Выбор редакции
Лента новостей
Свет в океане туманного мрака: Россия мировой моральный ориентир
23.08
В Москве представили российский электроседан
04.08
Пётр Акопов: Запад не знает, зачем ему война с Россией
28.06
Санкции обрекают киевских путчистов на военное поражение
06.05
Геноцид - геополитический инструмент Запада
14.04
Русские войска применяют Starlink Илона Маска: хорошо, но как временное решение
11.02
Указания США на демонтаж остатков украинской государственности
01.10
Неконтролируемый обвал рождаемости в бывшей Украине
26.09
16 Apr 2019, 13:42Культура
Илья Рясной. Кинофантастика. Программирование будущего и несбывшиеся чаяния
Я принадлежу к поколению, которое в детстве видело в теленовостях первые взлетающие космические корабли, с восторгом взирало на неодолимую поступь прогресса — атомные ледоколы, новые сверхзвуковые самолёты, побивающие рекорды скорости и высоты. Каждый день появлялось что-то новое, наука проникала всё глубже в неизведанные бездны. И мы по наивности считали, что так будет всегда. Мы были одержимы будущим, которое рождается уже сегодня. Поэтому самым любимым жанром у большинства из нас была фантастика. Мы считали, что это такое описание будничной реальности, просто немножко опережающей наше время. Но до неё совсем недалеко. Рукой подать.
Поскольку самым важным искусством является кино — как прозорливо писал вождь мирового пролетариата, каждый новый фантастический фильм был для нас откровением. Мы их ждали. Листали журналы «Экран» и «Искусство кино», где были расписаны планы киностудий. Каждый фильм был для нас, мальчишек зари космической эры, откровением, открытием. Когда же выйдет «Через тернии к звёздам»? Когда можно будет сходить на вторую часть «Москвы Кассиопеи»? Притом одержимы были практически все.
Именно наши ребята, воодушевлённые на глазах происходящими изменениями мира, подстёгнутые хорошими фильмами и книгами, не уставали мечтать о Великом. И шли в конструкторы, не заботясь о личном времени, не щадя здоровья, выпускали новые изделия. И запускали в космос станцию «Мир» и ракету «Энергия»... А потом торговали в Лужниках шмотками, чтобы свести концы с концами и не подохнуть с голоду...
Давно хотел написать обзор кинофантастики. Не являясь ни критиком, ни высокомерным эстетом, буду излагать только свои ощущения, взгляды и чувства, которые вовсе не претендуют на какую-то истину. И хочу разделить обзор на две части — НАШЕ и ИХ, забугорное. Это были и остаются два разных мира, которые в одну статью не уложить...
Революция не кончается
Фантастика очень чутка к научным и социальным тенденциям, как ныне модно говорить — к интеллектуальным и социальным трендам. Она отражает путь, которым идёт общество, показывает чаянья и мечты людей, вскрывает основу их идеологии.
Неудивительно, что на заре советского кинематографа наша кинофантастика была пронизана энергией революции, свержения проклятых буржуев, торжества диктатуры пролетариата — в общем, мир хижинам, война дворцам.
В памяти, по большому счёту, остался с того периода один фильм. «Аэлита», 1924 года. Это где инженер Лось со своим помощником красноармейцем Гусевым летят на Марс — якшаться с тамошней принцессой и освобождать стенающий под пятой олигархии пролетариат.
Фильм ещё немой, интересен сегодня только киновдеам, как творение знаменитого Протазанова, да иногда простым зрителям — чисто чтобы приколоться. Действительно, марсианки с причёсками двадцатых годов, нэпманскими шляпками, в потешных колпаках, помпезные интерьеры, похожие на кабацкие, смотрятся забавно, а пафос кажется игрушечным. В общем, от Толстого там мало чего. Но фильм считается вехой в советской кинофантастике.
Последующие десятилетия, вместившие в себя индустриализацию опустошительные жестокие войны, гигантские потери, великие свершения и громадные ошибки, почему-то прошли для кинофантастики мимо. Тогда в стране, которая создавала промышленность порой с нуля, упорно и успешно пыталась пройти за десять лет сто лет развития, был культ рабочих и инженеров, создающих чудо-машины. Поэтому фантастика в основном была ближняя. Изобрели комсомольцы с пылающим взором трактор или телевизор — и гордо передали это на благо народа. Каких-либо интересных фантастических фильмов даже и не получается вспомнить в ту пору. Кроме вышедшего в 1935 году великолепного фильма «Космический рейс». Консультировал и содействовал в написании сценария сам Константин Циолковский. Спецэффекты полёта на Луну до сих пор смотрятся на уровне. Этот фильм заложил в кино базу советской космической фантастики.
Согласно тезису о росте классовой борьбы и злых происках империалистов, в фантастике был обязательный персонаж — подлый шпион или скрытый вредитель. Воистину шекспировские страсти кипели с этими врагами народа. Проникли они и в фантастику. Во всяком случае, в печатной фантастике сложился такой стандарт — отважный пионер оказывается где-нибудь в центре технического прогресса — случайно там, зайцем, полетел в космос, или рухнул к центру земли на землеройном комбайне. И тут же вот он, льстивый и страшно подлый шпион, выведывающий секреты и прикручивающий бомбу к советской чудо-технике. И, как правило, органы госбезопасности в упор врага не видят, а разоблачает его честный наблюдательный пионер. Сейчас это видится наивным, идеологизированным, но тогда шло на ура.
При этом в рамках данной схемы порой появлялись воистину прекрасные образцы. Вспомнить и сегодня смотрящийся на одном дыхании фильм «Тайна двух океанов». Сделано отлично, и шпионов всех хочется придушить голыми руками. И переживаешь за героев. И вообще, подлодка «Пионер» вместе с «Наутилусом» Жюль Верна — это предмет мечты всех школьников был. Как же хотелось после такого фильма бороздить черные океанские глубины, бороться со страшными катерами-торпедами, уничтожающими мирные океанские суда, дать жестокий бой наймитам проклятых капиталистов. Смотрится на одном дыхании. Даже сегодня, когда мы вдруг поняли, что это не только пропаганда была — американские империалисты они и правда такие, на все способные.
Но в принципе, в суровые годы жанр кинофантастики был не особо распространённым. Что-то где-то выходило, но мало и не особо блистало качеством и идеями.
Пыльные тропинки планет
Воспрянул жанр и печатной фантастики, и его киношного отражения в период великих космических свершений.
Однажды проснувшись и услышав пиликанье первого искусственного путника Земли, человечество вдруг с хрустальной чёткостью осознало, что мгновенно перескочило на более высокую ступень развития. Цивилизация с этого момента из провинциально-планетарной, запертой в пределах газовой оболочки, становится глобальной, космической. И что именно на этом пути нас ждут невероятные свершения и открытия. Космос на многие годы стал фетишем для всех людей, у коего были хоть немного мозгов и кто умел глядеть поверх своего корыта.
Мы, дети тех времён, отлично разбирались, что такое фотонный двигатель, как рождается ионная тяга, и какие выгоды даёт использование атомной энергии в космосе. Мы жили этим, Мы знали, что скоро человек будет и на Марсе, и на Венере. И, может быть, нам самим предстоит ступить туда, на пыльные тропинки далёких планет.
Ну и немножко расслабившееся в оттепель советское кино с готовностью откликнулось на приход космической эпохи. Тогда один за другим стали появляться фильмы про освоение космоса. Никто уже сейчас не помнит те же самые «Небо зовёт», «Мечте навстречу» и прочие. А они были вполне себе интересные и душеподъемные, хотя порой и примитивные по исполнению и наполнению. Но серебряные скафандры присутствовали, тороидальные станции вертелись, даже на других планетах имелись инопланетные корабли, которых летели спасать готовые всегда откликнуться на призыв о помощи земляне Советского Союза. А что ещё зрителю надо?
