Архивы публикаций
Август 2024 (2)
Июнь 2024 (1)
Май 2024 (1)
Апрель 2024 (1)
Февраль 2024 (1)
Октябрь 2023 (1)
02 Dec 2017, 17:33Наука

Конец власти

Конец власти

Сначала повторю общие соображения, подталкивающие нас к Теории Власти.

Ограниченность количества социальных связей каждого отдельного человека приводит к необходимости существования специального социального органа, который бы обеспечивал согласованность действий членов сообщества. Властная группировка берет социум под контроль именно благодаря тому, что обеспечивает такую согласованность — прежде всего внутри самой себя. Очень важно понимать, что отношения внутри властной группировки основаны не на насилии, они добровольны. Главная социальная функция Власти заключается в том, чтобы достигать совместного согласованного действия членов данной властной группировки в отношении всех прочих двуногих — с тем чтобы далее (уже насильственно) согласовывать действия этих двуногих, хотят они того или нет. Добровольная согласованность членов властной группировки предоставляет им возможность насильственно подчинять своей воле прочих членов социума. Человек Власти добровольноподчиняет себя воле своего сюзерена — именно для того, чтобы быть человеком Власти, и иметь возможность насильственно подчинять людей, во властную группировку не входящих. Собственно, в этой диалектике добровольности для своих и принуждения для внешних и заключается суть Власти, если смотреть на неё с гуманитарной стороны. С математической стороны там возникает целая куча других, ещё более интересных вещей. Но речь сейчас не об этом.

Развитие властных отношений в обществе с веками приводит к тому, что Власть создает для своего удобства аппарат Управления, которому и передает вначале функции принуждения, а потом и все прочие хлопоты, связанные с управлением обществом. Это очень удобно, так как весь негатив, связанный с принуждением, общество связывает с Управлением, в то время как Власть остается в стороне от критики и всевозможных неприятностей. Так возникает искусственное государство, в котором мы сегодня и живем, ошибочно принимая видимый нами аппарат Управления за саму Власть, владеющую нашей страной. Мне нравится метафора владельца автомобиля и шофера. Ребенок мечтает о том, чтобы стать шофером и порулить; но хозяин машины как правило предпочитает ездить на заднем сидении. Всё, что требуется от Власти — это контролировать аппарат Управления. Это гораздо удобнее, чем непосредственно управлять обществом, и требует гораздо меньше людей. Потому возникновение государства современного типа (в XVIII веке) означало неизбежное сокращение Власти. В феодальные времена, когда Власть непосредственно управляла обществом, основную массу людей Власти составляли феодалы нижнего уровня — теперь они стали не нужны, и кое-где для их устранения потребовался кровавый спектакль «буржуазной революции». Считается, что в результате буржуазных революций власть переходит от феодалов к буржуазии. На самом деле власть, конечно, остается в руках крупных феодалов, а страдают от буржуазной революции только низшие слои старого общества, мало-помалу ставшие ненужными в результате появления более совершенной машины Управления.

Пока я не сказал ничего нового, я лишь повторил уже много раз сказанное на разные лады в моём жжурнале. А вот теперь — внимание! — говорю нечто новенькое.

Появление и бурное развитие Интернета, средств электронного контроля за нами и — главное! — искусственного интеллекта может привести к ещё более значительным переменам во Власти — причем уже в ближайшем будущем. Скажу больше, по всем признакам эти перемены уже начались.

Как нам обозначить новый вид Управления? Я предлагаю термин «сетевое управление». Он кажется подходящим по нескольким причинам. Во-первых, потому, что искусственный интеллект сегодня наиболее успешно развивается в направлении нейронных сетей. Во-вторых, потому, что для тотального контроля за нами грешными нужна Сеть, в смысле Имнернет. И в-третьих — самое главное! — потому, что такой контроль не требует организации пирамиды Управления.

