Архивы публикаций
Август 2024 (2)
Июнь 2024 (1)
Май 2024 (1)
Апрель 2024 (1)
Февраль 2024 (1)
Октябрь 2023 (1)
29 Jun 2012, 08:56Наука

Включите МОЗГ

Не так давно сын знаменитого нейрофизиолога Натальи Бехтеревой директор Института мозга человека Святослав Медведев заявил, что обнаружил в мозге механизм, оценивающий наши действия с точки зрения морали. Однако идею усовершенствовать нравственность, воздействуя на мозг оперативным путём, назвал вредной.



Бессовестных нет?
— Это опасные игры, — сказал учёный. — Они могут завести слишком далеко. Да и «пульта управления нравственностью» в мозге ещё не найдено...
— Но ведь Вы нашли там совесть?
— Мы обнаружили механизм, который, так сказать, несёт ответственность за муки совести — оценивает все наши действия с точки зрения морали. Моей матери удалось обнаружить в мозге «детектор ошибок» — матрицу того, «как надо» и «как не надо»: например, вы забываете выключить свет или газ, и вам тут же об этом напоминают. Так же и с совестью: мозг отслеживает, все ли действия человека соответствуют привычной норме, и, когда мы отклоняемся от неё, подаёт знак — появляется ощущение, будто что-то не так. Если вы случайно ошиблись, то спустя какие-то миллисекунды возникает изменение определённых участков мозга. Эксперимент показал, что в момент, когда человек только собирается сказать неправду, и сразу после того, как он произнёс её, мозг выдаёт сигнал об ошибке, который фиксируется электроэнцефалограммой.
Однако что происходит, когда мы сознательно делаем неправильные вещи, ошибаемся не случайно, а намеренно, например обманываем? Оказывается, детектор нам сообщает: имей в виду, что это неправда. Чтобы человеку самому не поверить в собственную ложь. Это и есть совесть. Мне нравится фраза: «Совесть не мешает нам совершать зло. Она мешает нам наслаждаться им». Хотя ложь или сокрытие мыслей — естественная часть жизни. Если вы с утра решите говорить только правду и ничего, кроме правды, то, скорее всего, уже к вечеру лишитесь работы, а «вторая половина» выгонит вас из дома…
— Почему же одни следуют велению совести, а другие нет?
— Бессовестных людей не бывает, есть только разные представления о добре и зле. Что такое хорошо и что плохо, каждый человек понимает по-своему. Например, в цивилизованном обществе съесть человека — это ужасно, а для первобытных племён каннибализм — норма. Для нас убийство ребёнка преступно, а для горца, осуществляющего кровную месть, это достойный поступок. Даже у совсем аморальных, казалось бы, людей совесть как физиологическое явление всё равно присутствует…
— Даже у серийного убийцы или сотрудника концлагеря?
— Маньяки-убийцы, так же как и наркоманы, — больные люди. Они, может, убивают и плачут, но не в состоянии контролировать в себе зверя. А эсэсовцы, уничтожавшие узников, были обработаны пропагандой Геббельса. У них имелась своя, эсэсовская «совесть», система ценностей, которая позволяла им совершать запредельные жестокости, однако при этом они могли очень переживать из-за мучений собственной собачки, неисполнения указаний начальства или если делали что-то противное офицерской чести.
Почему в США был «вьетнамский синдром», а в СССР «афганский»? Американцам и советским людям не объяснили, ради чего идёт война, не сделали соответствующее изменение нравственной матрицы. Вот общество и стало страдать муками совести. А в гитлеровской Германии большинству сделали такое промывание мозгов, что этого не случилось…
— Если совесть — физиологический процесс, значит, он управляем? Например, с помощью операции?
— А судьи кто? Кто вынесет вердикт — это поведение правильное, а это нет? Есть ли тут табу? Уверен — да. Я категорически против целенаправленного изменения личности. Тем более если воздействовать на здоровых людей, а не, скажем, на неизлечимых наркоманов. Иначе очередной фюрер или секретарь парткома будет определять, как именно прооперировать вашу личность…
Если поставить это на поток и делать не по медицинским показаниям, а по указаниям, к примеру, правящих идеологов, то найдётся немало охотников таким образом «улучшать людей».
— Чик — и готово...
— Этот закон работает. Но, скажем, пересадку органов можно провести только в высокотехнологичной лаборатории. Такое на коленке не сделаешь, значит, «операции на личности» можно отследить. И потом, зачем усложнять, если можно всё сделать проще? Психику реально поменять с гораздо меньшими затратами. Например, во время одного эксперимента выяснилось, что из-за приёма алкоголя происходит «переворачивание» совести: правильное и неправильное меняются местами — когда человек говорит правду, детектор начинает срабатывать и, более того, даже провоцирует вас на неверные решения…
Вот почему не стоит садиться за руль, даже если принял на грудь совсем немного. Простой пример: 1 г водки на 1 кг веса — кажется, пустяк. Но в результате детектор ошибок, позволяющий трезвому водителю при небольшом заносе машины автоматом выравнивать руль, под воздействием спиртного начинает давать сбивчивые команды. Правильные действия оказываются возможны только на уровне сознательного управления: «Меня занесло, значит, надо повернуть руль сюда, а не туда». Но на это уходит больше времени, а каждая лишняя секунда может стать роковой. «Оперируя совесть», мы как бы открываем ворота в неизвестность.
— Получается, что любых «несогласных» можно сделать «согласными» благодаря воздействию на мозг?
— Да, и очень быстро. Даже сейчас можно этих самых «несогласных» утихомирить известными седативными средствами: взять валиум, седуксен и подмешать в водопроводную воду или минералку в местах её продаж. Подобный эксперимент провели в одном шведском городке: пустили в водопровод слабое успокоительное и объявили атомную тревогу. Народ только ходил и посмеивался…
Проблема в том, что такое легко проверяется: люди начинают совершать неадекватные поступки. Это заметят, возникнет дикий скандал. Кроме того, ведь ОМОН тоже будет пить эту «успокоительную» воду. И что тогда? У вас не будет ни протестующих, ни дееспособной полиции…
Есть и ещё одно обстоятельство: «успокаивать» в массовом масштабе нельзя вечно. А что потом? К таким вещам организм привыкает. И если людей снять с этого дела, возникнет абстиненция — похмельный синдром. Вы представляете — десятки, сотни тысяч человек или даже миллионы «с похмелья»? Они вам такое покажут!