Сейчас это смотрится, конечно, наивно. Порой люди представляли будущее, которое для нас неожиданно стало настоящим, весьма забавно.
«Я был спутником солнца» — совершенно забытый, но в целом неплохой фильм. Он про отважных звездопроходцев. Про атомные ракеты, бороздящие космическое пространства, без труда забрасывая людей то к Юпитеру, то к Венере. Вместе с тем там показывают видеомагнитофон -чудо из чудес. По размером он слегонца больше дедушкиного буфета в столовой комнате, и прокручивает какую-то жёваную плёнку. Но с видеоизображением!
И что сегодня? Видеозаписывающая и воспроизводящая аппаратура меньше портсигара. И никаких тебе людей дальше ближней орбиты.
Человечество свернуло совершенно не туда, и не так, как планировалось в те далёкие годы. Но что стало, то стало.
Волшебный космос Клушанцева
Такая особенность у русского народа. Когда мы за что-то берёмся со всей серьёзностью, обязательно найдётся самородок, который обставит и обгонит весь остальной мир. В том числе там, где этот мир, как считалось, ушёл на недосягаемую дистанцию.
В кинофантастике так случилось с Клушанцевым. Это был потрясающе талантливый певец космической эпохи. Самородок.
Вообще он всю жизнь проработал документалистом на «Леннаучфильме». И прославился именно созданием научно-популярных фильмов про освоение космоса. В школе на уроках мы смотрели его «Дорогу к звёздам», «Луну» и «Марс». Хотя и были сняты они в сухой документальной канве, но при этом невероятно реалистично сделаны и захватывали все внимание. Там были и космонавты, и даже собаки в скафандрах, мечущиеся сквозь марсианские заросли. Межпланетные стальные аппараты, трудолюбиво бороздящие космос. Но брал он не только великолепным качеством съёмок, но и сказочным ощущением прикосновения к тайнам Вселенной, к новым землям.
Мы ещё не знали, что на Марсе даже бактерии сдохли от холода и тоски, а на Венере металл плавится. Мы считали, что Солнечная система — это неоткрытые Колумбом острова, где есть жизнь, где можно обустроиться первопроходцам. Острова, которые ждут своих покорителей. Мы были больны этим. И открытие того, что пустыни Марса безжизненны, а скалистые плоскогорья Венеры прокалены гигантскими температурами и задавлены огромным давлением, восприняли как личную обиду. Мы считали, что нас обманули. Новые земли оказались просто булыжниками — во всяком случае, сейчас принята такая точка зрения.
Именно Клушанцев снял один из самых мощных по техническому исполнению фильмов того времени, который потом пересматривали и брали на вооружение самые лучшие мировые режиссёры фантастики.
Речь идёт о «Планете Бурь». Поставлен фильм по книге Казанцева. Сам роман, как и сценарий, были, может, и неплохие, но достаточно картонные. Со стандартным обличением мира наживы, который посылает своих космонавтов на Венеру на убой, и благородными советскими людьми, не щадя себя осваивающих новые горизонты, спасающих всех, несущих добро, одержимых наукой и прогрессом. Посылы правильные, но поданные как-то сухо. Вместе с тем, что касается напряжения, сюжета, картинки чужой планеты, техники — это подано изумительною, невиданно для тех времён.
Не, ну сегодня это покажется может и топорным, вон, швы наружу лезут, и ракета из жести. Но тогда не было компов, и фильм с такими спецэффектами был событием. И ещё там была романтика постижения тайн Вселенной, ощущение величия и слабости техники, которая сама по себе ничто без героизма человека. Кто смотрел, навсегда запомнил мощного американского робота, погибающего в битве с враждебной планетой, пытаясь, спаси своего создателя, попавшего в задницу благодаря хищнической сути проклятого капитализма. Смотришь до сих пор с разинутым ртом.
Недаром америкосы купили права на этот фильм. И поступили с ним, как и положено невежественным вандалам — взяли все картинки космоса, техники и Венеры. Переписали сценарий. И вместо гордых покорителей звёздных просторов и загадочных венерианских тварей залепили туда баб в купальниках и с причёсками из лучших салонов. Так получилось «Путешествие на планету доисторических женщин». Муть дикая, единственно, что украшало, прекрасные кадры, снятые Клушанцевым. А потом ещё один фильм сняли на этой основе — ещё тупее.
Не имея голливудских технологий, делалось все это на смекалке и энтузиазме. И получалось так, что никакими западные технологии долго перебить не могли. Пока не появилась великолепная «Одиссея 2001 года». А режиссёр Стэнли Кубрик говорил, что его фильма не было бы без фильмов Клушанцева. А создатель «Звёздных войн» Лукас, говорят, когда был в Москве, требовал встречи с мастером Клушанцевым, который к тому времени уже был на пенсии, не у дел, и писал мемуары, кстати, вышедшие в свет и весьма любопытные.
И сейчас с удовольствием иногда вытаскиваю из сети этот жизнеутверждающий фильм о больших свершениях советского народа и тайнах Мироздания...
Туманность Андромеды
Иван Ефремов со своим романом «Туманность Андромеды» фактически создал новую фантастику. Фантастику устремления в далёкое будущее, расширения сферы разума, фантастику великих свершений, которым предстоит перекроить не только нашу планету, но и звёздные просторы.
Появление романа стало своеобразным шоком для тогдашнего читателя. Пусть и стилистически, и логически, и с точки зрения прогнозирования развития техники там куча несуразиц и ляпов, но это не отменяет, что роман великий, и выданная академиком Ефремовым масштабная картина грядущего поражает воображение.
Когда в 1967 году появилась экранизация романа, сам Иван Антонович был ей страшно недоволен. Правда, не стал вступать с открытой критикой в печати по принципу — пусть будет, люди старались. Но считал, что получилась полня чушня.
Тогда анекдот ходил — есть фильмы хорошие, плохие и киностудии имени Довженко. Да, эта украинская студия не радовала качественным кино, в основном были плоские поделки. В общем, и «ТА» придали презрению и линчеванию. Мол, дешёвка.
Да, сейчас посмотришь — действительно, переваливающий за все грани приличия пафос, торжественные гримасы, напыщенные монологи — все это есть. И одёжка будущего, как с сэкон-хэнда — какие-то маечки с фривольными рисунками. Тётка, весь фильм зачем-то проходившая на звездолёте в хоккейном шлеме — то ли для смеха, то ли с какой-то непонятной целью. В общем, стою на асфальте я, в лыжи обутый, то ли лыжи не едут, то ли я долбанутый. Какие-то ещё тётки с объёмистыми филейными частями, которые призваны изображать женское совершенство мира Ефремова. Честно говоря, слишком уж непрезентабельные там дамы, даже Вия Артмане там не похожа на доведенную до телесного и психического совершенства женщину коммунистического послезавтра. Не говоря уж о кикиморах со звездолёта. В отличие от мужчин — те почти все попали в образ — и Эрг Ноор, и Мвэн Мас.
В общем, огрехов у фильма масса. Так что заслуженно его пинали. Но палку перегнули и с водой выплеснули ребёнка.
Ещё совсем ребёнком ходил на «ТА» по десять раз. И сидел, заворожённо смотря на экран, не в силах оторвать взгляда. Как-то органично и мощно отзывалось мне в душе все разворачивающееся передо мной. И торжества с пылающим огнём «Праздник Геркулеса» — что-то было в этом звучащее и большое. И земные дела. И просто в ступор вгоняли космические кадры. Мигающая на экранах Чёрная звезда. Проносящаяся под кораблём неприютная и страшная Железная планета. И ощущение жуткого одиночества перед бесконечностью времени и пространства у людей, запертых в плену чужого враждебного мира.
И ужас, когда неведомая энергетическая злобная форма жизни набрасывается на оторвавшегося от основной группы космонавта, высасывая его тело из скафандра.