Мало кто осознает сегодня, насколько глобальным является отказ от принципа Пирамиды, который был всегда основным принципом организации Управления. Идея пирамиды проста: один человек управляет несколькими, эти несколько — парой десятков, эти в свою очередь сотней, те несколькими сотнями — и так далее. Недостаток пирамиды с точки зрения Власти очевиден: в руках людей, сидящих близко к её вершине, сосредотачивается огромная власть, которая может в какой-то момент выйти из-под контроля данной властной группировки. Потому вся вершина пирамиды Управления должна быть насквозь пронизана агентами Власти. За последние два века Власть выработала очень удобное средство контроля над Управлением. Эта система называется «демократией». Пирамида Управления постоянно подвергается шквалу критики, в народе постоянно возбуждается недовольство Управлением, само Управление разделено на несколько «ветвей» (законодательная, судебная, исполнительная), которые ограничивают друг друга. Всякая спецслужба уравновешивается другой спецслужбой, а СМИ постоянно подогревают истерию в отношении любого, кто более-менее высокопоставлен в Управлении.

Переход от Пирамидального управления к Сетевому делает всю эту демократическую шумиху ненужной. Если народом управляет беспристрастная Сеть, которую невозможно подкупить, которая абсолютно безлична — то народу просто не на кого изливать свой гнев. Общество перестаёт быть Пирамидой и становится одноэтажным. Сбывается мечта всех анархистов, которые могут теперь гордиться, что они первыми предвосхитили эпоху Сети. Теперь в обществе просто нет «негодяев в кабинетах из кожи», которых можно было бы обвинять в несправедливости и своекорыстии! Но главное — у реальной Власти теперь нет никакой причины подогревать в обществе анархизм и недовольство существующим Управлением. Наступает эра полного покоя и сетевого благоденствия. Но чтобы её достичь, нам придется пройти через новую революционную эпоху, в ходе которой Власть численно сократится во много-много раз. Между тем, люди Власти — даже обитающие в самом низу дерева Власти — это люди суровые и влиятельные. И ликвидировать их Сети будет не так-то просто.

Если сегодня, по подсчетам Щеглова и Хазина, примерно 1% граждан является людьми Власти, членами властной группировки, то после утверждения власти Сети таких людей останутся буквально десятки, много если сотни. То есть, вся полнота Власти на планете земля реально должна сосредоточиться в руках нескольких Фамилий, а все остальные «феодалы» превращаются в пятое колесо телеги. Представляете, какое страшное потрясение нам предстоит пережить, прежде чем мы сможем войти в сетевой рай?

И вот, я думаю, что само по себе появление Теории Власти имеет своей причину то обстоятельство, что на сегодня Власть в её классическом виде, в виде разветвленного дерева, уходящего своими корнями в самую глубину социума — эта Власть на сегодня уже устарела. Мы не понимали, и вдруг нам с вами разрешено понять, кто и как нами управлял до сих пор. Почему же такая перемена? Кто разрешил нам, объектам Управления, вдруг озадачиться судьбами Власти?! Я полагаю, что это сделано по воле самой же Верховной Власти. Она намерена нашими руками избавиться от своих собственных вассалов, которые вскоре станут и уже становятся ненужными. Грядет глобальная Революция, в ходе которой бывшие люди Власти станут основными объектами народной ненависти. Нам будет внушено, что Власть как таковая есть зло, и нам всем следует скорее избавиться от неё как от атавизма, и предаться счастливому благоденствию под покровом нейронной самообучающейся Сети. И мы, конечно, не сможем отказаться от такого предложения — уж очень оно заманчиво, согласитесь!

Теперь я хочу набросать (по мере возможности) и общие черты той реальности, в которой мы окажемся после того, как верховная Власть окончательно уйдет на невидимый заоблачный Олимп, оставив нас посреди социальной равнины, где каждая выступающая кочка будет объектом ненависти и подозрения. Ведь главным врагом, на который будет обрушиваться гнев общества, будет ненавистная «властная группировка». Теорию Власти будут изучать в школе, и все дети сызмальства будут знать, как плохо становиться «вассалом» и какая кака любой человек, претендующий на роль «сюзерена». Теория Щеглова и Хазина станет новой «азбукой марксизма», а я грешный рискую стать третьим в новой троице, которая займет место Маркса-Энгельса-Ленина. Впрочем, я надеюсь, что этого не случится, ведь чтобы стать Лениным, мало быть теоретиком, надо ещё и революцию организовать, на что я совершенно не гожусь. Так что у меня есть все основания надеяться, что меня занесут в список каких-нибудь оппортунистов, и в святцы новой религии я не попаду. (Упаси, Боже!) А вот Щеглову с Хазиным уж теперь никак не отвертеться!

