечером гуляют по набережной, пьют пиво, а в туалет пойти некуда, — говорит Наталья, хозяйка хостела в Судаке. — Те, что работают на Кипарисовой аллее, закрываются в 10 вечера. Поэтому утром над пляжем распространяется отчетливый запах мочи. Раньше людей было меньше, это было не так заметно, а сейчас народу столько, сколько было, пожалуй, только в 80-х».
Без поддержки государства проблемы не решить
В следующем году, после сдачи железнодорожной нитки моста, поток еще возрастет. Правда, сетуют отельеры, цены на ж/д билеты совсем не радуют — на самолете временами дешевле.
В последнее время цены на авиа немного подвинулись по сравнению с прошлым годом, видимо, из-за открытия моста, многим перелет в сезон все равно не по карману. Хотя интерес есть, и у многих — именно к новому терминалу в Симферополе. Есть даже такая категория туристов, которые готовы прилететь в Крым на день-два, чтобы увидеть чудо корейских архитекторов.
И на Крымский мост экскурсии невероятно популярны. Но не все, кто хочет увидеть сухопутный путь через Керченский пролив, могут себе это позволить. Поэтому, отмечают владельцы отелей, все больше людей едет в Крым через BlaBlaCar или подобные сервисы по поиску попутчиков. «Судите сами: самый дешевый билет на автобус из Краснодара стоит 1,5 тыс, — говорит Наталья из Судака. — А на BlaBlaCar можно договориться с водителем за 1000 рублей и приехать на иномарке с кондиционером. Это прекрасно, что люди объединяются и помогают друг другу сэкономить. Но хорошо бы было, если бы государство и частные компании тоже задумались и сделали цены на билеты доступными».
В целом турист поехал более подготовленный, отмечают отельеры. Недовольных ворчунов почти нет, все оценивают Крым адекватно. Не ждут от него турецкого комфорта или азиатской экзотики, а относятся как к своему, родному региону, где обязательно нужно побывать хотя бы раз в жизни. Но для того, чтобы турист вернулся, нужно еще очень и очень много работать, вкладывать и в инфраструктуру, в информационную поддержку, в развитие.
«Хотелось бы, чтобы нас поддерживало государство, — говорит Полина из Новофедоровки. — Чтобы власти способствовали выходу бизнеса из тени, обучению отельеров, открыли школу гостеприимства». В 2019 году закончится мораторий на проверки, и есть опасение, что отельеров начнут давить, говорят наши собеседники. А нужно, наоборот, помогать и прислушиваться к советам работников отрасли, потому что решить проблему с теми же туалетами или пробками отельеры, как бы ни старались, своими силами не смогут.
* * *