И кадры, когда космонавты находят звездолёт с погибшим экипажем. До сих пор жутью отдаются шаги в пустом «Парусе», ощущение, что рядом притаилась неведомая и от того ещё более жуткая смерть.
И величественные сцены контакта с Великим Кольцом. И ощущение бесконечности Вселенной.
И звездолёт на чёрной планете, на фоне которого гордо стоят звездолётчики.
Пересматриваю иногда этот фильм. И, надо отметить, что очень многие картинки и психологические моменты сделаны там на высочайшем эстетическом уровне. Даже сегодня смотрится на отлично.
В общем, фильм был, как мне кажется, вполне хороший. Сегодня смотрится как ретро, но время от времени проползает по коже холодок, когда капитан Корабля идёт навстречу своей смерти, заворожённый чужим холодным разумом.
Ричард Викторов, его звёзды и тернии
Ричард Викторов — великолепный режиссёр, фактически задавший недосягаемую планку советской детской кинофантастике.
Эх, нынешним детям вряд ли понять, как мы, щеглы, в 1974 году брали по три билета на один сеанс за другим на новый фильм «Москва— Кассиопея». Или отсиживались где-то в темных углах, чтобы проникнуть на следующий сеанс забесплатно.
Этот фильм заколдовал нас. Главная фишка была в том, что там. показывали практически таких же детей, как мы. Детей, которых отправили на всю жизнь в космическую экспедицию. Сейчас скажи такое — вся ювенальная юстиция сбежится изымать детишек и арссовывать их по детдомам и приёмным американским семьям, чтобы сидели там тихо и не смотрели на звёзды. Но тогда это вызывало у нас не ужас, а какой-то дикий восторг.
— Да я бы сразу согласился на всю жизнь лететь на таком корабле, — на полном серьёзе говорили мне мои друзья, пребывая в эйфории от увиденного.
Возникало у нас ощущение близости с героями — они такие же, как мы, советские простые школьники, которым самая лучшая страна дала возможность ступить в новые миры и стать героями. И только руку протянуть, как мы сами можем оказаться на пороге Дальнего Космоса. Это наша жизнь. Это наше будущее. Это обязательно будет.
Какой-то гипноз был.
Огрехов, особенно технических и логических, там был просто ворох. Но Викторов по поводу этого не заморачивался, объявив своё творение сказкой. И в сказке никого не волнует, как происходит мгновенная связь на расстоянии пятисот световых лет, как можно в реальном режиме отслеживать с Земли звездолёт, до которого свет будет идти сто лет. Сказка же. И был сказочный персонаж, эдакий ангел хранитель — исполняющий особые обязанности, которого просто совершенно органически сыграл главный Гамлет советского кино.
Там притягивало глаз и воображение всё. И изумительно сделанные продуманные интерьеры звездолёта. И сам звездолёт, ломающий космическое пространство. И музыка, вводящая в какое-то изменённое состояние сознания, когда проникаешься космосом — ну прям выход в астрал, не иначе.
Самое интересное, делалось всё за сущие копейки, по заветам Клушанцева — из подручных материалов. Говорят, космос снимался следующим образом — брали простыню, в ней дырки делали, которые подсвечивались лампой, потом какими-то манипуляциями этому придавался товарный вид. И космические кадры получились безумно красивыми.
И ещё в фильме был огромный героический и гуманистический посыл. «Для науки я готова на все», — говорит героиня четырнадцати лет от роду. И мы верим, мы её уважаем. Потому что это правильная самоотверженная советская девочка, для которой существуют большие цели. И мы мечтали стать такими.
Школьные отношения друг с другом, взаимная поддержка, всегда правильный моральный выбор — все в фильме представлено так, чтобы подчеркнуть — главное быть человеком. Настоящим советским человеком, готовым к самопожертвованию, к тяжёлому труду во благо человечества, науки, страны Советов.
Вторая серия «Отроки во Вселенной» тоже прошла на ура. Её растащили на цитаты. Зловредные роботы, долдонящие: «Мы сделаем вас счастливыми». Опять же за три копейки иная планета была сделана реалистично.
Произведения искусства делятся на те, в которые веришь и не веришь. Во всех этих инопланетных роботов мы верили. И жутко болели за наших пацанов, которые, поскольку они люди правильные, не оставят в беде тех, кто нуждается в помощи, спасут целую цивилизацию от фашиствующих либерал-демократов в виде роботов-вершителей, которые хотят сделать всех счастливыми, изжив из людей все человеческое...
Пересматриваю время от времени эти фильмы и сегодня. Конечно, отмечешь кучу ляпов, натяжек, несуразиц. Но впечатления это не портит. До сих пор смотрится на одном дыхании. И даже мне, дяде, разменявшему полтинник, вполне интересны школьные переживания пионеров семидесятых годов.
Наверное, чтобы декорации не терялись, по следам дилогии был снят ещё один детский фильм «Большое космическое путешествие». В общем, разительно по качеству отличается. Взяли крайне неудачную пьесу Сергея Михалкова, главный изъян которой был в сюжетной основе — совершенно глупой. Детей добрые дяди засобачили в космический корабль — якобы для полёта к такой-то чёртовой матери. Там они сто раз чуть не погибли, выворачиваясь из аварийных ситуаций. А когда ползли по какому-то воздухопроводу, эвакуируясь из повреждённого помещения, то выползли из люка прямо посреди города Зеленограда в Подмосковье. То есть полет был имитацией. И по хрену, что это травма для детской психики, от которой они могут и не оправиться, разрушение мечты. Плюс к этому сам сюжет топорный, исполнение дурацкое, технические ляпы лезут в глаза, а не ждут, тихо переводя дыхание, где-то в сторонке, стараясь не отсвечивать.
В общем, фигня вышла. После чего детская фантастика почти сошла на нет. Единственно, что хорошее в этом фильме — дети-актёры и завораживающая нереальная музыка Рыбникова. Это извиняет появление такого бреда.
А потом был фильм Викторова «Через Тернии к звёздам». Тоже сделанный блестяще, с прекрасными артистами, гуманистическим посылом. С зелёными мотивами — спасём природу планеты от поганых хищников-капиталистов. Фильм, конечно, на уровне. Но какой-то цельности, эйфории от открытия Большого Космоса, как в Дилогии, там уже не было. Ну и ещё для такого масштабного полотна бедность уж слишком бросалась в глаза. Реквизит собирали из того, что было. Интерьеры пилили из пенопласта. А космопорт снимали в только открывшемся тогда международном аэропорту Шереметьево-два, которые тогда для нас виделся вершиной прогресса — как же, на табло квадратики с названиями планет сами скачут! Сегодня это кажется такой ретро-древностью. Старая фантастика всегда будет проигрывать в деталях.
Но фильм все равно вышел отличным. У него полно почитателей, даже есть вой сайт. В общем, талантливо, как всегда...
Слишком рано покинувший наш мир режиссёр — это не созданные им великолепные фильмы. И всегда задаёшься вопросом — а каких фильмов мы лишились, когда ушёл добрый фантаст Ричард Викторов...
Кир Булычев
Булычев несомненно относится к золотым авторам советской фантастики. Его Мир Алисы проник в сердце практически каждого советского пацана и девчонки, открывшего его книги «Сто лет тому вперёд», «Приключения Алисы». Девочка из будущего стала для нас какой-то родной, нашей. Символом светлого грядущего.
Грустно, конечно, что в перестройку с последующими перестрелками Булычев попал под тёмную энергетику либеральных мантр, часть его сознания пожрали эти бациллы напрочь фальшивых общечеловеческих псевдоценностей. И вот уже Алиса, основательно подросшая, расследует какие-то преступления. Расплачивается в будущем, которое изначально должно было быть коммунистическим, купюрами из толстого лопатника. В общем, в угоду либеральной ереси и на фоне краха коммунистической идеи Булычев быстренько переписал будущее, накропал несколько антисоветских произведений, довольно-таки сумбурных и неприятных. Но ему это простительно. Атмосфера ядовитая была вокруг, особенно в гнидной интеллегенсткой писательской и научной среде, где ему пришлось волею судьбы жить всю жизнь. В общем, пепел Архипелага ГУЛАГа стучал в его сердце.