Я полагаю, что в Сетевом обществе не будет нужды в силовых структурах. Ведь система тотального контроля предоставляет Сети огромные возможности заниматься с каждым из нас индивидуально, учитывать персональные особенности, склонности и слабости каждого. Кроме того, ничто не мешает Сети самой организовывать преступность. Представьте себе киллера, которому по глубоко анонимной сети приходит заказ устранить такого-то человека. Причем Сеть сама указывает, где и когда этот человек будет находиться, а также сама готовит киллеру алиби и пути отступления. Опираясь на могущество всеведущей Сети, такой киллер непобедим и неуловим. И он с легкостью ликвидирует всякого, кто представляет, по мнению Сети, опасность для общества. Но это ещё ерунда! Представьте себе, что в сеть организованной таким образом преступности входят десятки тысяч людей по всей стране. Они друг друга просто не знают, никак между собой не связаны. Установить связь между ними невозможно; это могла бы сделать лишь Сеть — та самая Сеть, которая и организует их действия. Итак, никакая организованная «полиция» (не говоря уже об армии) больше не нужна. Сеть способна поддерживать порядок в обществе силами самого общества — так это будет называться.

Крупные собственники станут не нужны. Их имуществом будет управлять Сеть, а им самим будет предложено упокоиться в той или иной форме. И умные собственники изберут разумную форму. Заметьте, эта социально-имущественная революция произойдет не только почти ненасильственно (почти — потому что не все ведь умны), но и почти незаметно. Де-юре собственник может оставаться формальным собственником своего миллиардного имущества, де-факто им будет распоряжаться Сеть. Очень изящная схема «социалистической революции», не находите?

Но до сих пор мы говорили только о хорошем. Теперь поговорим и о плохом.

Ясное дело, что попытки создать такую Сеть уже предприняты, и Сеть уже работает. Именно поэтому мы наблюдаем во всем мире такое страшное падение авторитета государства и официальных политиков. Народ готовят к мысли, что политики больше не нужны, что государство лишь излишнее бремя для общества. Все эти смертельно надоевшие публике меркели, обамы, путины и прочие трампы — последние клоуны в завершающем акте многовековой драмы под названием «государство». Государство кончается.

Но плохо то, что попытки создать Сеть явно предпринимаются не одним каким-либо центром Власти, а сразу несколькими конкурирующими центрами. И США тут явно в отстающих. Они совсем недавно спохватились и теперь изо всех сил пиарят свою Кремниевую Долину, в то время как их страшные и таинственные европейские конкуренты действуют, как всегда, по-шпионски. Они оперативно крадут все американские наработки, не давая в то же время американцем информации о своих собственных наработках. Я думаю, что настоящими лидерами в этой области являются люди, скрывшие себя под псведонимом «Сатоши Накамото». Едва ли биткоины являются главным, и уж наверняка не единственным их изобретением.

Американцы сильны, и они не сдадутся. А это значит, что благоденствие под сенью одной Сети нам не грозит. Напротив, нам предстоят страшные и ужасные Сетевые войны, конфликты между разными конкурирующими Сетями управления. И не исключено, что сетевые войны покажутся нам смертным столь же тяжкими, а может, и более тяжкими, чем кровавые войны прошлого. Раньше на войне по крайней мере был фронт и был тыл. Теперь тыла не будет, и одна Сеть будет наносить удар другой Сети, взламывая её систему Управления и используя её же собственные ресурсы для того, чтобы создать хаос на управляемой ею территории.

Главный негативный персонаж этой войны уже обозначен: русские хакеры. Вот новые злодеи, которые теперь сменят в общественном мнении устаревающих на глазах «террористов». Хакер — это страшный человек, способный проникнуть в мозг доброй управляющей Сети и вложить в неё ту или иную смертоносную, разрушительную социальную программу. Ясное дело, что именно на «хакеров» каждая Сеть будет сваливать теперь и совершаемые ею самою злодеяния, без которых едва ли можно успешно поддерживать социальный порядок. Падающие самолеты, сталкивающиеся поезда — это банально. Здесь нас могут подстерегать нежданчики и пострашнее.

Всякую Сеть можно взломать, и взломы Сети (как действительные, так и мнимые) будут разнообразить скучное благоденствие сетевого рая, не позволяя людям расслабиться и получить удовольствие. История продолжается!

