Май 2023 (2)
25 Jun 2012, 07:56Наука

Полет на Луну?! Недорого: всего 100 млн. фунтов — ВИДЕО

Космические возвращаемые корабли эпохи Советского Союза получают новую жизнь благодаря небольшой британской компании, зарегистрированной в офшоре — на острове Мэн. При помощи аппаратов, которые советские инженеры собирались изначально использовать для поддержки закрытой космической военной станции, компания Excalibur Almaz намерена начать коммерческие полеты с туристами на борту, причем возить она их собирается не на околоземную орбиту, как все нынешние частные космические компании, а сразу на Луну, точнее вокруг нее.

Арт Дала, основатель и генеральный директор Excalibur Almaz, говорит, что при помощи советских космических капсул Алмаз (Салют) компания намерена предложить туристам уже в начале 2015 года лунные полеты, в рамках которых они преодолеют расстояние в 800 000 км. Дала говорит, что компания уже почти завершила работу над технической стороной проекта и готовится начать принимать заказы от потенциальных лунных туристов.
Станция Алмаз
Станция предназначалась в основном для решения задач оборонного значения и выводилась на орбиту носителем УР500К. Эскизный проект ОПС, а точнее, ракетно-космической системы, получившей наименование «Алмаз» был принят в 1967 г.
«Алмаз» был задуман как космический наблюдательный пункт с комфортабельными условиями для экипажа и хорошим оснащением аппаратурой наблюдения, точной системой ее наведения, способный следить как за лесными пожарами и загрязнением морей и рек, так и за перемещениями военных сил.
Для доставки на станцию экипажа и запасов разрабатывался свой транспортный корабль снабжения (ТКС), рассчитанный на вывод той же ракетой УР500К, Вначале предполагалось снабдить и станцию и ТКС аналогичными возвращаемыми аппаратами, рассчитанными на спуск экипажа с орбиты, но вскоре от этой идеи отказались. ВА остался только на транспортном корабле.
Станция «Алмаз» была приспособлена для длительной работы экипажа из трех человек. Конструктивно гермоотсек ОПС разделялся на две зоны, которые можно условно назвать зоной большого и зоной малого диаметров. Зона малого диаметра располагалась в передней части станции и закрывалась при выведении коническим головным обтекателем. Далее шла зона большого диаметра. Стыковка транспортных КК должна была осуществляться с задней торцевой части ОПС, где находилась сферическая шлюзовая камера (ШК), соединявшаяся с гермоотсеком большим переходным люком, В задней части ШК размещался пассивный стыковочный узел, в верхней — люк для выхода в открытый космос, в нижней — люк в камеру, из которой можно было спускать на Землю капсулы с материалами исследований. Капсула имела свою парашютную систему, сбрасываемый теплозащитный экран и спускаемый отсек с маяком. Вокруг ШК размещались агрегаты двигательных установок ОПС, развертываемые антенны и две большие панели солнечных батарей. Хвостовая часть станции с ШК закрывалась конусообразным щитом из экранно-вакуумной теплоизоляции.
В передней части гермоотсека в зоне малого диаметра размещался бытовой отсек экипажа со спальными местами, столиком для приема пищи, креслом для отдыха и иллюминаторами для обзора.
За бытовым — рабочий отсек с пультом управления, рабочим местом, оптическим визиром, позволяющим останавливать бег земной поверхности и наблюдать отдельные детали, панорамно-обзорное устройство для широкого обзора Земли, перископическое устройство для осмотра окружающего космического пространства. Задняя часть гермоотсека была занята аппаратурой наблюдения и системой управления.
Большой оптический телескоп для наблюдения Земли занимал место позади рабочего отсека от пола до потолка ОПС. Предполагалось, отсняв участки суши или моря, проявить фотопленку прямо на станции, просмотреть ее и наиболее интересные кадры передать по телевизионному каналу. Остальную пленку можно было спустить на Землю в капсуле.
Станция была оснащена авиационной скорострельной пушкой конструкции А.Э.Нудельмана. Ее можно было навести в нужную точку через прицел, поворачивая станцию.
Кто может слетать к Луне и обратно?
Во-первых, тот, у кого найдутся 100 млн фунтов на соответствующий контракт, во-вторых, у заявителя кроме толстого кошелька должны быть подходящие антропометрические показатели, а также все в порядке со здоровьем.
Дала говорит, что сейчас у Excalibur Almaz есть два советских Алмаза, на которых и планируется летать. Он также отметил, что возить к Луне туристов компания будет не на классических кораблях Алмаз, а на их видоизмененных вариантах. Здесь к капсулам были приделаны дополнительные двигатели, чтобы они могли доставлять Алмазы до Луны, а не только кружить вокруг нашей планеты.
По словам космонавта Владимира Титова, технического советника Excalibur Almaz, Алмазы вполне пригодны для полетов и при помощи них мечта о частных космических экспедициях может стать реальностью уже самого ближайшего будущего. Предполагается, что новый частный корабль будет состоять из двух секций: так называемый возвращаемый модуль, и расширяемый сервисный модуль, состоящий из жилой и рабочей зоны. В базовой версии аппарат сможет поднять трех космонавтов (профессионального пилота и двух пассажиров), либо 500 кг грузов. Оставаться на орбите такой аппарат в автономном режиме может неделю.
В Excalibur Almaz говорят, что ключевая особенность их программы — наличие именно готового и возвращаемого модуля, что с одной стороны позволит уже в ближайшее время начать его эксплуатацию, а с другой значительно снизить стоимость программы. Более того, инженеры намерены модернизировать аппарат, чтобы запускать его можно было на базе самых разных ракет-носителей из разных космодромов по всему миру.
Excalibur Almaz сейчас работает с производителем «Алмаза» «НПО Машиностроения», находящимся в подмосковном Реутове, над первичной адаптацией аппаратов. В заявлении компании сказано, что аппарат будет модернизирован, чтобы максимально соответствовать потребностям космических туристов, а с другой стороны позволять проводить несложные научные опыты в условиях микрогравитации.
Выступая в пятницу перед британским Королевским обществом аэронавтики Дала говорил, что по самым консервативным оценкам в период с 2015 до 2025 годов будет продано не менее 30 лунных билетов. Таким образом, компания планирует проводить не менее 1 полета в год. При этом многоразовые посадочные части можно использовать до 15 раз, что делает возможным использование аппарата на протяжении 15 лет. «Мы изначально ориентируемся на отправку туристов в масштабные космические полеты. Наши космические станции и посадочные модули должны быть готовы уже к 2015 году и тогда же мы начнем проводить первые полеты», — говорит он.
Перед началом полета российские ракеты «Протон» должны будут вывести на околоземную орбиту 30-тонную орбитальную станцию, которая станет своего рода перевалочным пунктом перед полетом на Луну. Ракеты «Союз-ФГ» будут запускать сами капсулы в космос. Запускаемая станция получит рабочий объем в 90 кубометров. Здесь туристы смогут подготовиться к лунному полету и переждать солнечные бури.
Дала говорит, что его компания, хотя и имеет необходимые для работы деньги, открыта для привлечения инвестиций.