Произведения Кира достаточно широко экранизировались и экранизируются до сих пор. Многие стали воистину классическими. И прописались в наших душах.
Первое, что приходит на память — «Гостья из будущего». Ну, это про похищенный из будущего нашим пионером прибор для чтения мыслей и про злобных космических пиратов.
Первое впечатления от сериала у меня было ниже среднего. Мне очень нравилась книга. Особенно изумительным описанием Москвы конца двадцать первого века. А в фильме по причине скудности бюджета, понятное дело, будущую Москву не удалось изобразить никак. И эта нищета декораций лезла везде.
Ну а потом я всмотрелся в фильм. И он мне запал в душу, так же как и миллионам телезрителей. Прежде всего, образом «Прекрасного далёко», того, которое предписано нам через сто лет — так мы были уверены. И воплощение этого образа — стопроцентно попавшая в роль девочка-актриса с неземным лицом и лучистым взглядом.
Очень добрый фильм, с огромным юмором и держащий в напряжении. Кончено, и ляпов полно. Но они проходят мимо и не задерживаются в памяти. А позитив остаётся.
Сейчас, конечно, это прекрасное далеко воспринимается уже по-иному. Как насмешка. Четверть двадцать первого века подходит к концу. Войны, кризисы, торможение прогресса, дикое перенаселение, разрушение международных институтов, угроза ядерной войны. И тупик, тупик, тупик. Во всём.
А фильм был снят перед самой перестройкой. Той, которая похоронила надежды на это далёко — цинично, в угоду вечной человеческой алчности и подлости, которые губят все добрые начинания в этом подлунном мире. Время предательства.
Мне понравился сатирический ролик на основе фильма. Кадры, когда Алиса перед отлётом домой рассказывает, чего достигнут школьники в будущем. Будущее светлое, значит, все будут сплошь писателями и космонавтами.
Ну, переозвучили с учётом изменения исторических реалий, получилось: одного переедет пьяный водитель на КАМАЗе, другая станет сектанткой, третий олигархом с диким количеством бабла и шлюх, и его за бугром отравят его же компаньоны.
Ну а чего, жизненно так. И мерзко....
Мульт «Тайна третьей планеты» про ту же Алису стал мировой классикой. Там все тот же заряд дикого позитива и радости. И он давно растащен на цитаты. «Держаться нету больше сил».
Потом были гораздо менее удачные экранизации. Продолжение «Гостьи из будущего» — «Лиловый шар». Сама книга гораздо слабее, про сказочную доисторическую землю. Сюжетец так себе, и герои подкачали. Ну а уж топорные декорации окончательно низвели это фильм в ранг однодневок. Хотя Алиса как всегда выглядит отличено, так же как и другие артисты.
Был ещё «Остров ржавого геннерала» — тоже про Алису и тоже не удался — и основа сценарная не шибко сильная, и сделано просто никак.
«Подземелье ведьм» — на основе хорошей повести о приключениях наших космонавтов на отсталых мирах. Средненько. Как обычно — актеры хорошие, техническое исполнение так себе, и бедненько.
Было две экранизации «Похищение Чародея». Обе вполне достойные, да и сценарная основа там прекрасная — одна из самых удачных повестей Булычева про гениев и предательство, про светлое грядущее и тёмные времена смуты. То, что нам и надо. Актуально до сих пор, как и многие другие книги автора.
Несколько лет назад поставили новый мульт «Приключения Алисы». Повесть в основе хорошая, и мульт вроде бы должен быть нормальным. Но как-то не зашёл — благодаря картинке. Грубая она. А мы привыкли к очаровательной Алисе на планете Капитанов.
Был проект экранизации очередных повестей про Алису, даже картинки какие-то показывали, но он высох от отсутствия денег. И правильно, что высох. Помню уже снятые кадры — Алиса и её спутники идут по какой-то заросшей зеленью планете, щерясь во все стороны автоматами Калашникова. Ну на фиг современных деятелей от кино — все опошлят и истопчут сапогами со следами кокаина и навоза.
Страны народной демократии
Отдельные такое ответвление фантастического социалистического кино — то, что понаснимали наши бывшие дорогие союзники, а ныне лучшие враги — немцы, поляки и чеки. Они тогда томились под игом Москвы, потому были вынуждены снимать оптимистическую фантастику. А им, наверное, так хотелось про вампиров и оборотней, нашествие инопланетных убийц.
Наснимали много туфты, но немало и вышло хороших фильмов. И во всех них присутствовал какой-то такой лёгкий иностранный акцент и немножко даже фига в кармане.
Хотя некоторые фильмы и сейчас вполне неплохи.
Не беру «Новые Амазонки» — сие ближе к нездоровой сатире и здоровой эротике. А вот космическая фантастика — сразу приходит в голову «Эоломея». Фильм совместный, нескольких соцстран, даже наши приложились. Очень неплохо сделанный, с позитивными созидательным импульсом, правильной моралью. С хорошими актёрами. Технически тоже выглядит на пять. И с тупейшей основой сюжета.
Закручивается все отлично — начинают пропадать космические корабли неизвестно куда. Начинается расследование. Главный герой видит, что все что-то недоговаривают, вокруг плетётся какой-то заговор или даже присутствует инопланетное вмешательство. В общем, того и гляди появится или Чужой, или злобные алиены.
А объясняется всё просто и наивно. Полные энтузиазма космонавты, узнав, что хрен знает где вокруг Солнца крутится планета вечной весны, решили дружно ломанутся за каким-то лешим туда. Их наставники и начальники никак не могли понять, что этой толпе делать на планете, настолько удалённой от звезды, что жизни там уж точно быть не может, да и лететь до туда лет сорок, и отпускать туда никого не хотели. Тогда все эти энтузиасты-шестидесятники — восторженные наивные и глупые, угнали втихаря свои корабли и двинули в неведомые края неведомо зачем. Но смотрится очень душевно.
В своё время произвёл впечатление и фильм «Секрет племени Бороро». Где-то в Амазонии растёт дерево Бороро, плоды которого лечат все болезни. За его плодами прилетают из каких-то неведомых далей суперразвитые инопланетяне, ведь даже им такое лекарство не по плечу создать. Тут же подсуетились фармкорпорации, подлые капиталисты, спецслужбы. В общем, всех инопланетян поубивали, трэш и угар. Интересный фильм. Хоть и пессимистичный.
Активно снимали фильмы по книгам Лема. И он постоянно плевался после этих экранизаций. И было от чего.
«Безмолвная звезда» — экранизация его «Астронавтов» о полете на Венеру оставляет двойственные чувство. Земля, космос сняты боле мене. Но как доходит до таинственной неизученной планеты со всякими чудесами, пластмассовые и резиновые декорации убивают всякое ощущение серьёзности происходящего. Видно, что тебя просто грузят. В общем, у Деда Мороза Борода из ваты, а снегурка в джинсах.
Экранизировали и лемовское «Магелланово Облако» — про то, как в трёхтысячном году объединённое человечество посылает звездолёт на Альфу Центавра. Сам Лем эту книгу не любил — сетовал как-то, типа коммунисты, гады, ногти обещали выдернуть, если он не напишет про светлое будущее, под угрозой расстрела писал — или чего-то в этом роде. Но книга была читабельная. А фильм вышел какой-то странный. Там есть и капиталисты злобные, и покорение звёздных просторов. Все вроде по делу. Но само будущее выглядит непонятно. Полфильма — какие-то фуршеты на звездолёте, робот разносит спиртные напитки, все пьют и танцуют танцы шестидесятых годов, и причёски у дам оттуда же. В общем, эдакий ночной клуб, запущенный в черноту Вселенной.