Ну, и небольшая видеоиллюстрация, чисто ради нагнетания:



UpDated

Наткнулся на великолепный текст Крылова на ту же тему и практически одновременно написанный (удивительно, но факт!):

Следующая мысль состоит в том, что людей нужно занять какой-нибудь работой, бессмысленной или нет....

Но на самом деле всего этого НЕ НУЖНО. Потому что человек не нуждается в том, чтобы работать. Идеальное состояние для обывателя — сытая бездельная жизнь без серьёзных проблем и необходимости принимать решения. Французский рантье позапрошлого века именно такой жизнью и жил. Не ощущая при этом ну никакой потребности встать к станку или к конторке. И его жизнь не назовёшь пустой. Даже если она состояла из завтраков, обедов, ужинов, чтения газет и посещения оперы. Этих занятий вполне достаточно, чтобы целиком и полностью занять человека. Если же сюда добавить пару завитушечек — скажем, гурманство и туризм — то такой товарищ может жить хоть сто лет, занимаясь любимыми делами, никого при этом не беспокоя и не раздражая.

Разумеется, это предполагает сохранение денег как универсального мерила стоимости. «Коммунизм», когда каждый «берёт что хочет и сколько хочет», не наступит никогда. Ресурсы, доступные человеку, есть и будут ограниченными. Однако «бесплатную жизнь» обеспечить можно. Вопрос — нужно ли.

Французский рантье был существом законопослушным и даже пугливым. Но это потому, что он понимал, насколько шатко его социальное и экономическое положение. Не будучи инвестором-спекулянтом, он всё равно должен был думать о надёжности своих вложений, гарантией которых он видел сохранение существующих порядков. Во всяком «волнении» он видел для себя опасность, а любые полицейские меры поддерживал хотя бы аплодисментами. Типаж понятный, с ним легко. Но будут ли такими же обеспеченные безработные будущего?

Скорее всего, нет. Если, конечно, просто давать им деньги — то есть устроить какой-нибудь «безусловный основной доход», достаточный для приличной жизни.

Во-первых, пугливость рантье была связана с ощущением ненадёжности жизни. Жизнь мира будущего будет сверхнадёжна, поскольку её гарантом будет техника. Французский рантье жил в эпоху войн (как у себя дома, так и на окраинах, и все они влияли на экономику), недородов (помните значение этого слова?), волнений, афёр (одна «панама» чего стоила!) и многих других траблов. В мире будущего подобные вещи до конца исключить не удастся, но ощущение прямой связи личного кошелёчка и глобальных проектов уже не будет. Вера в стабильность существующего порядка станет очень высокой. «Делайте что хотите, а мою тысячу евро в месяц платите».

Во-вторых, раньте чувствовал, что принадлежит к очень тонкому слою обеспеченных людей, а ниже — океан нищеты. Сидя в уютном ресторане, он знал, что за стеной, на улице — голодные толпы. В мире будущего — разумеется, в Первом Мире — так будут жить все. Никаких голодных толп за стеной не будет. Все бедные будут жить и умирать где-то там — в России, в Индии, в Бирме, ещё где-то за пределами светлого круга цивилизации. Соответственно, это будет поощрять социальную безответственность. Начиная от мелкой бесцельной преступности типа вандализма и кончая увлечением левыми идеями (что может сделать из относительно нормального человека убийцу и преступника, который будет резать головы во имя идеалов феминизима, вегетарианства или ислама: это уже неважно).

Как предохраниться от этого? А очень просто.

Если до сих пор людям платили деньги за то, что они ДЕЛАЮТ, то в будущем будет оплачиваться то, чего люди НЕ ДЕЛАЮТ. Иными словами, наступит эпоха наград на ХОРОШЕЕ ПОВЕДЕНИЕ, за лояльность и т.д. И, соответственно — наказаний за ПЛОХОЕ поведение, нелояльность и т.п.

Мы уже сейчас можем увидеть, как это делается. Так как Великий Эксперимент уже начался. По европейскому обычаю, он проводится за пределами Европы. В данном случае — в Китае.

Описание есть в статье «Как Китай строит цифровую диктатуру». Статья заслуживает самого внимательного изучения. Приведу лишь самые интересные места.

