Архивы публикаций
Август 2024 (2)
Июнь 2024 (1)
Май 2024 (1)
Апрель 2024 (1)
Февраль 2024 (1)
Октябрь 2023 (1)
14 Jan 2019, 21:29Культура

Главной жертвой новых «Приключений Чиполлино» может стать классовая составляющая

Главной жертвой новых «Приключений Чиполлино» может стать классовая составляющая

«Союзмультфильм» готовится создать мультсериал «Приключения Чиполлино», основанный на одноименном советском мультфильме 1961-го года и на знаменитой книге итальянского писателя — коммуниста Джанни Родари.

Идея прекрасная, но каким будет воплощение? Это вызывает некоторую обеспокоенность. Дело в том, что когда мы делали фильм «Последний звонок», то с удивлением узнали, что из текста «Чиполлино» изымается классовая составляющая — как из самих книг Джанни Родари, так и из выдержек, которые публиковались в учебниках. Нам учителя на это жаловались. Поэтому будет очень интересно посмотреть, как удастся «Союзмультфильму» разрешить это противоречие.

К сожалению, современная отечественная мультипликация не балует примерами удачной работы с классиками, зачастую они визуально и по содержанию являются убогими попытками подражать западным образцам. Новому мультфильму придется соперничать с известным советским мультфильмом, музыку к которому писал сам Хачатурян.

Многие в России давно обратили внимание, что два самых актуальных писателя сегодня — это Джанни Родари и Николай Носов, потому что все, что и у того, и у другого описывается, сегодня нас окружает в повседневной реальности. Поэтому интересно, как создатели мультфильма будут пытаться обойти суть сказки — ведь как представить синьора Помидора или принца Лимона так, чтобы в них не угадывались существующие сегодня реально «сеньоры помидоры» и «принцы лимоны»?

Но я не хотел бы заранее желать неуспеха этому проекту. Задача непростая. Провалиться легко, удостоиться какой-нибудь уничижительной критики легко, а вот что-нибудь серьезное сделать на фоне всего, что происходит, — сложно.

Родари — замечательный детский писатель, который, как и любой коммунистический автор, работающий для детей, проповедовал вечные идеалы добра, справедливости, честности, равенства. Но в то же время он с самого начала объяснял детям, как и многие другие авторы, что за справедливость приходится бороться, она не дается просто так. Поэтому трудно представить что-нибудь более актуальное и злободневное сегодня, дети это видят с младенчества. Как вступают в жизнь — так и видят все, что мы обсуждаем сейчас.

Кто бы мог подумать, что сюжеты Джанни Родари войдут в нашу жизнь и станут настолько актуальными. Ведь когда советские дети знакомились с этими сюжетами, они казались им все-таки чем-то отвлеченным. Ну не было перед глазами никаких злобных эксплуататоров, никаких графов, сыщиков, взымателей налогов «за воздух» или «за снег» — ничего этого не было. А вот внукам и детям этого последнего советского поколения пришлось уже полностью погрузиться в «мир Чиполлино». Поэтому создателям мультфильма нужно понимать, что Джанни Родари — это социальная сатира.

Сегодня все наши фигляры, все скоморохи шутят по абстрактным поводам. Они сути происходящего не касаются и потому ничем не рискуют. По большому счету, исчез такой жанр, как политическая сатира. Потому что все эти шуты и юмористы находятся на содержании того самого класса, который они и должны бы высмеивать. Сегодня мало желающих кусать руку кормящего. Никто из них не указывает на корень проблемы, на суть происходящего, не бьет в цель — это все «хлопушки», в отличие от Джанни Родари, у которого гораздо короче произведения, но они попадают прямо в мишень. Каждый понимает, что за, казалось бы, детскими кукольными сюжетами скрывается вполне серьезное содержание и беспощадная критика установившихся порядков.

Вспомнить хотя бы его стихотворение «Чем пахнут ремесла», из него все совершенно ясно и для ребенка. Там прямо говорится:

«Сколько ни душится
Лодырь богатый,
Очень неважно
Он пахнет, ребята!»

Поэтому нам долго еще, видимо, ждать настоящей социально ответственной сатиры, а мультипликаторам можно пожелать только успехов. Надеюсь, что-нибудь у них получится, и это не будет издевательством над памятью о любимом писателе советских детей.

Журналист, автор проекта «Последний звонок» Константин Семин специально для Накануне.RU

* * *