Ещё интересен там образ роботов. Почему-то их тогда показывали в виде мятых консервных банок, еле передвигающихся, с дрожащими неуклюжими конечностями, в которых непонятно как что держится. Когда это чудо технологий сжимает поднос, только и думаешь, когда он его уронит на пол. Это у всей старой фантастики фишка была — нелепые алюминиевые болванки, что-то хрипящие механическим голосом — как будто иначе этот голос отладить нельзя.
Долго хотел найти и недавно выкопал фильм шестидесятых годов — немецкий. Кажется «След скорпиона». Как проклятые капиталисты захватили у инопланетянина, ненароком приземлившегося на нашу планету, технологию невидимости и пытались упереть у коммунистов чертёж генератора Росси — холодного ядерного синтеза или чего-то типа того.
В детстве меня фильм потряс. Невидимки, капиталисты, космические корабли и подлодки, шпионы, странные декорации будущего. Недавно выкопал, посмотрел и убедился, что я далеко уже не тот, каким был в пять лет. Наивненький, прикольненький, простенький фильмец со скупыми декорациями. Опять когнитивный диссонанс — как будущее представляли тогда и до чего мы дожидались сейчас. У нас ныне ни покорения космоса, ни огромных ядерных звездолётов и энергии вакуума. Зато есть планшетник, до которого тогда не могли и додуматься. И с декорациями интерьерами все в порядке — евроремонт всепланетный прошёл...
Масскульт
Вообще, в СССР снимали очень мало фантастики. А потом и печатать её перестали. Почему — понять трудно. Ведь по идее коммунистическое общество создавало нового человека, строило утопическое завтра. Готовилось покорять звезды. И при этом модели этого счастливого будущего практически в масскультуре были не востребованы.
По идее должны были всячеки развивать нашу фантастику, которую отличали социальный оптимизм, вера в прогресс, совершенствование общества и человека. Но не было и в помине.
Может, сами руководители страны не представляли, каким это будущее будет и считали дискуссии на эти темы опасными — а вдруг куда не туда творческая мысль заведёт. Ведь главное в фантастике совсем не литературные или изобразительные достоинства, а создание корректных моделей будущего. Вот и домоделировались. Даже рецензии на «Час быка» пришлось запрещать — чтобы кто-чего не попадающего на линию партии не подумал бы. А может ортодоксы считали, что не фиг касаться святого светлого будущего грязными лапами деятелей культуры?
Возможно, эти мотивы и были. Но скорее всего главная причина — кинофантастика — это просто дорого. Декорации, звездолёты, города — все нужно лобзиком выпилить, из пенопласта нарезать. Это вам не Голливуд, где миллион туда, миллион сюда — несущественно. В Госкино каждая копейка на счету. Лучше снять производственную драму — заводов вон на каждом шагу полно. И директорских кабинетов. Или мелодраму в двухкомнатной квартире — вообще затрат никаких, а артистов хороших пруд пруди.
Но всё же что-то появлялось. В семидесятые-восьмидесятые пошли вполне себе проходные фантастические фильмы.
Правда, выглядели многие убого. Какие-то «Петли Ориона» и прочая лабудень. Там наблюдалась дешевизна не только декораций, но и сценариев. Бред какой-то — про межзвёздных диктаторов и капиталистов, притом видно, что ни тех, ни других авторы не боятся и всерьёз не воспринимают, Не пугают они и не возмущают, потому что жалкие и нереальные.
Иногда удаётся увидеть старые, совершенно неизвестные и неожиданно хорошие фильмы. Посмотрел фильм шестидесятых «Стена» — как советские учёные исследовали загадочную аномальную зону, взявшуюся в тайге неизвестно откуда. Прямо предшественники «Сталкера», только снято гораздо приятнее и артисты отличные...
Уже ближе к Перестройке пошли неплохие, атмосферные и мрачные сериалы типа «Посредника» — как мерзкие алиены атаковали провинциальный город и вселились в мозги обитателей. Книга Мирера экранизирована хоть с отклонениями от канона, но вполне прилично и даже пророчески. Суть Перестройки, будущее страны угадали вполне — когда родной и привычный тебе город погружается в пучину хаоса и ужаса, а твои соседи, ещё вчера обычные советские люди, колхозники, рабочие, менты, превращаются в кровавых монстров. В общем, создатели фильма как в воду глядели.
Прекрасный был то ли сериал, то ли спектакль «Этот фантастический мир», где экранизировали в коротеньких частях самые лучшие мировые фантастические рассказы.
Другие спектакли были, некоторые неплохие, некоторые — так себе. Большинство вообще теперь не найдёшь ни в торрентах, ни в коллекциях. Всякие «Ложки эликсира» по Стругацким...
«Дознание пилота Пиркса» — проходной фильм, но захватывающий, особенно с учётом отличной основы в виде прекрасной повести Лема. Правда, для нагнетания обстановки там ужастиков всяких понавертели, но ничего, сгодится...
Вообще, экранизации — отдельная тема. Некоторые писатели и их произведения просто просились на экран. В шестидесятые-семидесятые появилось две версии романа Толстого «Гиперболоид инженера Гарина». Притом в обоих злобного инженера играли великие артисты — Евстигнеев и Борисов. Но первая экранизация, уже забытая, была, как мне кажется, очень сильна — мрачной нуарной атмосферой, идеально построенной картинкой.
Были неплохие экранизации Беляева — «Голова профессора Доуэля», «Продавец воздуха». И пользовавшийся совершенно бешенной популярностью, ставший классикой благодаря прекрасной литоснове, актерам и режиссуре, ещё черно-белый фильм «Человек-Амфибия».
Ну а вот у Стругацких дела обстояли печально. Не получалось их книги трансформировать в картинку. Хотя попытки предпринимались.
И если «Отель у погибшего альпиниста» ещё можно посмотреть как трешовый боевичок, то германский фильм «Трудно быть богом» вводит в ступор несоответствием с оригиналом и топорностью декораций. Земляне из двадцать второго века рассекают воздух чужой планеты, находящейся в средневековье, на военном вертолёте — скрипучем и старом «МИ-2». Понятно, что на флаер денег не накопили, ну все же зачем так дёшево подставляться.
А в «Чародеях», получившихся весёлыми и задорными, вообще ничего от Стругацких не осталось.
Были экранизации знаменитого писателя Сергей Павлова. Его книга «Лунная радуга» — одна из лучших про освоение космоса. Он считал, что там мы столкнёмся с мистикой, откровением и действительно непознанным, не укладывающимся ни в какие наши научные представления. Судя по всему, так и есть на самом деле, он тут пророк.
«Лунную радугу» экранизировали. Правда, получилась даже не экранизация, а какие-то оборванные заметки по мотивам. Такой роман впихнуть в час десять экранного времени — надо постараться. Естественно, все закрученные сюжетные линии распрямились, став похожими на чугунный рельс, вся философия испарилась. Поэтому все фанаты Павлова до сих пор возмущаются — искалечили книгу, враги.
А по мне, так местами получилось очень даже неплохо. Актёров подобрали блестящих. И напряг работы в Космосе показан, и декорации ничего. Но недостатки перевесили, и фильм списан как шлак. Несправедливо списан.
Ещё одна экранизация по Павлову — «Акванавты». Вроде и сюжет напряжённый, и сделано более-менее. Но губит все изначально тупая идея фильма и слабые актёры. У учёного, исследователя подводного мира, разбилась на мотоцикле деваха. Но её сознание каким-то способом врачи впихнули в мелкую башку какой-то здоровенной рыбины. Так она приплыла к этому подводнику на его подводную базу и начала до него всячески докапываться. Смотрится абсолютно тупо, хотя местами и захватывает, пока не понимаешь, в чем смысл.