Всевидящее око XXIвека пришло в Китай. И имя ему — система социального кредита... К 2020 году не только каждая компания, но и каждый житель материкового Китая будет отслеживаться и оцениваться этой системой в режиме реального времени. Рейтинг доверия физлиц будет привязан к внутреннему паспорту. Рейтинги будут публиковаться в централизованной базе данных в интернете в свободном доступе.

Обладатели высокого рейтинга будут пользоваться различными социальными и экономическими льготами. А тем, у кого рейтинг будет плохой, придется страдать — на них обрушится вся мощь административных санкций и ограничений. Главная задача, и это прямым текстом указывается в «Программе Госсовета», чтобы «оправдавшие доверие пользовались всеми благами, а утратившие доверие не могли сделать ни шагу».

Система уже работает в пилотном режиме примерно в тридцати городах Китая. Передовиком в этом деле стал город Жунчэнв провинции Шаньдун. Всем жителям города (670 тысяч человек) дается стартовый рейтинг 1000 баллов. Далее в зависимости от их поведения рейтинг либо растет, либо падает. Разрозненная информация о жизни и деятельности гражданина поступает из муниципальных, коммерческих, правоохранительных, судебных органов в единый информационный центр, где обрабатывается с помощью технологии big data, и рейтинг гражданина, соответственно, либо повышается, либо снижается. В Жунчэне единый информационный центр анализирует, ни много ни мало, 160 тысяч различных параметров из 142 учреждений. Активно приветствуется и система доносов. Гражданину, сообщившему куда следует о всяких нехороших делах своего соседа, полагается как минимум пять баллов.

Какого-либо единого документа, где было бы четко прописано, что делать можно, а что нельзя и что за это будет, система не предполагает. Известно лишь, что если твой рейтинг больше 1050 баллов,то ты образцовый гражданин и маркируешься тремя буквами А. С тысячей баллов можно рассчитывать на АА. С девятьюстами — на B. Если рейтинг упал ниже 849 — ты уже подозрительный носитель рейтинга C, тебя выгонят со службы в государственных и муниципальных структурах.

А тем, у кого 599 баллов и ниже, несдобровать. Их записывают в черный список с припиской D, они становятся изгоями общества,их не берут почти ни на какую работу (даже в такси с черной меткой D работать нельзя), не дают кредиты, не продают билеты на скоростные поезда и самолеты, не дают в аренду автомобиль и велосипед без залога. Соседи от тебя шарахаются как от огня, ведь не дай бог кто-то увидит, как ты общаешься с человеком D, на тебя сразу донесут, и твой рейтинг тоже стремительно пойдет вниз.

Тем, у кого рейтинг АА и выше, дают потребительский кредит до 200 тысяч юаней без залога и поручителей, по сниженной процентной ставке. Тот, у кого рейтинг А, может лечь в больницу без залога, если стоимость лечения не превышает 10 тысяч юаней. С рейтингами АА и ААА беззалоговая сумма увеличивается до 20 и 50 тысяч юаней соответственно. Практически святых людей ААА с порога больницы или поликлиники будет бесплатно сопровождать младший медперсонал, оказывать им всяческую помощь. Если надо — дадут инвалидную коляску без залога, женщинам сделают анализ на раннее выявление рака шейки матки и маммографию без предварительной записи. Здоровым жителям Жунчэна с рейтингом А+ дадут велосипед в аренду без залога, и первые полтора часа можно будет кататься бесплатно. Для сравнения: обладателям рейтинга С велосипед дадут только под залог 200 юаней.

Возникает вопрос: как зарабатывать рейтинги или хотя бы их не потерять? Власти Жунчэна говорят: это очень просто. Достаточно жить по закону, вовремя погашать кредиты, платить налоги, соблюдать правила ПДД (за каждое нарушение, помимо административного штрафа, также снимают от пяти баллов рейтинга), не нарушать морально-нравственные устои общества, и все будет в порядке. Не убрал во дворе за своей собакой — минус пять баллов. Проводил пожилого соседа до поликлиники — получил пять баллов, поясняет китайский информационный ресурс «Хуаньцюван».

Я думаю, на этом можно остановиться, так как суть системы все уже поняли. Осталось только немножко докрутить.