Странным, то ли недооцененным, то ли переоценненым остался фильм «Семь стихий» по повести Щербакова — про женщину растение, прибывшую с иной планеты с официальным визитом, чтобы учить нас, дураков, уму-разуму.
Сам Щербаков был со странностями, как мне рассказывали его коллеги, называл себя левитантом — то есть воспарившим над бытом эзотериком, знатоком сокрытого. Он пытался расписать свои эзотерические взгляды на Мироздание в книге, а потом в фильме. Получилась ересь, но чем-то притягательная...
В восьмидесятые, когда стали раздувать миф о ядерной зиме после ядерных ударов, готовя таким образом разоружение и сдачу позиций, пошли у нас апокалиптические фильмы. «Письма мёртвого человека» — по Рыбакову и Стругацким. Заунывный депресняк, который никто в здравом уме смотреть не станет. Живут выжившие в подвале, им там плохо, и ядерная война — это плохо. В общем, всё плохо и лучше бы всем повеситься на осине или яблоне во дворе. Всё, повестка исчерпана, можете идти по квартирам, и чтоб вам по ночам ядерные взрывы снились. На фоне всей творившейся тогда перестроечной горбачёвской мерзости такие произведения фатально перекраивали сознание и умонастроения общества. Нас готовили к капитуляции. Лишь бы не было ядерной войны...
Вообще, с приходом гласности и перестройки идеологическая антисоветская гниль полезла в кино. Стали чернуху снимать под лозунгом — так жить нельзя. Ну и фантастика в стороне не была. Без фиги в кармане фильмы уже и не фильмы были. А то и не в кармане фига была. А то и не фига, а нечто куда более неприличное.
Вон, экранизировали «Конец Вечности» Азимова — прекрасный философский роман о степени вмешательства в историю. Ну, обрубили там топором всю философию, зато вставили, что главные супостаты, которые жить не дают людям — это старцы во власти. То есть Политбюро наше родное. И пропустили такое в прокат. Хотя после «Огонька» с его откровенной клеветой на страну оно и не так смело уже смотрелось. И такой дряни тогда полно было.
Настоящие классики
Приложились к фантастике и признанные мэтры мирового кино, победители конкурсов и лауреаты всех премий.
Взять хотя бы Данелия с его «Кин-Дза-Дзой». Фильм вполне проходит по разделу «фантастика», хоть и не шибко научной.
О нем говорено много. Тут можно сказать просто — фильм пророческий, потрясающий, и вообще великий. Отличие великих произведений искусства в том, что с годами их актуальность только растет, и постоянно открываются новые грани великого кристалла.
Отметился в фантастике и Тарковский — «Солярис» и «Сталкер».
По проводу «Соляриса» Станислав Лем долго матерился во всех интервью — мол, получилась фигня, из его книги о постижении Неведомого, о тайнах Мироздания сделали какую-то сопливую интеллигентскую мелодраму. Получается, что люди вместо постижения истины задаются вопросами в стиле Дома-2 — лубовь, отношения. В общем, сопли, стоны и интеллигентские метания. И вообще, психоделическое кино человека, пытающего метафизически осознать непознаваемый мир. Не про то Лем писал, не про то.
Кстати, и Стругацкие, правда, интеллигентно и тихо, но тоже матерились по отношению к Тарковскому. Тот заставил их написать под десяток сценариев «Сталкера», в итоге выбрав самый неудачный — про стонущего и мечущегося интеллигента, которому больше всего хочется удавиться, а окружающим хочется его удавить. В общем, лирический герой психически неуровнавешенного режиссёра.
Моё личное мнение — «Сталкер» получился тоскливым фильмом ни о чём. И дело не в разительном несоответствии с книгой — в конце концов, историю на идее закрытой зоны визита инопланетян любую сделать было можно — хозяин-барин. Дело в изобразительной скудности и постоянном нытье, перемалывании прописных истин и атмосфере полной безнадёги. И даже как фирменные неторопливые, волшебные, продирающие до печёнок пейзажи и антуражи, которыми славился Тарковский, положение дел нисколько не спасают. В общем, отстойное вышло кинцо. Говорят, фильм был лучше, но перед сдачей большая его часть плёнки сгорела в студии. В общем, она слепила из того что было.
А вот «Солярис», при все том же нытье и псевдофилософии, вышел на сто баллов. Даже трудно его с чем-то сравнить. До сих пор мороз по коже от ощущения ужаса на станции, где поселились чужие. Картины неземного океана, скрывающего иную действительность, куда пытается пробиться слабое сознание человека. Какая-то потустороння мощь картинок. И артисты безупречные. И вообще получилось очченньь красивое вино. Даже странно, как тогда сумели такие реквизиты и интерьеры сделать — станция как настоящая вышла.
Из примазавшимся и объявивших себя классиком режиссёров фантастику, в том числе Стругацких, пытался снимать жалкий подражатель Тарковского Сокуров. Но он не как все. Он артхаусник. У него в ленте офигитительные скрытые смыслы. Которые не для средних умов. И не для несредних тоже.
В общем, взял этот тролль повесть Стругацких «За миллиард лет до конца света» — это где учёным, пытающимся сделать эпохальные открытия, начинает противостоять неземная сила. Повесть хорошая. Но этих учёных он почему-то загнал в туркменскую безжизненную пустыню. Сюжет закрутил так, что вообще стало непонятно, а об чем все это. Не спасло и то, что нагло спёр всю стилистику у Тарковского. Только у того это было гениально, у а этого — убого. И эта хрень зелёная вышла на экраны, и он стал как подаяние цыганить какие-то премии.
Сокуров сам личность забавная. После его эпической документальной саги о котлетках Наины Ельциной и об одном дне Всенародно Избранного Президента за человека я его как-то уже не считаю. Наснимал для фестивалей кучу всякого артхаусного бреда, был почему-то тусней признан классиком. И как положено признанному туснёй классику в последнее время всё ныл на тему, кау обсутроить Россию — для этого неплохо бы Курилы отдать японцам, а всех террористов из числа творческой интеллигенции из тюрем освободить. В общем, свой человек в тусне, где всякие христопродавцы ценятся. Авторитет...
Российская фантастика
Коммунизм рухнул. На землю Русскую пришли войны, бандитизм, хаос, дикий капитализм и полное безумие.
Ясный фиг, за культуркой присматривать государство перестало — там чиновники заводы с пароходами азартно делили. И на экраны хлынуло такое, что не опишешь в словах
Чернушный период нашего кинематографа нуждается в изучении — притом не столько искусствоведов, сколько психиатров и наркологов. Тошнотно-блевотная садистко-мазохистская муть — это главное направление тогда было. Посмотришь такое, и в баньку хочется, чтобы отскоблить от себя эти нечистоты.
Девяностые годы — это вообще чёрная клякса в книге нашей истории и культуры. Вся тьма, что копилась в душах людей, выплеснулась наружу и затопила наш до того времени уютный и провинциальный мир.
Чего тогда в фантастике понаснимали — даже и не вспомню. Такое чёрное пятно — большое и беспросветное. Кого-то жрут, кишки наружу, в общем, стилистика девяностых в полной красе. Ну, помешался тогда народ, такое востребовано было.
Вместе с тем вышли и более-менее осмотрительные фильмы. Ну, сейчас, на память, хотя бы «Третья планета» — про зону отчуждения вроде Чернобыльской. Снято неплохо, и с низким уровнем дерьма, что для того времени уже уникально, хотя и с обязательной тогда эротикой,.
Экранизировали Саймака «Вся плоть трава» — про цивилизацию цветов, живущую параллельно земле. Нормально в принципе, единственно что — не удержались, плеснули дерьма на вентилятор. Опять самые гнусные твари там — советские военные, которые все хотят взорвать и всех перестрелять...
Новый этап русской кинофантастики начался с «Ночного дозора».