Итак. В недалёком уже будущем жители развитых стран, не имеющие работы, будут жить так. Они будут еженедельно получать небольшую сумму денег, которую будет хватать только для того, чтобы не голодать и иметь крышу над головой. Но на самом деле большинство граждан будет жить куда лучше. Потому что они будут получать бонусы и поощрения за хорошее поведение. Перешёл улицу на зелёный свет — получил один балл. Поклонился господину полицейскому — полтора балла. Тщательно вытер ноги перед входом в государственное учреждение — полбалла. За пять баллов можно получить тридцати процентную скидку в недорогом сетевом ресторане. Тридцать процентов — это весомо. А если ты регулярно зарабатываешь по пять баллов в день, ты получаешь доступ к продовольственным кредитам и покупкам со склада. На этом можно экономить до пятидесяти процентов. А уж если твой рейтинг возрастает выше обычного обывательского, то становятся доступны совсем уж волшебные вещи — начиная с оплаченных государством авиабилетов и кончая списыванием ипотечных кредитов.

Ну а теперь — внимание. Сейчас будет самое важное.

Мы все привыкли к тому, что нужно жить по правилам — но эти правила, как минимум, ИЗВЕСТНЫ. Они сообщаются нам родителями, учителями, и в конце концов— кодексами законов. Закон — это самое важное. Он существовал ещё до Гомера и сопровождал человеческую цивилизацию до XXI века включительно.

Так вот, этому древнейшему спутнику человеческой жизни — закону — приходит конец. Во всяком случае, в развитых странах.

Что его заменит? Компьютерный анализ «больших данных» и система правил, которых никто не будет знать— что не освободит от необходимости им подчиняться.

Как это будет выглядеть на практике.

Описанная выше система («поклонился полицейскому — полтора балла, тщательно вытер ноги — полбалла») будет принята лишь на первых порах. Потом в ход будет пущен компьютерный анализ всех данных по всем гражданам. Будут искать, чем граждане с плохим поведением — скажем, имеющие уголовные или административные взыскания — отличаются от граждан с хорошим поведением. Поскольку это будет делать машина, не связанная человеческим предрассудками, а только работающая со статистикой, могут открыться самые неожиданные вещи. Например, может выясниться, что граждане, любящие чернику, страдающие астмой и любящие лошадей совершают больше правонарушений, чем другие. Искусственный интеллект среагирует на это соответственно: за сочетание подобных интересов будет НАКАЗЫВАТЬ ЗАРАНЕЕ. Ну то есть срезать человечку баллы.

При этом человек НЕ БУДЕТ ПОНИМАТЬ, за что его, собственно, наказывают. Он будет метаться, пытаться переводить больше старушек через дорогу, вести себя безумно высоконравственно — а баллы будут всё равно снимать. Ему бы отказаться от черники, но кто ж ему это объяснит? Да никто. В конце концов он превратится в гражданина третьего сорта, который «не может сделать ни шагу».

С другой стороны, появляется всякие сервисы, которые будут такие вопросы распутывать. Разумеется, «сомнительно и гадательно», но всё-таки. И, может быть, в последний момент бедолага узнает, что ему нельзя чернику. Откажется от неё — и рейтинг поползёт вверх.

Как это выглядит уже сейчас в Китае:

Alibaba уже запустила собственный рейтинговый сервис Sesame Credit. По какому алгоритму считаются рейтинги, компания держит в секрете. Известно лишь, что на рейтинг влияет, реальное ли имя ты указал при регистрации аккаунта в соцсетях, что ты пишешь, что читаешь и даже то, кто у тебя в друзьях. Если в друзьях люди с низким рейтингом — твой рейтинг тоже падает. Так что лучше не водиться с неблагонадежными личностями.

Также, по признанию технического директора Sesame Credit Ли Инъюня, на рейтинг влияют покупки. В интернете широко разошлась цитата из его интервью изданию Caixin, где Ли Инъюнь заявил, что «те, кто по 10 часов в день играет в компьютерные игры, будут считаться неблагонадежными, а те, кто регулярно покупает подгузники, вероятно, ответственные родители, и их рейтинг будет расти».

Эта тема широко обсуждалась среди пользователей китайского сервиса микроблогов Weibo, аналога Twitter. Они даже попыталисьразработать собственную стратегию повышения рейтингов. Так, например, блогеры утверждают, что если поддерживать на счете Alipay более 1000 юаней, хотя бы раз в три-пять дней совершать маленькие покупки, использовать сервисы по управлению благосостоянием и p2p-займам, например Zhaocaibao, то твой рейтинг в Sesame Credit значительно вырастет. Таким образом, есть версия, что консюмеризм может быть одним из существенных факторов благонадежности.