Фильм вызвал бурю — от негатива «что за хрень убогая» до фанатских движений. Сама вещь Лукьяненко, очень неплохого фантаста, по которой поставлен фильм — одна из самых его неважных. Набор каких-то вампирских историй и рефлексий. Но тема как-то народу зашла — черные, белые, вампиры, скрытые ордена. Снимали за маленькие деньги, на энтузиазме, и получилось очень даже зрелищное произведение. И, что удивительно, даже без особой чернухи, русофобии и фирменной либеральной гнидности.
В общем, стало понятно, что наша кинофантастика все ещё жива и мечтает пробиться на экраны.
С того времени немало фильмов вышло. Большинство из них даже вспомнить не могу. Главное их прореха, фатальный дефект — закос под Голливуд. Образы, подача материала, сценарные ходы, даже словесные выражения, и мутные диалоги за толерантность, против всего плохого ради всего изумительного — всё оттуда. Эта как мировая эпидемия — голливудские культурные коды, которые потихоньку трансформируют мозги нашей молодёжи. Это злокачественный процесс, который мы просто не желаем видеть, хотя пациента давно пора госпитализировать и лечить сильными препаратами.
Вот этой мутистики а-ля Голливуд вышло много. Какие-то зомби, концы света, злобные пришельцы — все клише из-за океана. И герои — сволочные эгоистичные неприятные индивидуалисты или нарциссы, занимающиеся самолюбованием.
И пока конца-края этому не видать.
Неожиданно стало прорастать у нас самое придурочное направление в кинофантастике, оккупировавшее прочти все культурное пространство — комиксы и истории про супергероев. Про чудаков в трусах, которым зачем-то Господь дал право щелчком пальца сбивать боевые самолёты.
Первый такой фильмец был, кажется, «Чёрная молния» — про то, как студент нашёл старую «Волгу», под которую маскировался супараппарат, дающий могущество, и мальчишка с его помощью начал творить суровое правосудие. До кадра слизано с американцев, но при всем при этом зрелище почему-то получилось вполне себе пристойное. Неплохой фильм, несмотря на изначальную ущербность идеи.
Потом русские супергерои пошли косяком. Они похожи на американских, но только не Джон, а Вася. И по причине нищеты выглядят гораздо менее убедительно. Этой хреномундии наштамповали в последнее время полно — смотреть страшно. Единственно, что говорит в пользу нашего зрителя — практически ни одно из этих творений кассу не вязло, и со стороны критиков и посмотревших эти чудеса по большей части идёт одна нецензурщина.
Как ни странно, получилось несколько неплохих фантастических сериалов. Это незаслуженно забытый «Отряд» про мистические похождения группы ментов в таинственных болотах Украины — очень недурственно и загадочно, жалко второй сезон не вышел. Ещё было несколько вольных пересказов «Секретных материалов» — некоторые очень неплохи. Также любопытые сериалы про нащих соотечественников — попаданцев в прошлое и измененное настоящее — «Чернобль, Зона отчуждения» и «Обратная сторона Луны». Ну и и фэнтезюшки городские — «Девять неизвестных», «Алхимик» смотрятся на пять.
Отдельное направление, близкое к фантастике — фильмы про наш космос. В основном, про советский, потому как ныне особенно хвастаться нечем. Ну, то, как это снято, все же ближе к фантастике, чем к исторической канве, поэтому включу их в перечень.
Тут все и хорошо, и грустно. Чисто технически, как правило, фильмы сделаны на высоком уровне — глаз радуют. Хуже всего — опять же лезет, как сорняк, проклятая голливудовщина, так и торчат везде её наглые дрожащие ослиные уши.
Это выпячивание Эго героя по принципу — все гомосеки, один я Д’Артаньян. Он против всех — системы, начальства. Начальство — придурки, КПСС — гады и хотят погубить космонавтов ради победы в космической гонке, а сзади маячат КГБ в шляпах и с гнусными мордами. Чуть ли не насильно в космический корабль загоняют. Жена ноет, чтобы муж в космос не летал. А ему и не хочется, но он же личность, кто ещё сделает кроме него все как надо. Эти герои не служат и не работают — они самовыражаются и самолюбуются. Вот это свинская трактовка, что космос — это не общее дело, а какие-то истерические поступки психологически декомпенсированных особей, которые делают все вопреки — такая иудова печать нашего современного кино. Наиболее выпукло это проявлено во «Времени Первых», где исторические факты прилично перевраны и поставлено с ног на голову, но зато с согласия самого Леонова — вообще это похоже на его рекламный ролик.
Вообще тупоголовые завсегдатаи тусовок просто представить не могут, каким был советский человек, что значили для него долг перед Родиной, дисциплина и самоотверженность. Поэтому их герои постоянно возмущаются, качают права. Ещё немного — и начнут клянчить в космосе повышение денежного довольствия и путёвку на Багамы.
«Салют-7» — вообще сказка про белого бычка. В Колобке достоверности больше. Как эту несчастную станцию показывают, чего с ней творят космонавты — ну это же фэнтези забористое. И отговорка у режиссёра на все претензии одна — но так же зрелищно. Хотя эпопея со спасением станции в реале была гораздо напряжённее и интереснее. Но для этого нужно психологически выстраивать кино, а не хреначить ломом по датчику в открытом космосе.
Но в настоящий шок меня вверг фильм Тодоровского «Частичка Вселенной». Типа про нелёгкий труд космонавтов. Насчёт нелёгкого труда там сказано мало. Зато разврат показан безостановочно и со всех сторон и сладострастных ракурсов, Такое ощущение, что за основу взяли сценарий порнофильма и адаптировали его для широкой аудитории и для открытого показа. Там все друг с другом спят. У космонавтов любовный треугольник. Командир шпилит жену инженера, а последний летает по станции, задевая рогами аппаратуру. На станции выясняют отношения и чуть эту станцию не разносят в клочки. На той же станции в инженеру вяжется с непристойными предложениями страшная и мерзкая фемина американка, чтобы его отыметь в разных позах, но он гордо отказывается. В это же время дети космонавтов оглуивают друг друга на Земле в постели. В общем, сплошной блуд, измены, аморалка, поданные под соусом — но это же тонкие чуйства и лубовь.
Помимо этого герои влёгкую, для красоты, чтобы человечество вообще на них не рассчитывало, при стыковке раздалбывают многострадальный модуль «Наука», чуть не гробят космическую станцию. Эвакуируются. Травмируются. Вот такой космос.
Недаром сыну главного героя дали в школе в глаз за то, что его папа космонавт. Видимо, народ просек, что там за космонавты летают. И ещё симпатию вызывает психолог, который мечтает этот экипаж разогнать к чертям, но у него это не выходит, и он с горя спивается до зелёных чертей.
На месте Роскосмоса я бы на Тодоровского в суд подал, а они как мазохисты ему ещё и денежек занесли и площадки предоставили для этого безобразия. Правда, чего не отнять, Тодоровский снимать хорошо умеет, талант косячком не перебьёшь, так что смотрится забавно и со слезой. И у этого фильма куча тёток фанаток, которые объявляют, что лучше в жизни ничего не видели.
Фильм, конечно, не производственный, а фантастический. Потому что таких космонавтов не бывает — это фантастика.
Всякая запредельно убогая фигня исправно продолжает поступать на суд зрителя. Недавно посмотрел перепевы американского «Марсианина» с Борей Моисеевым в главное роли — в общем, дотянулся гей-парад и до красной планеты.
Муть редкостная — про то, как из жизни космонавта, оставленного на произвол судьбы и инопланетян на Марсе, злобные русские теледеятели и государственные мужи устроили шоу и зашибли на этом кучу бабла. Делали школьники — не поверю, что человек с высшим образованием способен снять такую ерунду.
А недавно полез в торренты — чего бы качнуть из родного, отечественного на выходные. И вот нетленка 2017 года — «Танцы». Конец двадцать первого века. Весь мир в труху. Чтобы человечеству выжить, танцоры должны в подвале танцевать. Они и танцуют. Притом плохо танцуют, так что Земле ничего не светит.