Заметим вот что. Эта система вообще не основана на представлениях о справедливости, морали, праве и т.п. Все эти понятия выкидываются на помойку. Важно только то, что насчитал компьютер, анализирующий огромные массивы данных. При этом его логика будет НЕПОСТИЖИМА человеческому разуму. Более того, сам компьютер не будет «знать», почему он принимает те или иные решения — они не будут иметь объяснений, ибо это будут выводы из статистических закономерностей. «Почему-то любящие чернику, страдающие астмой и любящие лошадей совершают больше правонарушений, чем другие». Почему именно — неважно, да и неинтересно. Важно, что это выявленная статистическая закономерность.

Как будет жить человек будущего? В СТРАХЕ, сравнимом с тем страхом, который испытывал французский рантье, боящийся, что его доходы станут жертвой войны, авантюры или политики правительства. Нет, этот страх будет даже больше, потому что воля железного бога будет совершенно непостижима. Ну или постижима лишь частично — что будет лишь способствовать невротизации.

Представим себе день западного безработного обывателя. Вот он проснулся на полчаса раньше. За это он наказан потерей десяти баллов на счёте. Он в панике, но выпить алкоголь боится — есть мнение, что за алкоголь с утра минусуют двадцать баллов. Он не проверял, но и не хочет. Дальше он смотрит по сети свежие новости, стараясь слишком долго не задерживаться на страницах — прошёл слух, что за это минусуют на полбалла, а сейчас у него каждый балл на счету. На улице он перевёл старичка через дорогу. Обычно за это начисляют баллы, но старичок сам имеет категорию «плохой гражданин», а за общение с плохими гражданами наказывают. Ещё минус пять баллов. К счастью, он направился обедать в новооткрывшуюся харчевню и получает десять баллов за поддержку нового бизнеса. Под них он получает невозвратный микрокредит, на который и завтракает. На завтрак он берёт бокал шампанского, раньше за это не наказывали. Но теперь новые веяния, на Самом Верху (это непостижимо где, люди боятся даже и думать, где это и что такое) принято решение минусовать любой алкоголь по утрам. Минус два балла, человечек в панике. Однако на улице он улыбнулся, глядя на памятник уважаемому политическому деятелю. Улыбку зафиксирует телекамера, электронный разум её проанализирует, сочтёт доброй, начислит балл.

Вот такая насыщенная жизнь будет у наших потомков. При этом сами понятия «права», «закона», «справедливости» и т.п. полностью исчезнут. Люди будут ГАДАТЬ, за что их наказывают и за что поощряют. Выработается специальная интуиция, некоторые особо продвинутые товарищи будут ПУЗОМ ЧУЯТЬ текущую линию (как сейчас некоторые чуют «модные тенденции»). Жизнь будет проходить в гаданиях — чем бы ещё ублажить электронную систему и как бы избежать наказания.

На что всё это будет похоже? На жизнь под властью божества, абсолютно своевольного, иррационального (на самом деле сверхрационального, видящего отдалённые последствия) и столь же неумолимого. Однако это будет в целом комфортная жизнь. Альтернатива же всегда рядом — это мир за пределами Запада: грязный, дикий, голодный, полный насилия и ужаса. Ничего другого не будет в принципе.

Избежать всего вышеописанного, я думаю, невозможно. Как только появилась возможность собирать о человеке данные в промышленных масштабах, она тут же будет использована. Она уже используется — и гораздо чаще, чем мы думаем. «А дальше будет больше», так всегда бывает. Так что превращение Первого Мира в стадо пищащих от страха крысёнышей неизбежно. И мы будем безумно завидовать этим крысёнышам, потому что за пределами их золотой клетки будет ужас, мрак и дикарство. На которое мы, русские, обречены.

Впрочем... Не хотелось бы заканчивать на печальной ноте. Вполне возможно, что особо избранные народы — например, граждане Швейцарии, Монако и Лихтенштейна — будут избавлены от этой системы. Все вокруг будут жить так, а они — по старинке. Ну, например, потому, что Хозяевам Мира захочется видеть вокруг себя не запуганных зверьков, высчитывающих баллы, а более-менее свободных граждан. Из чисто эстетических соображений.

Будем надеяться хотя бы на это.