Это такой приход торчковый? Грибки? Это какие наркотики способствуют съёмкам всего этого бредоподобия?
Большой столб позора
Кого бы пригвоздить к столбу позора? Всякую мелочёвку тупорылую не хочется — слишком они незначительны и мимоходные. Слишком дёшевы и сердиты.
Работать из пушки, так по большим фигурам. По многобюджетным фильмам и по известным режиссёрам.
И тут, когчено, вне конкуренции «Сага о фекалиях»... Или нет, что-то перепутал. Это «Трудно быть Богом» культового и обласканного зрителями и критиками во всем мире Алексея Германа.
В принципе, Герман хороший режиссёр. Он поставил, может и спорные, но отлично сделанные фильмы «Проверка на дорогах», «Мой друг Иван Лапшин». Как многие его коллеги по цеху, на рубеже эпох он реально ошалел от радости, что худсоветы и цензура упразднены, и отныне можно снимать что хошь. А хотел он странного.
«Трудно быть Богом» — роман Стругацких про наивного разведчика из светлого коммунистического будущего, очутившегося в скотской и античеловечной атмосфере кровавого средневековья, наблюдающего кровь и несправедливость и всячески терзающегося от невозможности изменить исторический процесс. В общем, как ребёнок в итоге он обиделся на всех нехороших дядей, взбрыкнул, почикал мечом врагов и был эвакуирован со злосчастной планеты. В книге очень много сомнительных посылов, и предки наши вымазаны грязью сверх меры, хотя средневековье дало не только палачей, но и героев. Но это неважно. Есть светлый коммунистический мир настоящих людей, и есть мир тех, из кого людей можно сделать.
У Германа средневековья не получилось вообще. У него получилась выгребная яма. Люди — одни уроды с физическими недостатками. Поступки — только уродские. Грязь и хаос несусветны. И все в дерьме. В прямом и в переносном смысле. Бесперспективка, мрак, по дерьму бродят мутанты, жрут дерьмо, умываются им, гадят на зрачок кинокамеры. И так больше двух часов. Больше ничего не происходит. Ничего кроме дерьма. Апофеоз либерального искусства.
Ну а главное дерьмо — это посланец Земли. Который не воспринимается представителем более высокого общества, а просто новым паразитом, балдеющим от осознания, что вокруг одно дерьмо.
В общем, снято человеком, сошедшим с ума. Полноценная человеческая особь такого выдать не может. При этом снято омерзительно. Актёрские работы поганые. К первоисточнику отношения не имеет. Декорации паскудные.
Но фильм великий — во всяком случае так пишут кинокритики. Почему великий? Да потому что весь мир (ну не весь, а только Россия, которая и является там праобразом Арканара) — дерьмо! Это такая основа либерального мироощущения и базовая установка нашей отечественной интеллигентской тусовки, к которой принадлежит Герман.
В общем, фильм — типичное следствие тяжелейшего заболевания «Либерализм головного мозга» в терминальной стадии. Творец, напитавшись идеологических миазмов современного бездуховного мира и русофобии, прекращается в бесполезную и бессмысленную чушку с гиперторофированной и бесплодной жаждой самовыражения. И у него один путь — в эпатаж и бесстыдство. Творчески он гибнет. Зато получает фестивальные призы...
Отдельной строкой идут творения Феди Бондарчука. Мне он видится таким мажором, хапнувшим благодаря нахрапистости и имени отца, значительную часть российского кинобюджета. Буду рад, если кто-то оспорит сие и вернёт мне веру в большое и чистое — в кита, например.
Может кто-то и не согласиться со мной, но я считаю, что все до единого Федины киноизвержения — это плагиат с амеровских фильмов, пошлость, друновкусие и полное отсутствие режиссёрского мастерства. И ещё — клевета. На все. На «Девятую роту». На «Сталинград» — из подвигов народа делается какая-то психоделическая мутота. Но деньги ему дают исправно.
Самое его знаменитое творение «Обитаемый остров», опять по тем же Стругацким, которые с некоторого времени являются эдакой светлой либеральной иконой, и их всячески пытаются пропагандировать и экранизировать.
«Обитаемый остров» — в печатном виде это крепкий боевик с интересными социальными наблюдениями и прогнозами. Был. Пока не стали его экранизировать.
Украинские фантасты Дьяченки сценарий писали. Канву они трепетно сохранили, но придали повествованию свою привычную для их творчества долю неадеквата и истерик. И дали всё это истеричному режиссёру. В результате получилась сплошная истерика.
Из сурового мира Саракша вышел яркий ярмарочный балаган. И сам фильм, и реклама к нему переполнены понтами и мишурой. Это торжествующие вопли Феди о том, что в декорациях использованы стразы Сваровски, а музыку играли на супергитарах то ли Пинк Флоида, то ли Моцарта. Только на стразиках фильм не вытянешь. А когда к ним добавляются ещё и топорно сделанные на базе БТР танки розового цвета, начинаешь задумываться о нехорошем — о сексуальной ориентации, например.
В общем, вышло то, что вышло. Гламурная бронетехника. Гламурные бандиты а-ля ниндзя. Гламурный главный герой с кудряшками.
И все орут. Вообще у Феди, да и его коллег по цеху, последние лет двадцать все орут. Такое впечатление, что снимающие фильмы мажоры вырвались их ночных клубов, где прописаны на постоянке — они привыкли там орать, чтобы перекричать динамики, и нормальных уравновешенных людей вообще не видели.
И ещё в фильме все истерят, заламывают руки, ведут себя как девочки или как как мальчико-девочки.
В общем суровый постъядерный мир Стругацких пожрат Бондарчуковским гламуром. Притом так технично, что даже сам Борис Стругацкий согласился — это хорошо.
О деталях можно бесконечно рассказывать. Но главное — ни дух, ни суть книги не сохранены, хотя канва и осталась. И ещё идеологи пронизана либеральными смыслами. После выхода фильма уже много лет вся либеральная сволочь и к ним примкнувшая босота уже сколько лет орёт — путинские башни-излучатели, нас оболванивают, все на Болотную.
Очередное его произведение про русиш быдло — скомпанованная из десятка амерских фильмов история, как трогательный инопланетянин прилетает в Чертаново, и нетолерантное русское было хочет его тут же замочить, потому что он инопланетянин, другой и ваще ка-азёл!
Накал бреда катастрофичен. Качество — на уровне третьего класса школы аутистов, такая же и логика. Фильм откровенно идиотский. Народ русский изображён гнусью. Это или малолетние дебилы. Или мажоры. Или тупые военные. И опять все орут.
Но кассу фильма сделала. Реклама — двигатель прогресса. Можно доказать, что чёрное — этом синие, и все согласятся.
Почему нашему народу так нравится смотреть, как его смешивают с грязью? Загадка великая.
Думаю, не последняя проба Фединого пера и кайла на ниве жанра фантастики. Если только однажды ему руки шаловливые не переломают в тихом дворике злобные мутанты из Чертаново — чтобы не палил их перед всем миром.
Кстати, у меня знакомый всю жизнь в Чертаново проработал оперативником угрозыска. Нормальный, говорит, такой район. Обычный спальный район с обычным криминалом — этника, кражи из машин, но такого вот Гарлема, быдла, гопоты и разрухи даже близко не видится...
Думаю, ещё немало нетленок можно включить, типа какие-то там «Мафии» и прочая муть, но это уж совсем ни к чему. Их лучше вообще не видеть...
Очень длинный материал, за что приношу извинения. Кому интересно, кто выдержал столь пространные разглагольствования, в следующей статье опишу западную кинофантастику.
Ещё приглашаю вспомнить старые фильмы и дать им оценки. Можно даже попытаться на их основе составить списки и рейтинги.
Илья Рясной
* * *